Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 08:08, доклад
Любая деятельность имеет свою структуру, которая обуславливает взаимосвязь и взаимообусловленность элементов деятельности. Структура социально-педагогической деятельности, предполагает наличие следующих компонентов: субъекта (того, кто её осуществляет); объекта (того, для кого она специально организована, на кого направлена); цели (к чему она стремится, идеальный предполагаемый результат деятельности); функций (какие при этом функции или виды деятельности выполняются); средств (при помощи каких методов и технологий достигается её цель).
Структура
и содержание социально-педагогической
деятельности в социально-реабилитационном
центре для несовершеннолетних
Любая
деятельность имеет свою структуру,
которая обуславливает взаимосвязь и
взаимообусловленность элементов деятельности.
Структура социально-педагогической деятельности,
предполагает наличие следующих компонентов:
субъекта (того, кто её осуществляет); объекта
(того, для кого она специально организована,
на кого направлена); цели (к чему она стремится,
идеальный предполагаемый результат деятельности);
функций (какие при этом функции или виды
деятельности выполняются); средств (при
помощи каких методов и технологий достигается
её цель). Схематично указанные компоненты
представлены следующим образом:
Любая
деятельность осуществляется в направлении
от субъекта к объекту, хотя объект
является главным, определяющим содержанием
деятельности. Разберём последовательно
каждый элемент схемы, начиная с
её определяющего элемента - объекта.
Вопрос
об объекте и субъекте социально-педагогической
деятельности остается дискуссионным
в современной социальной педагогике.
По мнению М.А.Галагузовой объектом деятельности
социального педагога являются дети и
молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе
их социализации. К этой категории относятся
дети с интеллектуальными, педагогическими,
психологическими, социальными отклонениями
от нормы, возникшими как следствие дефицита
полноценного социального воспитания,
а также довольно большое количество детей,
имеющих физические, психические или интеллектуальные
нарушения развития. В.А. Сластенин утверждает,
что объектом профессиональной деятельности
социального педагога выступает, с одной
стороны, растущий человек во всем богатстве
его жизнедеятельности, а с другой – элементы
общественной культуры, которыми владеет
педагог и которые служат «строительным
материалом» для формирования личности.
Возможно и иное толкование, - объектом
деятельности социального педагога является
социально-педагогический процесс как
целенаправленная последовательность
действий, обеспечивающая оптимальное
достижение цели (Л.Н.Маркина, В.А.Никитин).
Субъект социально-педагогической деятельности многомерен, выделяют три уровня включенности в решение социальных проблем ребенка учреждений, организаций, специалистов:
Очевидно,
что ведущим субъектом
социально-педагогической
деятельности является
социальный педагог,
но без активного
участия самого ребенка
в социально-педагогическом
процессе, эффективное
социально-педагогическое
взаимодействие - не
возможно.
Целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.
Любая
деятельность осуществляется с помощью
средств. К средствам относят все действия,
предметы, орудия, приспособления, методы,
формы и технологии, с помощью которых
достигаются цели деятельности. Многообразие
функций (диагностическую, прогностическую,
посредническую, коррекционно-реабилитационную,
охранно-защитную, предупредительно-
Направления
деятельности социального педагога
Цель деятельности социального педагога:
Предлагаемая ниже таблица отражает перечень, как основных направлений деятельности социального педагога, так и их содержание.
