Сущность педагогического мастерства.
Профессиональный рост и профессиональное
самосовершенствование педагога
Что такое педагогическое мастерство?
- С этим вопросом
можно обратиться к тысяче учителей-практиков,
и каждый даст свое определение с позиций
собственного опыта: для тех, кто начинает
свой педагогический путь, мастерство
- понятие более абстрактное, а для тех,
кто имеет за плечами определенный опыт,
мастерство воспринимается более конкретно,
и, как правило, включает в себя то, чего
ему недостает. Однако, в целом, для каждого
педагога мастерство - это определенная педагогическая
вершина, к которой он стремится.
- ``Мастер'' (в переводе
с лат. - начальник, учитель) - это человек, достигший высокого уровня совершенства и творчества в своем деле.
- Мастерство
(высший уровень профессионализма) - это
комплекс качеств личности, обеспечивающих
высокий уровень профессиональной педагогической
деятельности.
Мастерство в своей творческой деятельности
глубоко индивидуально, однако можно выделить
общие компоненты педагогического
мастерства:
- Личностные качества
педагога: высокий моральный облик, ответственность,
добросовестность, трудолюбие, педагогическая
справедливость, любовь к детям, педагогические
способности, терпение,
выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая
направленность, чувство юмора, педагогические
способности в какой-либо области, профессиональная
педагогическая направленность.
- Профессиональные знания (знание преподаваемого предмета,
его методики, педагогики, психологии,
а также умение решать педагогические
задачи): ``Ученик должен видеть в учителе умного, знающего, думающего, влюбленного в знания человека. Чем глубже знания, чем шире кругозор, всесторонняя научная образованность учителя, тем в большей мере он не только преподаватель, но и воспитатель. Хороший учитель - это...человек, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно'' (В. А. Сухомлинский).
- Готовность к творческой
деятельности:
- Наличие
глубоких и всесторонних знаний и их критическая
переработка и осмысление
- Умение
перевести теоретические и методические
положения в педагогические действия
- Способность
к самосовершенствованию и самообразованию
- Разработка
новых методик, форм, приёмов, средств
и их оригинальное сочетание
- Диалектичность,
вариативность, изменчивость системы
деятельности
- Эффективное
применение имеющегося опыта в новых условиях
- Способность
к рефлексивной оценке собственной деятельности
и её результатов
- Формирование
индивидуального стиля профессиональной
деятельности на основе сочетания и выработки
эталонных и индивидуально неповторимых
черт личности педагога
- Способность
к импровизации. Основанной на знаниях
и интуиции
- Педагогические способности:
Коммуникативные
- Прогностические
- Перцептивные
- Гностические
- Дидактические
- Организаторские
- Конструктивные
- Экспрессивные
Критерии педагогического мастерства:
Педагогические
критерии успешности учителя:
- Уровень обученности наших учеников.
- Уровень сформированности общеучебных умений и навыков.
- Состояние исследовательской
работы, самообразование.
- Образование педагогов и повышение
квалификации.
- Способность к самоанализу,
рефлексии.
Психологические
критерии успешности учителя:
- Умение вызвать интерес,
повысить мотивацию.
- Сознательное обучение ученика.
- Взаимоотношения в системе «учитель-ученик».
- Учет индивидуальных особенностей
ученика.
Личностные
критерии успешности учителя:
- Эмоциональность
- Выразительность речи
- Творческое начало личности
- Организаторские способности
- Чувство юмора
- Настойчивость, дисциплинированность
- Определено,
что когда человек обучает других, он запоминает
до 95% изучаемого материала.
Профессиональная
педагогическая техника - совокупность умений, навыков, приемов,
позволяющих управлять процессом воспитания.
Компоненты педагогической
техники:
1) умение педагога управлять своим поведением:
владение мимикой, пантомимой;
управление эмоциями, настроением;
социально-перцептивные способности (способности, позволяющие понимать субъекта педагогического воздействия на основе чувственного восприятия): внимание, наблюдательность, воображение;
техника речи (дыхание, постановка
голоса, дикция, темп речи).
2) умение воздействовать на личность и
коллектив.
Основой развития
педагогического мастерства является
сплав знаний и профессиональной направленности,
условием успешности - педагогические
способности, средством, придающим целостность
профессиональной деятельности педагога,
- умения в области педагогической техники.
Профессиональный рост и профессиональное
самосовершенствование педагога
- Личностное развитие и профессиональный
рост педагога возможны тогда, когда в процессе
``врастания'' в профессию (выбор профессии,
профессиональное обучение, осуществление
педагогической деятельности) происходит
целенаправленное разрешение ряда противоречий.
Прежде всего, это противоречие между эталоном
личности профессионала и образом своего
внутреннего ``Я''
- С. Л. Рубинштейн
подчеркивал, что человека как личность
характеризует не только то, кто он есть,
но и то, кем он хочет стать, к чему он активно
стремится.
- Педагогический идеал - это представление
педагога о том, каким он должен быть, педагогическое
кредо самого педагога, осознание им своей
миссии.
- Один из
основных путей совершенствования личности
учителя - самовоспитание - формирование человеком своей личности в соответствии с сознательно поставленной целью. В человеке все может быть развито, улучшено, но для того, чтобы пробудить ``дремлющие силы'', необходима систематическая и постоянная работа над собой. Это важнейшая задача любого педагога, как начинающего, так и опытного.
Самовоспитательной деятельности можно
выделить несколько блоков:
Этапы
самовоспитания
- Самоинформирование (самопознание)Для того чтобы совершенствовать
себя, следует хорошо знать, что ты из себя
представляешь. Это можно осуществить
путем самонаблюдения, самоанализа и самооценки.
- Самонаблюдение - это наблюдение человека
за своими поступками, поведением, переживаниями.Наблюдение за собой содержит элемент анализа, то есть установление причинно-следственной зависимости между поступками, поведением, эмоциональным состоянием, качествами личности.
- Самооценка - результат сопоставления
того, что человек наблюдает в себе, с тем,
что он видит в других людях. Адекватная
самооценка позволяет человеку отнестись
к себе критически, соразмерить свои силы
с задачами и требованиями окружающих.
Неадекватная самооценка (заниженная
или завышенная) может привести к острому внутриличностному конфликту.
Программирование и планирование
самовоспитательной деятельности
- Достижение цели
требует разработки и реализациипрограмм самовоспитательной деятельности (в виде конкретного плана), которые могут варьироваться от элементарных (регулярно делать зарядку) до сложных, рассчитанных на длительный период времени.В качестве примера рассмотрим самообязательство К. Д. Ушинского:
- ``1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.2. Прямота в словах и поступках. 3. Обдуманность действий. 4. Решительность. 5. Не говорить о себе без нужды ни единого слова. 6. Не проводить времени бессознательно: делать то, что хочешь, а не то, что случится. 7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать. 8. Каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках.9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет''.