Структура профессионального самовоспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 14:46, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы – рассмотреть структуру профессионального самовоспитания педагога.
Задачи контрольной работы:
- рассмотреть понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении личности учителя;
- охарактеризовать структуру и средства профессионально самовоспитания педагога.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……..3
1. Понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении личности учителя…………………………………………………………….…….4
2. Структура и средства профессионально самовоспитания…………………….8
Заключение………………………………………………………………….……..12
Список литературы………………………………………….…………………….15

Вложенные файлы: 1 файл

струткура профессионального самовоспитания (1).doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..……..3

1. Понятие профессионального самовоспитания  и его роль в становлении  личности учителя…………………………………………………………….…….4

2. Структура и средства профессионально  самовоспитания…………………….8

Заключение………………………………………………………………….……..12

Список литературы………………………………………….…………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современных социокультурных  условиях, в период смены парадигмы  образования от знаниевой к компетентностной, приоритетными становятся профессиональное и личностное развитие. Изменяется стратегическая направленность образования, оно должно перестать преимущественно ориентироваться на передачу знаний (тем более что знания постоянно устаревают). Теперь целью должно стать овладение базовыми общекультурными и профессиональными компетенциями, из которых важнейшая роль принадлежит компетенциям, позволяющим самостоятельно находить и осваивать необходимые знания, формировать новые умения. В результате этих перемен особую актуальность приобретает проблема профессионального самосовершенствования.

Основная миссия современного средне-специального образования заключается  в формировании инициативного, творческого  кадрового потенциала общества, способного противостоять негативным проявлениям  происходящих изменений. При этом важнейшей ценностью результатов образования является человек, способный к поиску и освоению новых знаний, принятию нестандартных решений. Сегодня требуются специалисты, способные быстро реагировать на изменения в образе деятельности, стили жизни и мышления, готовые самостоятельно принимать решения по широкому кругу проблем, нести ответственность за принятые решения, быть профессионалами в своей области деятельности.

В настоящее время обществу нужен педагог мобильный, стремящийся к непрерывному образованию и совершенствованию своих личностных и профессиональных качеств. В результате всего вышесказанного определяющим фактором успешности педагога, а значит, и востребованности на рынке образовательных услуг, в период профессиональной деятельности выступает наличие у него внутреннего стремления к постоянному самообразованию и самосовершенствованию, расширению научного и общекультурного кругозора, поскольку только саморазвивающийся педагог способен воспитать саморазвивающегося ученика, и только конкурентоспособный педагог способен взрастить конкурентоспособную личность.

Однако, проблема профессионального  самосовершенствования в педагогической деятельности при всей её актуальности остаётся ещё малоизученной, требует  дальнейшей теоретической и особенно практической разработки.

Цель контрольной работы – рассмотреть структуру профессионального  самовоспитания педагога.

Задачи контрольной  работы:

- рассмотреть понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении личности учителя;

- охарактеризовать структуру и средства профессионально самовоспитания педагога.

 

1. Понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении личности учителя

 

Утверждение К.Д.Ушинского  о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных  условиях приобретает особое значение. Не менее актуальна сегодня и мысль о необходимости постоянного совершенствования учителя путем неустанной работы над собой. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» [6, с.49].

Но в реальной практической действительности при многочисленных обязанностях, отнимающих у педагога много времени, может сложиться ситуация, когда он не выходит за пределы непосредственных дел, осуществляемых каждодневно. В этом случае его отношение к профессии - это отношение к ее отдельным сторонам.

Соответственно оценка профессии и себя в ней носит  фрагментарный, ситуативный характер, связанный с возникающими проблемами (установлением дисциплины, организацией коллектива, выяснением взаимоотношений с администрацией школы и т.д.).

Подобная непосредственность профессионального бытия рано или  поздно приходит в противоречие с логикой педагогической деятельности, что побуждает учителя критически оценить себя в профессии, заставить подняться над непосредственно данными условиями. Этот способ профессиональной деятельности связан с проявлением рефлексии, или, по выражению С.Л. Рубинштейна, мировоззренческого чувства, формирующего обобщенно-целостное отношение к профессии [6, с.50].

Опыт работы над собой  в плане самосовершенствования  составляет предпосылку профессионального  самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию своей личности как профессионала в трех направлениях:

а) адаптирование своих индивидуально-неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности;

б) постоянное повышение профессиональной компетентности;

в) непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности [5, с.108].

В этом плане весьма примечательно  мнение Р.П. Скульского, утверждавшего, что необходимо и учителя научить быть учителем. Что это значит для него? Немного перефразируя его ответ, получаем следующее:

1. Систематически овладевать методологическими  знаниями, изучать труды классиков  философии, государственные и  ведомственные документы об образовании  и воспитании подрастающих поколений.

2. Сосредоточить свои усилия  на совершенствовании учебного процесса, в котором наиболее полно реализуются профессионально-педагогические функции учителя, применяя в своей деятельности новейшие достижения психологии и педагогики, передового опыта и осуществляя собственный научно-педагогический поиск.

3. Постоянно анализировать состояние  реализуемого образовательного процесса, соотнося его с общими тенденциями развития процесса обучения, используя в качестве критериев оценки педагогической эффективности своего учительского труда его конечные и промежуточные результаты, обоснованность проектов конкретных вариантов методик требованиями науки.

