Танцевальные подвижные игры для начальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 21:21, реферат

Краткое описание

Ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, её характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого её восприятия и понимания.
Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция).

Вложенные файлы: 1 файл

Ритмика.docx

— 25.02 Кб (Скачать файл)

Ритмика – один из видов  музыкальной деятельности, в котором  содержание музыки, её характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого её восприятия и понимания. 
Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал её в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений.  
Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического воспитания – в её гуманном характере. Э.Жак-Далькроз был убеждён, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях.  
Э. Жак-Далькроз создал систему ритмических упражнений, по которой обучал своих учеников на протяжении десятков лет; в ней музыкально-ритмические задания сочетались с ритмическими упражнениями (с мячом, лентой) и играми. 
Музыкально- ритмическое воспитание детей и юношества в нашей стране было построено на основе ведущих положений системы Э. Жак-Далькроза. Отечественные специалисты по ритмике Н.Г. Александрова, В.А. Гринер, М.А. Румер, Е.В. Конорова и др. особое внимание уделили подбору высокохудожественного репертуара для занятий по ритмике; наряду с классической музыкой они широко использовали народные песни и мелодии, произведения современных композиторов, яркие и динамичные по своим образам.  
Цель и задачи ритмики. Цель ритмики состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделении средств выразительности, формы), её образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения. 
Задачи ритмики: 
• учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности; 
• развивать основы музыкальной культуры; 
• развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);  
• учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т.д.); 
• формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении; 
• развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.

Задачи эти успешно  решаются, только если используются подлинно художественные произведения. Репертуар  может быть самым разнообразным (фольклор, классическая музыка всех эпох, современная музыка).  
 
Виды ритмики тесно связаны с той областью движений, откуда они заимствованы. Источниками движений для ритмики принято считать физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения. 
 
Из физических упражнений в ритмике применяются основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания-поскоки), обще-развивающие (без предметов и с предметами) и строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения). 
 
В ритмике используются несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев, которые составляют основу современных детских композиций. 
 
Сюжетно-образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижения разнообразного транспорта, действий, характерных для каких-либо профессий, и т.д. 
 
На основе источников движений выделяют следующие виды ритмики:

1) музыкально-ритмические упражнения:

2) танцы, пляски, хороводы;

3) музыкальные игры. 
Музыкально-ритмические упражнения условно можно разделить на подготовительные и самостоятельные. К первым относятся упражнения, в которых предварительно разучиваются отдельные виды движений. Так, дети учатся ритмично, непринуждённо выполнять «пружинку», поскоки с ноги на ногу, прямой галоп, подпрыгивание на двух ногах и т.д. В дальнейшем эти движения включаются в игры, пляски и хороводы, и они служат средством выразительной передачи музыкальных образов, персонажей (зайчики, лошадки, петрушки и др.). Например, «Пружинка» (русская народная мелодия), «Весёлые мячики» (музыка М. Сатулиной), «Сапожки скачут по дорожке» (музыка А. Филиппенко) помогают детям усвоить игру «Лошадки в конюшне» (музыка М. Раухвергера): ребята начинают легко, ритмично, с настроением «скакать» под динамичную, стремительную музыку.  
Самостоятельных музыкально-ритмических упражнений немного. К ним относятся «Всадники» (музыка В. Витлина), «Вертушки» (украинская народная мелодия), «Упражнение с лентами» (музыка В.А. Моцарта), «Насмешливая кукушка» (австрийская народная мелодия). Этот тип упражнений по сравнению с предыдущими имеет более законченную форму; вместе с тем в нём ещё нет того сочетания различных образов и настроений, которое характерно для игр, хороводов и танцев. 
Следующий вид ритмики – танцы, пляски, хороводы. Обычно их делят на две группы: зафиксированные и свободные. 
К зафиксированным относятся те, которые имеют авторскую композицию движений, и педагог точно следует ей при обучении. Здесь встречаются пляски разного жанра: с элементами народного, бального танцев, хороводных построений. Это, например, «Пляска с платочками» и «Круговая пляска» (русские народные мелодии), «Парная пляска» (чешская народная мелодия «Аннушка») и «Дружные тройки» («Полька» И. Штрауса), хороводы «Ёлочка» (музыка М. Красева) и «Веснянка» (украинская народная мелодия) и др. Особое место в этой группе занимает характерный танец – плясовые элементы в нём соответствуют движениям различных персонажей в свойственной им манере (клоуны, снежинки, котята, мишки, пингвины и др.). 
К свободным танцам относятся все те пляски и хороводы, которые придумывают сами дети. В них используются знакомые элементы танцев. Вначале педагог активно помогает, советует ребятам, какие движения лучше подобрать под ту или иную музыку в соответствии с её характером, формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки взрослого создают «свою» пляску. Это «Зеркало» (русская народная мелодия), «Танцуйте как я» (музыка В. Золотарёва), «Мы весёлые матрёшки» (музыка Ю. Слонова) и др.  
Музыкальная игра (третий вид ритмики) как разновидность игровой деятельности в детском саду – важный метод музыкального развития. Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребёнка в мир сказочных персонажей, знакомит с народными традициями – всё это углубляет восприятие и понимание музыкального произведения, помогает сформировать музыкально-ритмические и двигательные навыки.  
Музыкальные игры делятся на игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под пение (хороводы и инсценировки). В сюжетных играх нужно выразительно передать образы музыки, а в несюжетных – выполнить задание, связанное с общим настроением музыки, её выразительными средствами (темп, динамические оттенки, метроритм, форма произведения). Например, в сюжетной музыкальной игре «Зайцы и лиса» (музыка С. Майкапара) дети должны образно выполнять движения, характерные для данных персонажей: вкрадчивый, лёгкий бег лисы и высокий, мягкий бег с остановками и кружением (на подпрыгивании) зайца и т.д. В несюжетной игре «Игра с бубнами» (польская народная мелодия) ребята меняют движения на малоконтрастные части пьесы и динамические оттенки; кроме того, плавный характер мелодии передают в неторопливом беге танцевального характера.  
В играх с пением композиция движений зависит от характера, образов музыки, текста. Здесь используются элементы народных плясок, разнообразных хороводных построений (парами, шеренгами, кругами со сменой направления). Например, в игре «Ворон» (русская народная прибаутка) основная задача – передать сказочный образ ворона «в красных сапогах, позолоченных серьгах), в пляску которого включены элементы русского народного танца: кружение дробным шагом, выставление ноги на пятку. В игре использовано также построение в круг (уменьшается и расширяется): дети идут к центру и возвращаются на свои места дробным шагом. При разучивании этой игры внимание ребят обращают и на нарастание динамики звучания, вариационную форму в аккомпанементе пьесы. (Фортепианную партию следует сыграть отдельно). Для ощущения многократно повторяющегося ритмического рисунка (с небольшим изменением в последней вариации) детям предлагают похлопать, походить под музыку. Вся работа над отдельными средствами выразительности помогает углубить восприятие образа ворона в прибаутке и ярко передать его в движениях.  
Музыкальные и ритмические игры для младших школьников.

