Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 00:41, статья
Российская система образования находится в стадии реформирования, вводятся новые стандарты и требования, принят проект нового закона «Об образовании». Несомненно, функционирование дошкольных образовательных учреждений (организаций) определяется вводимыми изменениями (в частности внедрение ФГТ). Миссия ДОУ - пролагать путь в грядущее, стать одним из механизмов общественного развития, цель управления ДОУ - обеспечить создание в нём таких условий, при которых это стало бы возможным.
Дунаева Ольга Владимировна,
Магистрант ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», специальность 050100.68 «Менеджмент в образовании», г. Череповец.
dunya1983@mail.ru
Тайм – менеджмент в работе руководителя дошкольного образовательного учреждения.
Аннотация:
Ключевые слова:
Российская система
Согласно Закону РФ «Об
образовании» заведующий ДОУ отвечает
перед семьей, обществом и государством
за выполнение детским садом своей
миссии как образовательного учреждения.
Требования, предъявляемые к руководителю
высоки. В настоящее время на первое
место ставятся такие черты как
способность стратегически
Сегодня труд руководителя
в сфере образования
Обеспечение высоких результатов управленческой деятельности заведующего ДОУ - результат затраченных им сил, средств и времени. Рационализация рабочего времени заведующего ДОУ - чрезвычайно важная проблема, успешное решение которой позволяет поднять на качественно более высокий уровень процесс управления ДОУ: повышается целевая, ресурсная, социально-психологическая и технологическая эффективность работы образовательного учреждения. Качество образования в современном ДОУ зависит от умения руководителем осознавать себя, свои личные цели, рационально распределять усилия и время. В практике менеджмента фактору рабочего времени придается большое значение, так как это позволяет рассматривать и оценивать деловые отношения руководителей и персонала с точки зрения соответствия общепринятым в деловом мире принципам времени. Это означает, что руководитель ДОУ должен ценить не только время своих управленческих действий, но и время своих сотрудников. Умение верно распорядиться рабочим временем, научить своих подчинённых распоряжаться им таким же образом выступает в качестве главного требования эффективной управленческой деятельности.
Первые идеи о правилах организации рабочего времени появились в 60-х гг. XX в. в странах Запада в ответ на стремительное ускорение темпов жизни. Переход к рыночным отношениям привел к возрастанию нагрузки на людей, занятых в сфере управления. Объем работы управленцев увеличился настолько, что они начали испытывать хроническую нехватку как рабочего, так и свободного времени. Как показали исследования, решить проблему нехватки времени за счет продления рабочего дня и работы в выходные не удается. Кроме того, это не лучшим образом сказывается на качестве жизни, отнимая время, предназначенное для общения с семьей, отдыха и спорта.
Вопросами рационального
использования рабочего времени
руководителем как условия
Из практики современного менеджмента уходят понятия «рациональное использование рабочего времени», «научная организация труда», характерные для советского этапа развития теории упраления в России. На сегодняшний день руководителю актуально использовать понятия «тайм-менеджмент» или «управление временем».
Что такое тайм-менеджмент?
По определению практика тайм-менеджмента Калинина С. И. «управление временем (time management) в настоящее время представляет собой междисциплинарный раздел науки и практики, посвященный изучению проблем и методов оптимизации временных затрат в различных сферах и отраслях человеческой жизнедеятельности». [3]
Богославец Л.Г., Давыдова О.И. считают, что «управление временем – наука о методах определения, что для человека важно и на что в первую очередь следует потратить время. Управление временем включает в себя инструменты и методики планирования времени обычно с целью увеличения эффективности его использования в личных или корпоративных целях». [2]
В нашем понимании, тайм – менеджмент – это комплекс действий, способствующих совершенствованию деятельности, заключающихся в планировании, организации, распределении и контроле над использованием рабочего времени в организации и собственного времени руководителя с целью повышения эффективности работы отдельных подразделений и организации в целом.
Тайм-менеджмент в работе современного руководителя ДОУ – одно из актуальных направлений управления в образовании, относительно новая для России и динамично развивающаяся его отрасль. Ее задачами будут - выявление принципов эффективной организации времени руководителей образовательных учреждений, поиск наиболее целесообразного способа реализации своих дел с учетом их иерархии, повышение результативности труда руководителя. Их достижение возможно за счёт, во-первых, всемерной экономии и рационального использования времени, сил и средств; во-вторых, создания и разумного использования наиболее благоприятных условий труда.
Для создания практически направленных рекомендаций руководителям ДОУ по управлению своим рабочим временем нами было проведено исследование, в котором принимали участие 30 руководителей дошкольных образовательных учреждений города Череповца различных видов и типов. Основными задачами, решаемыми нами, являлись:
- изучение использования рабочего времени руководителем действующих ДОУ;
- оценка эффективность его использования;
- выявление причин потери рабочего времени.
На основании анкетирования были проранжированы основные причины потери рабочего времени руководителем ДОУ (использовалась классификация Ксенчук Е.В. и Киянова М.К.). Наиболее значимыми оказались причины:
прием незапланированных посетителей (17%);
телефонные звонки (12%);
Авторы многочисленных исследований выделяют различные причины потери рабочего времени, при этом они отмечают, у каждого руководителя будет свой «набор». Тем не менее, все они сходятся во мнении, что для современного руководителя очень важно своевременно выявить причины потери рабочего времени и постараться устранить их.
.
На основании данных исследования были выявлены основные причины потери рабочего времени руководителем ДОУ и выстроена следующая иерархия:
• Незапланированные посетители.
Также были выявлены основные сферы деятельности, в которых руководитель теряет время:
Оценка хронометража рабочего времени показала, что наблюдаются существенные расхождения с рациональным распределением времени по видам деятельности.
Результаты проведённого исследования позволяют сделать вывод, что у руководителей наблюдается неумение выделить важнейшие и несущественные задачи, определить приоритеты в работе, а это в свою очередь затрудняет планирование рабочего времени и приводит к его нерациональному использованию.
Существуют средства, с
помощью которых можно
Затратив на первых порах
достаточно большое время на алгоритмизацию
управленческих действий, впоследствии
руководитель его экономит, исключая
нервозную обстановку в коллективе,
добиваясь значительного
К числу алгоритмизированных управленческих процессов относятся циклограммы жизнедеятельности ДОУ: недельная; ежедневное планирование конкретного вида деятельности; циклограмма приказов по деятельности специалистов ДОУ. Алгоритмизируются и основные позиции контроля в системе деятельности ДОУ – общественно-административный контроль обеспечения безопасности детей взрослых в ДОУ.
Цели организационно-
Алгоритмизация управленческих процессов помогает комфортно управлять, поддерживать экономию времени, сохранять нервную энергию всех членов педагогического коллектива
Г. Архангельский в своих многочисленных исследованиях в области тайм-менеджмента сформулировал свод правил планирования времени руководителем [1].
Информация о работе Тайм – менеджмент в работе руководителя дошкольного образовательного учреждения