Направления деятельности | Содержание |
Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов | проведение
социальной паспортизации групп, учебного
учреждения, микрорайона;
изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях воспитанников; изучение и анализ морально-психологического фона реабилитационного центра с целью выявления его воздействия на личность воспитанника и разработка мер по его оптимизации; определение
центров социально-культурного социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем воспитанников, семьи и др. |
Социально-педагогическая защита прав ребенка | выявление
и поддержка воспитанников, нуждающихся
в социальной защите (дети-сироты, дети
оставшиеся без попечения родителей, одаренные
дети), опеке, попечительстве;
защита прав и интересов воспитанников (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.); защита и индивидуальная работа с воспитанниками, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т. п. |
Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности воспитанника | раннее
выявление неблагополучных создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психофизического развития, опекунским семьям, семьям с приемными детьми и т. д.; пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей и подростков; психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье; духовно-ценностное просвещение; содействие
включению родителей в учебно- организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, воспитанников по социально-педагогической проблематике и др. |
Социально-педагогическое консультирование | организация
и проведение индивидуальных консультаций
для воспитанников, оказавшихся в трудных
жизненных ситуациях;
консультирование и специализированная помощь воспитанникам в профессиональном определении; консультирование родителей, педагогов, администрации, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем и др. |
Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация | раннее
выявление и предупреждение фактов
отклоняющегося поведения воспитанников;
обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета («группа риска», внутришкольный контроль (далее - ВШК), инспекция по делам несовершеннолетних (далее -ИДН)); организация превентивно-профилактической работы с воспитанниками «группы риска»; способствование пропаганде здорового образа жизни; повышение уровня правовой грамотности воспитанников и их родителей с целью профилактики девиантного поведения; организация
реабилитации детей испытывающих различные
затруднения в системе |
Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка | сосредоточение
внимания администрации развитие
взаимопонимания и |
Поддержка социально цепной деятельности детей и подростков (возможна в виде волонтерства, проектной деятельности) | забота
о больных, сиротах и бедных;
благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей; работа в службах социальной защиты; благоустройство города, поселка, двора; охрана природы и памятников культуры; проведение игр и творческих занятий с детьми; другое,
все, что способствует личностному
и профессиональному |
Организационно-методическая деятельность | анализ
и обобщение опыта социально-педагогической
деятельности;
участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам, накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики, а также результатов проведенных социально-педагогических исследований |
Функции
деятельности социального педагога.
Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, выполняет следующие функции:
Реализуя
аналитико-диагностическую функцию,
социальный педагог: изучает и оценивает
особенности социальной микросреды реабилитационного
центра, прогнозирует возможные влияния
среды на воспитанников; выявляет личностные
особенности и достоинства воспитанников,
его «проблемное поле»; изучает и оценивает
особенности деятельности и обучения
воспитанника; устанавливает причины
неадекватного поведения детей, подростков,
причины социального неблагополучия их
семей; содействует выявлению особо одаренных
школьников; выявляет обучающихся с эмоциональными
и интеллектуальными задержками в развитии.
Прогностическая
функция социального педагога заключается
в том, что он: на основе анализа социальной
и педагогической ситуации прогнозирует
процесс воспитания и развития личности
воспитанника, оказывает помощь в саморазвитии
и самовоспитании его личности, определяет
перспективы развития несовершеннолетнего
в процессе социализации; планирует собственную
социально-педагогическую деятельность
на основе анализа результатов предыдущей
работы.
Выполнение
социальным педагогом организационно-
Коррекционная функция социального педагога заключается в том, что он: старается оградить воспитанников от негативных влияний социальной среды; осуществляет коррекцию самооценки несовершеннолетних и помогает им избавиться от вредных привычек.
Реализуя
координационно-организаторскую
функцию, социальный педагог: организует
социально значимую деятельность детей
и подростков в открытой микросреде; включает
воспитанников в различные виды продуктивной
деятельности с учетом психолого-педагогических
требований к ней; организует коллективную
творческую деятельность детей с участием
взрослых; координирует деятельность
всех субъектов социального воспитания;
взаимодействует с органами социальной
защиты и помощи.
Выполнение
функций социально-
Охранно-защитная
функция социального педагога заключается
в том, что он: использует весь комплекс
правовых норм, направленных на защиту
прав и интересов воспитанников; содействует
применению мер государственного принуждения
и реализации юридической ответственности
лиц, допускающих прямые или опосредованные
противоправные воздействия на детей;
взаимодействует с органами социальной
защиты и помощи.
Реализуя
психотерапевтическую функцию, социальный
педагог: заботится об обеспечении положительного
эмоционального состояния воспитанников;
оказывает им помощь в разрешении межличностных
конфликтов, снятии депрессивного состояния;
содействует в создании ситуаций успеха
несовершеннолетних.
Выполнение
социально-профилактической функции
предполагает, что социальный педагог:
организует систему профилактических
мер по предупреждению отклоняющегося
(девиантного) поведения и преступного
(делинквентного) поведения детей и подростков;
влияет на формирование их нравственно-правовой
устойчивости; организует систему мер
социального оздоровления детей из семей
группы социального «риска».
Реабилитационная функция социального педагога заключается в том, что он организует систему мер по социально-педагогической реабилитации и поддержке лиц (прежде всего несовершеннолетних), вернувшихся из мест лишения свободы, спец.учреждений, по разнообразным причинам (болезнь, стресс, употребление наркотиков, сексуальная агрессия, лишение свободы, и др.) испытывающих различные затруднения, которые приводят к социальной дезадаптации.