4. Глубоко осознавать собственную  педагогическую деятельность как  творческий процесс решения разнообразных  по содержанию учебно-воспитательных задач в их системе.

5. Непрерывно совершенствовать  свою профессионально-педагогическую квалификацию посредством самообразования, изучения и применения достижений науки и передового опыта, а также собственного педагогического поиска.

6. Посредством самовоспитания и  саморазвития формировать в себе те профессионально-педагогические качества, которые являются предпосылками творческой деятельности; руководствуясь всей системой дидактических принципов, постепенно овладевать исследовательскими умениями и приемами решения педагогических задач творческого характера [5, с.108-109].

Профессиональное самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и  источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания учителя называют потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Однако сама эта потребность не вырастает автоматически из необходимости разрешить противоречия между требованиями, предъявляемыми обществом к учителю, и наличным уровнем его развития как личности и профессионала. Внешние источники активности (требования и ожидания общества) либо стимулируют работу над собой, либо вынуждают учителя идти на всевозможные ухищрения, снимающие эти противоречия, во всяком случае, в его сознании. В психологии известны многие компенсаторные механизмы снятия подобных противоречий: рационализация, инверсия, проекция, «бегство от реальности» и др. [5, с.109].

В основе профессионального самовоспитания, как и в основе деятельности учителя, лежит противоречие между целью  и мотивом. Обеспечить сдвиг мотива на цель - значит вызвать истинную потребность в самовоспитании. Вызванная таким образом потребность учителя в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями; чувствами долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Все это вызывает систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального идеала. Другими словами, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах учителя личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс самовоспитания [5, с.110].

Психологи отмечают два приема формирования самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй - в социальном сравнении, сопоставлении мнений о себе окружающих. Но при использовании этих приемов не всегда вырабатывается адекватная самооценка. Невысокие притязания могут привести к формированию завышенной самооценки, так как затруднения в работе обычно имеют лишь те воспитатели, которые ставят перед собой высокие задачи. Не может удовлетворить творчески работающего учителя и прием формирования самооценки через сравнение себя и своих результатов с результатами коллег.

Основной способ формирования самооценки учителя (в том числе будущего) - соизмерение своих результатов  с идеалом личности и деятельности учителя-воспитателя, и такая работа должна начинаться как можно раньше, с первого курса. Самый простой и в то же время надежный способ формирования профессионального идеала - чтение специальной литературы, знакомство с жизнью и педагогическим творчеством выдающихся педагогов. Правильно сформированный идеал учителя - условие эффективности его самовоспитания [2, с.31].

К внешним факторам, стимулирующим  процесс самовоспитания, относят  педагогический коллектив, стиль руководства  школой и фактор свободного времени.

Учитель, особенно начинающий, попадая  в педагогический коллектив, где царит атмосфера взаимной требовательности, принципиальности, конструктивной критики и самокритики, где с особым вниманием относятся к творческим поискам коллег и искренне радуются их находкам, где чувствуется заинтересованность в профессиональном росте начинающих, стремится соответствовать требованиям профессионального идеала. Напротив, отсутствие коллективистических начал среди педагогов, пренебрежение к творческому поиску и скептическое отношение к возможностям самовоспитания неизбежно убьют потребность в самосовершенствовании.

Если руководство школы не создает  педагогам условия, при которых  каждый из них имел бы возможность  переживания успеха, вызывающего  веру в собственные силы и способности, если за его требованиями не чувствуется  озабоченности успехами учителей, стремления помочь, то в такой школе у них не появляется потребности в самовоспитании.

Наконец, фактор времени. Оно необходимо учителю для чтения художественной литературы, периодики, посещения музеев, театров, выставок, просмотра фильмов  и телепередач, изучения социальной, а также психолого-педагогической литературы [2, с.31].

 

2. Структура и средства профессионально самовоспитания

 

Процесс профессионального  самовоспитания чрезвычайно индивидуален. Однако в нем всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа:

  • самопознание;
  • самопрограммирование;
  • самовоздействие [1, с.35].

Профессиональному самопознанию будущего педагога может помочь курс психологии. Для выявления общей самооценки должна быть использована традиционная методика построения ранжированных рядов качеств идеала и характерных для конкретной личности с последующим вычислением коэффициента по соответствующей формуле [1, с.35].

Самооценка профессиональных качеств определяется с помощью той же методики при условии, что эталонный ряд строится из профессионально значимых качеств. Для выявления уровня направленности на педагогическую профессию, области предпочитаемой педагогической деятельности (преподавание или воспитательная работа) лучше использовать проективные методики типа вербального теста «понятийный словарь». Для выявления уровня общительности (коммуникабельности) рекомендуется тест В.Ф. Ряховского [1, с.36].

Учитывая, что умение общаться складывается из частных умений, а также зависит от многих факторов, углубленное познание себя должно идти по линии выявления уровня сформированное перцептивных умений, навыков педагогической техники и таких умений, как умение слушать собеседника, управлять общением, выступать перед аудиторией и т.п.

Профессиональное самопознание предполагает также выявление особенностей волевого развития, эмоциональной сферы, темперамента и характера, особенностей познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), речи и внимания как свойств личности [4, с.21].

Процесс самопрограммирования развития личности не что иное, как  материализация собственного прогноза о возможном усовершенствовании своей личности [4, с.21].

Информация о работе Структура профессионального самовоспитания