Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:57, контрольная работа
Педагогическая инноватика принадлежит к системе общего научного и педагогического знания. Она возникла и развивается на грани общей инноватики, методологии, теории и истории педагогики, психологии, социологии и теории управления, экономики образования и является одной из фундаментальных дисциплин, которая существенно ускоряет процессы обновления образования.
Педагогическая инноватика - учение о создания, оценки, освоения и использования педагогических новаций.
Контрольная работа.
Сущность педагогической инноватики
Педагогическая инноватика принадлежит к системе общего научного и педагогического знания. Она возникла и развивается на грани общей инноватики, методологии, теории и истории педагогики, психологии, социологии и теории управления, экономики образования и является одной из фундаментальных дисциплин, которая существенно ускоряет процессы обновления образования.
Педагогическая инноватика - учение о создания, оценки, освоения и использования педагогических новаций.
Большинство исследователей
сходятся на том, что структура инновационного
обучения оптимально соответствует
характеру современных
Как отрасль педагогики педагогическая
инноватика является довольно молодой
наукой. В зарубежной педагогике исследования
инноваций начаты в 60-х годах XX в.
и имеют ярко выраженный прикладной
характер. В основном они сосредоточены
на теоретическом обосновании, анализе
различных аспектов инновационных
процессов в системе обучения
и воспитания, выработке практических
рекомендаций по освоению, внедрению
новшеств, обеспечения оптимального
режима функционирования инновационных
проектов и программ. Проблемы инноваций
исследуют сербский педагог К. Ангеловськи
и английские и американские педагоги
X. Барнет, Д. Гамильтон, Н. Грос, В. Кингстон,
Н. Лагервей, Г. Майлз, А. Хаберман, Г. Хейвлок
и др. Интерес к инновациям мировой
педагогической общественности проявляется
в создании информационных служб (Центр
исследования инноваций в образовании
под эгидой ЮНЕСКО, Азиатский центр
педагогических инноваций для развития
образования), создании программ внедрения
педагогических инноваций, проведении
международных конференций, деятельности
организаций, которые обобщают педагогические
нововведения в разных странах мира,
информируют о них
Педагогическая инноватика заключается в постоянном поиске и внедрении новых максимально эффективных технологий обучения и воспитания, результатом которых должно быть формирование высокоадаптированной к меняющимся условиям, активной деятельной, творческой личности, которая умеет анализировать, преодолевать любые трудности, потому что она еще в юном возрасте с помощью учителя познала, создала себя, научилась владеть собой. Ориентация на новое, поиск и внедрение нового не является самоцелью педагогической инноватики. Прежде всего она направлена на обеспечение адекватности учебно-воспитательного процесса и его результатов требованиям общества. А в динамично меняющейся социуме это будет побуждать к постоянному обновлению содержания и форм обучения и воспитания, максимально внимательного и в то же время критического отношения ко всему новому.
Термин «новое» толкуется как впервые открытое, созданное или сделанное, которое сформировалось недавно вместо предыдущего.
Новое как особый феномен соотносят по следующим признакам:
- пространственно-временная неидентичность (непохожесть новосозданной, новосформированной, только что открытой системы на другие);
- актуальность (важность, актуальность,
сущность нового для
- стабильность (свидетельствует
о единство, целостность, повторяемость
основных элементов нового в
течение определенного
- эффективность (показывает
объективную возможность с
- оптимальность (
- сменяемость (новое средство,
которое апробируется в
Создание, утверждение, нового бытия как целостного феномена является стержнем, ядром инновационного процесса, базовый компонент которого составляет инновация.
Инновация (лат. innovatio - обновление, изменение) - нововведение, изменение, обновление; новый подход, создание качественно нового, использование известного в других целях.
В педагогике понятие «инновация»
употребляют в следующих
- форма организации
- совокупность новых
- изменения в образовательной практике;
- комплексный процесс
создания, распространения и
- результат инновационного процесса.
Научные интересы педагогической
инноватики связанные с изучением
инновационных процессов в
Инновационные образовательные процессы - обусловлены общественной потребностью комплексные процессы создания, внедрения, распространения новшества и изменения образовательной среды, в котором осуществляется их жизненный цикл.
Как и в других сферах
общественного бытия, в системе
образования инновационные
Благодаря этим особенностям инновационные процессы принципиально отличаются от процессов стабильных.
Инновационной деятельностью занимается много творческих педагогов, среди которых условно можно выделить три группы:
1) педагоги-новаторы, которые
приходят к новому в
2) педагоги-модернізатори,
что совершенствуют и по-
3) педагоги-мастера, которые
быстро воспринимают и
Деятельность педагогов, относящихся к этим категориям, образует инновационный педагогический поток, который обогащает практику новыми идеями, новым содержанием и новыми технологиями.
Инновационная деятельность
является специфической и довольно
сложной, требует особых знаний, навыков,
способностей. Внедрение инноваций
невозможно без педагога-исследователя,
который обладает системным мышлением,
развитой способностью к творчеству,
сформированной и осознанной готовностью
к инновациям. Педагогов-новаторов
такого типа называют педагогами инновационного
направления. Им свойственны четкая
мотивация инновационной