Сущность дидактических игр как средства обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 16:35, реферат

Краткое описание

Учить знаниям — учить заранее ненужному. Современность стремится к индивидуальному подходу в обучении, а занятия основаны на фронтальном методе.
Секрет неудач прост. Считается, что на смену старому должно прийти новое. Но ведь новое есть хорошо забытое старое, и, значит, на смену «урочному» виду занятий должно прийти нечто еще более древнее и более вечное. Может быть, это ИГРА?

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность дидактических игр как средства обучения.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

Сущность дидактических игр как средства обучения

 

  
(Слайд 1)

Учить знаниям — учить заранее ненужному. Современность стремится к индивидуальному подходу в обучении, а занятия основаны на фронтальном методе.  
  Секрет неудач прост. Считается, что на смену старому должно прийти новое. Но ведь новое есть хорошо забытое старое, и, значит, на смену «урочному»  виду занятий должно прийти нечто еще более древнее и более вечное. Может быть, это ИГРА? 
 
  Одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности дошкольников является дидактическая игра. ( Слайд 2 )

И игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные, образовательные и развивающие возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки. 

(Слайд 3)

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в дошкольный период и в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

  • Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения (не случайно поэтому многие дети приносят в школу игрушки). Опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы — это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.
  • Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться».
  • Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз и способствует развитию у детей психических процессов.
  • Недостаточно сформирована познавательная мотивация  

 Дидактическая игра во многом  способствует преодолению указанных трудностей

 Однако дидактические игры  — это еще и игровая форма  обучения, которая, как известно, достаточно  активно применяется на начальных этапах обучения, т. е. в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

(Слайд 4)

Виды дидактических игр.

Дидактические игры различаются:

  • по обучающему содержанию,
  • познавательной деятельности детей,
  • игровым действиям и правилам,
  • организации и взаимоотношениям детей,
  • по роли воспитателя. 

Перечисленные признаки присущи всем играм, однако, в одних играх отчётливее выступают одни признаки, в других – иные.

Чёткой классификации, группировки игр по видам ещё нет.

(Слайд 5)

Часто игры соотносят с содержанием обучения: игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие.

(Слайд 6)

Иногда игры соотносят с материалом:  

  • Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т.д.) наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.
  • Настольно–печатные игры, также как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение. 
  • Словесные игры наиболее сложны. Они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями. 
     
    Можно группировать игры и так: А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр:
  • игры-путешествия  - игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. 
    Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. игры-поручения - игры-поручения по содержанию проще, а продолжительности — короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
  • игры-предположения - игры-предположения («что было бы...»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
  • игры-загадки -  игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
  • игры-беседы - игры-беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.

 
Важно четко различать собственно дидактические игры и игровые приемы, использующиеся при обучении детей. К сожалению, некоторые педагоги воспринимают дидактическую игру лишь как развлекательный и организующий момент занятия, позволяющий снять умственное напряжение. 
 
Такое представление в корне неверно. В этом случае игра не входит органично в занятие , находится около процесса обучения. Можно поэтому согласиться с тем, что «не умея построить настоящую дидактическую игру, которая будила бы мысль дошкольников, некоторые воспитатели облекают в игровую форму обучения тренировочные упражнения».

(Слайд 8)

 Структура дидактической игры.

 Дидактическая игра имеет  определенную структуру.

Структура — это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

  • дидактическая задача - Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. игровая задача - Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).
  • игровые действия - Игровые действия — основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д. 
    Они связаны с игровым замыслом и исходят из него.
  • правила игры - Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. 
    В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
  • результат (подведение итогов)  - Подведение итогов (результат)  проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победителя и т.д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.            

   
Игры на занятиях позволяют одним усвоить материал на уровне предметных действий, другим на уровне знаний, третьим на уровне логических выводов. Но в целом понимаемость материала — 100%.   

 

 Поэтому необходимо оживить  и разнообразить жизнь воспитанников, использовать нетрадиционные и активные методы обучения.     

(Слайд 9)

В современной  дидактике всё  многообразие методов обучения сведено в три основных группы:

  • Методы организации учебно-познавательной деятельности.
  • Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
  • Методы контроля и самоконтроля.

