Средневековые университеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:41, лекция

Краткое описание

XII в. как результат возросшей потребности в научном знании и людях, им обладающих, – ученых – начался процесс образования на базе соборных школ в крупнейших городах Западной Европы высших школ – университетов. Первоначально понятие «университет» (от лат. universitas – совокупность) означало корпорацию преподавателей, профессоров и студентов, «схоларов», целью которой является изучение и приумножение единого христианского знания.

Вложенные файлы: 1 файл

8среднев.инст.docx

— 20.06 Кб (Скачать файл)

XII в. как результат  возросшей потребности в научном  знании и людях, им обладающих, – ученых – начался процесс  образования на базе соборных  школ в крупнейших городах  Западной Европы высших школ  – университетов. Первоначально  понятие «университет» (от лат.  universitas – совокупность) означало корпорацию преподавателей, профессоров и студентов, «схоларов», целью которой является изучение и приумножение единого христианского знания.

 Первые университеты  появились в Болонье (1158), Париже (1215), Кембридже (1209), Оксфорде (1206), Лиссабоне  (1290). Именно в этих учебных  заведениях были сформулированы  основные принципы академической  автономии, разработаны демократические  правила управления высшей школой  и ее внутренней жизнью. Так,  университеты имели ряд привилегий, дарованных им римским папой:  выдача разрешений на преподавание, присуждение ученых степеней (ранее  это было исключительным правом  церкви), освобождение студентов  от военной службы, а само учебное  заведение от налогов и т.  п. Ежегодно в университете  избирались ректор и деканы.

 В XIII в. открылось  еще 25 университетов, среди которых  университеты в Праге (1347), Пизе (1343), Флоренции (1349) и др. К XV в.  в Европе насчитывалось около  60 университетов. 

 Обычно в структуру  университета входили четыре  факультета: артистический, юридический,  медицинский и богословский. В  средневековых высших школах  устанавливалась иерархия: старшим  считался богословский факультет,  затем юридический, медицинский  и артистический факультеты. На  этом основании артистический  факультет, где изучалось «семь  свободных искусств», в некоторых  историко-педагогических исследованиях  называют младшим или подготовительным, вместе с тем правила университета  этого не предполагали. На богословском факультете изучали главным образом Священное Писание и «Сентенции» Петра Ломбардского (нач. XII в. – 1160), обучение длилось около 12 лет, студенты, продолжая обучение, могли преподавать сами и занимать церковные должности, в конце обучения им присваивались звания магистра теологии, а затем лиценциата (преподавателя, допущенного к чтению лекций, но еще не защитившего докторскую диссертацию).

 На юридическом  факультете рассматривалось римское  и католическое право, через  четыре года обучения студенты  получали степень бакалавра, а  еще через три года – лиценциата. Обучение на медицинском факультете  включало изучение трудов Гиппократа, Авиценны, Галена и других известных  врачей. По истечении четырех  лет обучения студентам присваивалась  степень бакалавра, и в течение  двух лет они должны были  заниматься врачебной практикой  под руководством магистра. Затем  после пяти лет обучения им  позволялось сдавать экзамены  на звание лиценциата.

 На основе школьного  курса тривиума студенты артистического  факультета изучали квадриум, особенно подробно геометрию и астрономию, кроме того, в курсе обучения рассматривали схоластику, труды Аристотеля, философию. Через два года студенты получали степень бакалавра, подготовка магистра длилась от трех до десяти лет. Главной целью обучения на всех факультетах было достижение ученых степеней.

 Внутри факультетов  студенты по национальному признаку  объединялись в землячества, решающую  роль в присуждении ученых  степеней играла корпорация преподавателей. В управлении университетом ректор  опирался на деятельность наблюдательного  и ученого советов, последний  избирался из числа профессоров  и магистров. В некоторых университетах  с XIV в. право избрания профессоров  перешло к городам. Постепенно  к XV в. появляются государственные  университеты.

 Занятия в университетах  длились на протяжении целого  дня (с 5 ч утра до 8 ч вечера). Основной формой обучения было  чтение профессором лекций. В  связи с недостаточным количеством  книг и рукописей этот процесс  был трудоемким: профессор по  нескольку раз повторял одну  и ту же фразу, чтобы студенты  могли ее запомнить. Низкой  продуктивностью обучения отчасти  объясняется его длительность. Раз  в неделю проводился диспут, нацеленный  на развитие самостоятельности  мышления, студенты были обязаны  присутствовать на диспутах.

2)Средневековые университеты имели 4 факультета. Обязательным для всех был так называемый артистический (подготовительный общеобразовательный) факультет, на котором преподавались «семь свободных искусств» (septem artes liberales). Изучив грамматику, риторику и основы диалектики, студент получал степень бакалавра искусств, а по изучении полного курса (философии, арифметики, геометрии, астрономии и теории музыки) ему присваивалась степень магистра искусств и предоставлялось право поступления на один из 3 факультетов: богословский, медицинский или юридический, по окончании которых присваивалась степень бакалавра, магистра и другие по соответствующей отрасли (богословию, медицине, праву). В Парижском университете были три главные степени: бакалавра, лиценциата и магистра (доктора).

