Строительно-конструктивные игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 19:59, контрольная работа

Краткое описание

В основе строительно-конструктивной игры лежит деятельность детей, где они отражают окружающую жизнь в разнообразных постройках с помощью различных материалов и игровых действий с ними. Как всякой творческой игре ей присущи структурные элементы – мотив, игровой замысел, роли, правила, игровые действия, результат.

Содержание

Введение 3
2. Особенности строительно – конструктивных игр 4
3. Руководство конструктивными играми со
строительным материалом 7
4.Строительные игры с природным материалом и руководство ими 12
5. Заключение 15
6. Список литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

строительно-конструктивные игры.docx

— 36.11 Кб (Скачать файл)

департамент образования администрации Владимирской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Владимирской области

«Муромский педагогический колледж»

 

 

 

Домашняя контрольная работа

по дисциплине: «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста»

 

Тема: Строительно – конструктивные игры

 

 

 

 

Выполнила:

Козлова Н.В.,

студентка группы ЗД-42

 

 

 

 

2013-2014 учебный год

 

 

Содержание

1. Введение                                                                                                              3

2. Особенности строительно – конструктивных игр                                          4

3. Руководство конструктивными играми со

строительным материалом                                                                                     7

4.Строительные игры с природным материалом и руководство ими            12

5. Заключение                                                                                                         15

6. Список литературы                                                                                            16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Введение

Воспитание самостоятельности как базового качества у детей дошкольного возраста - сложный и многогранный процесс, который требует целенаправленной работы. Одним из средств воспитания самостоятельности выступает игра, в которой создаются условия для самостоятельной деятельности детей, проявления ими целеустремленности, инициативности, независимости, творчества, познавательного интереса и других критериев самостоятельности. 

Благодаря игре ребенок приобретает социальный опыт, познает действительность и взаимоотношения в ней, овладевает социальными ролями и функциями, овладевает общечеловеческими ценностями, культурой, системой социально произведенных знаков.

Игровая деятельность закрепляет у малыша новые поведенческие навыки и способы взаимодействия со сверстниками, стимулирует развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков, интенсифицирует процессы развития, воспитания и обучения.

Когда ребенок берет на себя роль в игре, он действует не только в соответствии с ее характеристиками, но и постоянно соотносит с игровой ролью свои черты, способности и стремления, учится понимать себя и свои желания. Трудности, возникающие при решении учебной задачи, в игре преодолеваются детьми гораздо легче, без напряжения[6].

Именно игра удовлетворяет биологические, духовные и социальные потребности ребенка. 

 

 

 

 

 

 

4

1.Особенности строительно – конструктивных игр. 

Игра составляет основное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста и является ведущей его деятельностью.

Игры созданные  самими детьми, творческие или сюжетно-ролевые, занимают особое место. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. К группе творческих игр относятся строительно-конструктивные игры. 

 В истории педагогики  игры со строительным материалом  представлены во многих системах  воспитания детей дошкольного возраста (система Ф. Фребеля, система Л.К. Шлегер и др.). Этот вид игры достаточно хорошо изучен и в отечественной дошкольной педагогике (В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук,), а вот термин «строительно-конструктивная игра» появился сравнительно недавно (П.Г. Саморукова, В.Р. Лисина). Одной из основных особенностей данной игры является то, что в ее основе лежат конструктивные умения и способности, поэтому она в большей степени, чем какие-либо другие виды детской игры, приближается к созидательной практической деятельности ребенка, в частности, к конструированию[2,С.78].

Творческий характер игры определяет наличие игрового замысла, его свободное развитие, интерес детей к процессу деятельности, наличие воображаемой ситуации. Освоение конструктивных особенностей материала наталкивает детей на создание новых предметов, изменение их свойств: положил кирпичик на широкую грань – можно строить дорожку, скамейку, поставил этот же кирпичик на узкую короткую грань – можно строить высокий забор. Возможность выполнить постройку на одну и ту же тему разными способами также активизирует воображение. Заимствование образцов из окружающей жизни требует умений выделять главное, отвлекаться от частностей, принимать условность собственного созидания,

5

например, использовать в качестве колонны цилиндр, заменять треугольной призмой крышу. 

Особенностью игр со строительными материалами является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение. Без последовательного формирования конструктивных умений игры остаются на уровне манипуляций. 

    Таким образом, в основе строительно-конструктивной игры лежит деятельность детей, где они отражают окружающую жизнь в разнообразных постройках с помощью различных материалов и игровых действий с ними. Как всякой творческой игре ей присущи структурные элементы – мотив, игровой замысел, роли, правила, игровые действия, результат. 

   Строительно-конструктивные игры  значительно влияют на развитие ребенка-дошкольника, способствуют развитию у ребенка творчества, мышления, пространственного воображения, которые лежат в основе конструкторской деятельности. В процессе этих игр происходит формирование положительных взаимоотношений между сверстниками. Обычно, строительно-конструктивные игры носят групповой или коллективный характер и поэтому способствуют развитию взаимопонимания, учат внимательно относиться к другим детям, общаться со сверстниками и взрослыми.   

В замысле строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Это способствует развитию конструктивного мышления, умению создавать различные модели, расширяет знания детей о цвете, величине, форме.

Под  руководством взрослых дошкольники овладевают точным словарем, выражающим названия геометрических тел, пространственных отношений: высоко - низко, направо - налево, вверх-вниз, длинный – короткий.

6     

В строительно-конструктивных играх проявляется разнообразная двигательная активность ребенка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из крупных деталей, дети прилагают доступные им физические усилия, проявляют выдержку и выносливость. 

