Сущность педагогического мастерства. Профессиональный рост и профессиональное самосовершенствование педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 05:13, лекция

Краткое описание

Что такое педагогическое мастерство? С этим вопросом можно обратиться к тысяче учителей-практиков, и каждый даст свое определение с позиций собственного опыта: для тех, кто начинает свой педагогический путь, мастерство - понятие более абстрактное, а для тех, кто имеет за плечами определенный опыт, мастерство воспринимается более конкретно, и, как правило, включает в себя то, чего ему недостает. Однако, в целом, для каждого педагога мастерство - это определенная педагогическая вершина, к которой он стремится. Мастерство (высший уровень профессионализма) - это комплекс качеств личности, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность педагогического мастерства.pptx

— 703.90 Кб (Скачать файл)

Сущность педагогического мастерства. Профессиональный рост и профессиональное самосовершенствование педагога  

Что такое педагогическое мастерство?

    • С этим вопросом можно обратиться к тысяче учителей-практиков, и каждый даст свое определение с позиций собственного опыта: для тех, кто начинает свой педагогический путь, мастерство - понятие более абстрактное, а для тех, кто имеет за плечами определенный опыт, мастерство воспринимается более конкретно, и, как правило, включает в себя то, чего ему недостает. Однако, в целом, для каждого педагога мастерство - это определенная педагогическая вершина, к которой он стремится.

 

    • ``Мастер'' (в переводе с лат. - начальник, учитель) - это человек, достигший высокого уровня совершенства и творчества в своем деле.
    • Мастерство (высший уровень профессионализма) - это комплекс качеств личности, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности.

Мастерство в своей творческой деятельности глубоко индивидуально, однако можно выделить общие компоненты педагогического мастерства: 

 

    • Личностные качества педагога: высокий моральный облик, ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость, любовь к детям, педагогические способности, терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность, чувство юмора, педагогические способности в какой-либо области, профессиональная педагогическая направленность.

 

    • Профессиональные знания (знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики, психологии, а также умение решать педагогические задачи): ``Ученик должен видеть в учителе умного, знающего, думающего, влюбленного в знания человека. Чем глубже знания, чем шире кругозор, всесторонняя научная образованность учителя, тем в большей мере он не только преподаватель, но и воспитатель. Хороший учитель - это...человек, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно'' (В. А.  Сухомлинский).

 

    • Готовность к творческой деятельности:

 

    • Наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление
    • Умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия
    • Способность к самосовершенствованию и самообразованию
    • Разработка новых методик, форм, приёмов, средств и их оригинальное сочетание
    • Диалектичность, вариативность, изменчивость системы деятельности
    • Эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях
    • Способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и её результатов
    • Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога
    • Способность к импровизации. Основанной на знаниях и интуиции

 

    • Педагогические способности:

 

  Коммуникативные

            •    Прогностические
            •    Перцептивные
            •    Гностические
            •    Дидактические
            •    Организаторские
            •    Конструктивные
            •    Экспрессивные

Критерии педагогического мастерства:

 

Педагогические критерии успешности учителя:

    • Уровень обученности наших учеников.
    • Уровень сформированности общеучебных умений и навыков.
    • Состояние исследовательской работы, самообразование.
    • Образование педагогов и повышение квалификации.
    • Способность к самоанализу, рефлексии.

Психологические критерии успешности учителя:

    • Умение вызвать интерес,  повысить мотивацию.
    • Сознательное обучение ученика.
    • Взаимоотношения в системе «учитель-ученик».
    • Учет индивидуальных особенностей ученика.

Личностные критерии успешности учителя:

    • Эмоциональность
    • Выразительность речи
    • Творческое начало личности
    • Организаторские способности
    • Чувство юмора
    • Настойчивость, дисциплинированность
    • Определено, что когда человек обучает других, он запоминает до 95% изучаемого материала.

Профессиональная педагогическая техника - совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять процессом воспитания.

 

Компоненты педагогической техники:

1) умение педагога управлять своим поведением:

владение мимикой, пантомимой;

управление эмоциями, настроением;

социально-перцептивные способности (способности, позволяющие понимать субъекта педагогического воздействия на основе чувственного восприятия): внимание, наблюдательность, воображение;

техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).

2) умение воздействовать на личность и коллектив.

Основой развития педагогического мастерства является сплав знаний и профессиональной направленности, условием успешности - педагогические способности, средством, придающим целостность профессиональной деятельности педагога, - умения в области педагогической техники.

Профессиональный рост и профессиональное самосовершенствование педагога  

 

    • Личностное развитие и профессиональный рост педагога возможны тогда, когда в процессе ``врастания'' в профессию (выбор профессии, профессиональное обучение, осуществление педагогической деятельности) происходит целенаправленное разрешение ряда противоречий. Прежде всего, это противоречие между эталоном личности профессионала и образом своего внутреннего ``Я''
    • С. Л.  Рубинштейн подчеркивал, что человека как личность характеризует не только то, кто он есть, но и то, кем он хочет стать, к чему он активно стремится. 
    • Педагогический идеал - это представление педагога о том, каким он должен быть, педагогическое кредо самого педагога, осознание им своей миссии.
    • Один из основных путей совершенствования личности учителя - самовоспитание - формирование человеком своей личности в соответствии с сознательно поставленной целью. В человеке все может быть развито, улучшено, но для того, чтобы пробудить ``дремлющие силы'', необходима систематическая и постоянная работа над собой. Это важнейшая задача любого педагога, как начинающего, так и опытного.

 

Самовоспитательной деятельности можно выделить несколько блоков:

 

Этапы самовоспитания

    • Самоинформирование (самопознание)Для того чтобы совершенствовать себя, следует хорошо знать, что ты из себя представляешь. Это можно осуществить путем самонаблюдения, самоанализа и самооценки.
    • Самонаблюдение - это наблюдение человека за своими поступками, поведением, переживаниями.Наблюдение за собой содержит элемент анализа, то есть установление причинно-следственной зависимости между поступками, поведением, эмоциональным состоянием, качествами личности.
    • Самооценка - результат сопоставления того, что человек наблюдает в себе, с тем, что он видит в других людях. Адекватная самооценка позволяет человеку отнестись к себе критически, соразмерить свои силы с задачами и требованиями окружающих. Неадекватная самооценка (заниженная или завышенная) может привести к острому внутриличностному конфликту.

Программирование и планирование самовоспитательной деятельности

    • Достижение цели требует разработки и реализациипрограмм самовоспитательной деятельности (в виде конкретного плана), которые могут варьироваться от элементарных (регулярно делать зарядку) до сложных, рассчитанных на длительный период времени.В качестве примера рассмотрим самообязательство К. Д. Ушинского:
    • ``1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.2. Прямота в словах и поступках. 3. Обдуманность действий. 4. Решительность. 5. Не говорить о себе без нужды ни единого слова. 6. Не проводить времени бессознательно: делать то, что хочешь, а не то, что случится. 7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать. 8. Каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках.9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет''.

 

 


Информация о работе Сущность педагогического мастерства. Профессиональный рост и профессиональное самосовершенствование педагога