Как срок обучения, так  и возраст студентов в университетах  не были установлены (практически обучение в университетах продолжалось 12—14 лет). Методами обучения были лекции и  диспуты. Часть студентов жила в  университетском общежитии (в коллегиуме), а иногда - в студенческой квартире (бурсе), которая находилась под надзором университетского начальства. Студенты, принадлежавшие к той или иной национальности, объединялись в особые организации – «нации», отголосками  которых в позднейшие века, вплоть до XX века, были студенческие «землячества» (землячества существуют и в современных вузах).

Средневековые университеты в свое время сыграли значительную положительную роль. Они содействовали  интернациональному общению студентов  и профессоров (профессора и студенты могли переходить из университета одной  страны в университет других стран), способствовали развитию городов.

Специфика средневековой системы образованияЯркой особенностью средневековой культуры является ее письменный характер. Вместо характерного для античности просвещенного досуга ("схоле") появляется ученый труд ("прагматейя") , вместо устной культуры - письменная. Это дает возможность транслировать знания в другие эпохи. Утверждается культ слова. 
 
 
 
 
 
 
 

3) В конце XII — начале XIII в. появились первые университеты. Слово «университет», образованное от латинского universities — «целостность», «совокупность», означало корпорацию педагогов и студентов. Средневековый университет включал в себя следующие факультеты: юридический, медицинский, богословский, философский. Однако обучение начиналось с особого, подготовительного, факультета, где преподавались знаменитые «семь свободных искусств». А поскольку по латыни искусства — «артес», то факультет назывался артистическим. Преподавание шло на латыни.

 Слово  «лекция» означает чтение. Средневековый  профессор действительно читал  книгу, иногда прерывая лекцию  пояснениями. Тысячи людей стекались  в города, куда приезжал известный  ученый, профессор. Собственно говоря, так и образовались университеты. В небольшом городке Болонье,  где на рубеже XI–XII вв. появился  знаток римского права Ирнерий, возникла школа юридических знаний, превратившаяся в Болонский университет. Точно так же другой итальянский город, Салерно, прославился как главный университетский центр медицинской науки. Парижский университет, основанный в XII в., был признан основным центром богословия.

 Чтобы стать  университетом, учреждению нужно  было получить папскую буллу  (указ) о своем создании. Такой  буллой папа римский выводил  школу из-под контроля светской  и местной церковной власти  и узаконивал существование университета. Права учебного заведения подтверждались  привилегиями — особыми документами,  подписанными папами или царствующими  особами. Привилегии закрепляли  университетскую автономию (собственный  суд, управление, а также право  дарования ученых степеней), освобождали  студентов от воинской повинности. Профессора, студенты и служащие  образовательного учреждения подчинялись  не городским властям, а исключительно  выборному ректору университета  и выборным деканам факультетов.  Если студент допускал какой‑то проступок, городские власти могли лишь просить университетских руководителей судить и наказать провинившегося.

 Студенты обычно  делились по нациям, землячествам, обозначавшим объединения учеников  из различных регионов. Они могли  снимать квартиры, но многие жили  в колледжах (коллегиях). Эти колледжи  обычно формировались по нациям, в одной коллегии жили представители одного землячества.

 В обязанности студента входило посещение лекций: обязательных дневных (ординарные) и повторительных вечерних. Важная особенность университетов той эпохи — диспуты. Преподаватель (обычно магистр или лиценциат) назначал тему. Его помощник — бакалавр — вел дискуссию, то есть отвечал на вопросы и комментировал выступления. В случае необходимости магистр приходил бакалавру на помощь. Один-два раза в год устраивались диспуты «о чем угодно» (без жестко оговоренной темы). В таком случае нередко обсуждали животрепещущие научные и мировоззренческие проблемы. Участники диспутов вели себя весьма свободно, прерывая оратора свистом и криками.

 Как правило,  выпускника университета ждала  прекрасная карьера. С одной  стороны, университеты активно  сотрудничали с церковью. С другой — вместе с постепенным расширением аппаратов управления различных феодалов и городов возрастала потребность в грамотных и образованных людях. Вчерашние студенты становились писцами, нотариусами, судьями, адвокатами, прокурорами.

 Контингент учащихся  был самым разношерстным —  большинство происходило из знатных  горожан, однако получить стипендию  и образование могли даже дети  крестьян. Много было монахов и клириков. Именно в эпоху Средневековья появилось понятие странствующего вечного студента — ваганта. Они переходили из одного университета в другой с целью получения знаний из различных источников. Поэзия вагантов известна во всем мире, она представляет собой сплетение фольклора и латинских традиций. Основные ее темы — любовь, смерть, веселье, пирушки, образование. Подлинные имена авторов неизвестны: как правило, большинство из них предпочитали сохранять инкогнито во избежание столкновений с представителями инквизиции.

Информация о работе Средневековые университеты