   В дошкольном учреждении для строительно-конструктивных игр создаются специальные условия. Одним из основных условий является организация предметной среды, т.е. наличие необходимого строительного материала (напольный, настольный строительный материал, наборы типа

 «Юный архитектор», «Старинный замок», «Лего», в соответствии с задачами развития конструктивной деятельности детей данного возраста.

Материал должен быть разнообразным, привлекательно оформленным, достаточно устойчивым, соответствовать возрасту детей.  

   Обычно в группе для хранения строительного материала отводится постоянное место – строительный уголок. Детали складываются аккуратно, устойчиво, с целью соблюдения техники безопасности. Воспитатель должен познакомить детей с порядком хранения строительного материала, требовать аккуратного с ним обращения. 

   Воспитанников дошкольного учреждения нужно учить бережному отношению к постройкам, сооружениям, выполненными их сверстниками. Обычно ребенок любит возвращаться к своим постройкам, вносить в них изменения. Поскольку постройки в старших группах рекомендуется хранить по нескольку дней, воспитателю целесообразно обращать внимание детей на постройки товарищей, учить замечать успехи других, радоваться им.

Дети очень любят строительно-конструктивные игры. Причем эти игры в равной степени увлекают и мальчиков, и девочек.

 

 

 

7

2. Руководство строительно-конструктивными играми со строительным материалом

В отечественной дошкольной педагогике ряд исследований были посвящены методике формирования у детей конструктивных умений (Е.А. Флерина, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова). Главная идея этой методики заключается в том, чтобы вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач возрастающей трудности[4].

Основные умения дети приобретают в процессе обучения на занятиях по конструированию, в совместной деятельности со взрослым, а затем переносят их, преображая, дополняя и варьируя в самостоятельные строительно-конструктивные игры.

Чтобы формировать у детей интерес к этим играм, воспитатель использует различные приемы. В младших группах дети строят по образцу. Воспитатель строит сам в присутствии малышей, вовлекает их затем в обыгрывание постройки (в зоопарке поселяются в клетках разнообразные животные, туда приходят дети с родителями).

Используя прием сотворчества, педагог подсказывает малышам тему постройки по образу той, которую они сооружали на занятиях и тут же делает, например, стол, кроватку, предлагает нескольким детям строить   с нею, подсказывает последовательность действий, учит аккуратности, поощряет, радуется вместе с детьми, дает игрушки для обыгрывания. Можно также предложить детям достроить постройку, выполненную частично воспитателем или перестроить ее.

Если воспитатель сам что-то строит для детей, то привлекает их к участию в работе: просит отыскать нужные детали, подать материал.

Во второй младшей группе дети уже могут играть рядом, поэтому задача воспитателя учить их не мешать друг другу, бережно относиться к

 

8

постройкам товарищей, постепенно объединять играющих по 3-4 человека, тем самым учить коллективным играм.

У детей среднего дошкольного возраста уже есть некоторый опыт, умение играть небольшими коллективами, распределять между собой материал, согласовывать игровые действия, достигать общего результата в постройке. Детей этого возраста воспитатель учит умению  строить не только по предложенному образцу, но и по намеченной самими детьми теме, обучает более сложным приемам работы. Дети способны под руководством воспитателя отражать в строительной игре впечатления об окружающем предметном мире. Воспитатель на экскурсиях, целевых прогулках обращает внимание детей на здания, мосты, транспорт, улицы учит их видеть красоту сооружений, замечать не только общее, но и различное, выделять отдельные частности.

Дети средней группы еще не могут самостоятельно отразить в строительно-конструктивной игре то, что они видели. Поэтому воспитатель, как и в младших группах, использует образец постройки. Сооружая постройку вместе с детьми, дошкольники усваивают общие основы строительства не только зданий, но и мостов, машин, пароходов. По мере овладения основами строительства педагог предоставляет возможность самим выбирать тему, роли, определять последовательность возведения постройки: с чего начать, как продолжать, чем ее закончить. Детей необходимо побуждать оценивать сделанное, намечать варианты использования его в сюжетно-ролевой игре, использовать широко прием сотворчества, предлагая вносить в постройку изменения, дополнения (достроить, перестроить), т.е. применять частичный образец. Педагог должен тактично помогать детям в самостоятельном выборе сюжетов строительно-конструктивных игр.

В старшей группе предусмотрено обучение детей планированию коллективных строительно-конструктивных игр, определению участников по

9

предварительному сговору, применению конструктивно-строительных умений не только по наглядному образцу, но и по рисункам, фотографиям различных сооружений. В процессе обучения конструктивным умениям используется также показ способов постройки с объяснением приемов конструирования, постановка проблемной задачи (как построить здание для школы).

Детям предлагается частичный образец, когда воспитатель показывает детям незнакомые им способы соединения деталей конструктора, сооружения перекрытий многоэтажных зданий. Используется также показ незаконченного образца постройки, которую каждый ребенок должен завершить по-своему. Оправдывает себя прием показа нескольких (2-3) образцов постройки на выбор.

Итак, обучая детей строительно-конструктивным играм, педагог использует комплекс различных приемов, направленных на развитие детского творчества, конструктивных умений, на сочетание интеллектуальной и практической деятельности ребенка. Воспитатель учит детей обдумывать предстоящие игровые действия, развивает сообразительность, поощряет догадку.

Детей старшей группы необходимо учить, используя прием показа, как пользоваться различными  строительными материалами, как соединять отдельные части, блоки, как делать постройки подвижными, прочными, красивыми.

Развитию содержания игры, как и в предыдущей возрастной группе, способствует ознакомление детей с окружающей жизнью. Воспитатель, показывая детям здания, учит выделять отдельные части, обращает их внимание на симметрию, контрасты. Дошкольников старшей группы учат «читать» изображения на фотографии, рисунках, т.е. выделять общее,

Информация о работе Строительно-конструктивные игры