(Слайд 10) 

 Для чего нужна дидактическая игра? Для поддержания или создания интереса к предмету, для стимулирования деятельности (мотивация}, для развития познавательных процессов (воображения, памяти, наблюдательности, восприятия, сообразительности, скорости мышления и т.д. Любая игра имеет правила, благодаря которым происходят преодоления трудностей, социальное утверждение через подчинение правилам, развитие волевого поведения. (Слайд 11)

Всякая игра есть испытание воли. 
 
В игре ежеминутно происходить отказ ребенка от мимолетных желаний в пользу выполнения взятой на себя роли. Происходит развитие произвольного поведения.     

 Интеллектуальные игры могут  быть полезны  детям, испытывающим трудности в учении: в понимании и осмыслении нового материала, усвоении и обобщении, установлении связей между понятиями, выражении собственных мыслей и речи.

(Слайд 12)

Эти игры могут помочь:

  • активизировать учебную работу на занятии, повысить активность и инициативу дошкольников;
  • дать ощущение свободы и раскованность, особенно нервным, слабым и неуверенным в себе детям;
  • улучшить взаимоотношения воспитателя с воспитанниками;
  • укрепить дружеские отношения в коллективе.     

 (Слайд 13)

Игра одновременно преследует три цели:

  • воспитательную,
  • игровую,
  • учебную. 
     
    Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально-пассивных детей, на детей, испытывающих трудности в обучении. Такие дети в игре способны выполнить такой объем работы, который никогда не выполнят в обычной учебной.  
    Наши дети нуждаются в игре, в развитой культуре игр разного типа и вида.

(Слайд 14)

 Ведь игра - это лучший способ  развить способности, подготовиться  к жизни, к общению с людьми.  
Можно предложить некую условную классификацию игр, используемых на занятиях (Слад 15):

  • учебные - наиболее простые и традиционные игры, помогающие закрепить учебный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний;
  • комбинаторные - игры, которые требуют быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации;
  • аналитические - развивающие аналитическое мышление, помогающие приобрести навык свободного, раскованного, но вместе с тем корректного логического анализа, видеть закономерности, общность и различие, причину и следствие;
  • ассоциативные - в основе которых лежит обращение к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывание намека;
  • контекстные - привлекающие внимание к сложным смысловым связям, развивающие способность интерпретировать, понимать то, что прямо не выражено и наоборот - передавать информацию самыми разными способами;
  • и некоторые другие. 
     
         Успех игры зависит также и от атмосферы, от настроения в данный момент в группе. Если состояние ребят не соответствует настроению игры, лучше отложить ее для другого случая.      Таким образом, можно сказать, что одна из обязанностей педагогов заключается в том, чтобы постоянно поддерживать и развивать любознательность и активность ребят и через игры тоже.  

(Слайд 16)

Основными требования к организации дидактических игр являются:

  1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
  2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
  3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.

(Слайд 17)

Требования к подбору игр следующие.  
      1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

      2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.

       3.Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

(Слайд 18)

Игра — древнейшая форма передачи знаний. Играя в «дочки-матери», мы учимся семейным отношениям; раскладывая кубики, становимся строителями; расставляя солдатиков, воспитываем в себе полководцев. 
 
Можно утверждать, что (Слайд 19)  игра — универсальная форма дидактического взаимодействия с учеником. И поэтому она превосходит урок:

  1. Игра не обусловлена особыми учебными навыками (внимание, дисциплина, умение слушать).
  2. Игра не знает возрастных границ.
  3. Игра полиэтнична и может даже преодолевать языковой барьер.
  4. Игра — более активная форма работы с дошкольниками. Она позволяет играющим чувствовать себя субъектами процесса.
  5. Игра подключает все каналы восприятия информации (и логику, и эмоции, и действия), а не опирается на одну лишь память и воспроизведение.
  6. Игра есть сочетание теории и практики, а значит, является более объективным отражением действительности.

      7.  Наконец, игра более надежный способ усвоения знаний.

(Слайд 20)

Согласитесь, все освоенные нами в детстве игры, в отличие от освоенных знаний, мы помним всю жизнь. 
 

 

Дидактические игры можно использовать как в процессе организованного обучения на занятии, так и вне их – на участке.

Остановимся подробнее на видах дидактических игр применяемых в дошкольной педагогике.

 

(Слайд 21)

Игры с предметами.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать  сходство и различия предметов. Ценность таких игр в том, что с их помощью дети знакомятся со  свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачам на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмете по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по  этому признаку (Слайд 22) (цвету, форме, качеству,  назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Информация о работе Сущность дидактических игр как средства обучения