Изучение развития детей  показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются психические процессы, поэтому опора на игру – это  важнейший путь включения детей  в работу.

Игра вводит ребёнка в  жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определённую цель.

В музыкальных играх  целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребёнка. Музыкальные игры способствуют быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности изучения, раскрепощению детей. Избавлению от комплексов. 

Ритмические игры , теснейшим образом связаны с моторикой, мышечной реактивностью человека, поэтому надо научить ребёнка физически прочувствовать ритм. Нервная система, как и мускулатура, поддаётся развитию, поэтому человек, владеющий чувством ритма, будет лучше играть, петь, танцевать и т.п. Воспитывая у детей чувство ритма, повышается рациональная организованность движений, их работоспособность, развивается дыхание.

С помощью игры  дети легче воспринимают данный материал, отдыхают, повторяя и закрепляя пройденное. Также благодаря играм  лучше развивается  слух, чувство ритма, закрепляются необходимые для танца движения.

 «Танцевальная  композиция»

Педагог ставит на прослушивание  какую-нибудь мелодию, взятую из песни, из классического произведения. Участники  игры должны придумать танцевальные движения к этой мелодии и продемонстрировать танец, поэтому все игроки делятся  на небольшие группы по 5-8 чел или  разбиваются на пары, если этого  требует танец.

Каждой группе руководитель даёт задание использовать определённый размер танца. Например ,размер вальса – трёхдольный, польки – двудольный, марша – четырехдольный. Ребята должны учитывать ритм и темп танца. Движения могут быть самыми разными, в зависимости от мелодии. Но в любом случае в танце должен прослеживаться сюжет, импровизированный учащимися. 

«Скульптор  и глина»

Участники делятся по парам. Один из них скульптор, второй- глина. Задаётся тема : «животные», «муз. инструменты», «природа», «сказочные персонажи» и т.п. Задание: слепить из «глины» скульптуру по теме. Под соответствующую музыку выполняется задание. После все отгадывают, что же слепил скульптор. После чего «скульптуры» оживают. Затем дети меняются,  скульпторы становятся «глиной» и наоборот… Развивается воображение детей. 

«Найди  своё место»

Дети стоят на своих  местах, в линиях. Исходное положение :1поз. ног ,руки на поясе. Под музыку дети образуют круг и двигаются заданным движением (подскоки, галопы, прыжки по 6 поз., ход на полупальцах, пятках, утиный ход и т.п.), когда музыка  заканчивается ,учащиеся должны как можно быстрее найти своё место и встать в исходную позицию. Игра продолжается 4-5 раз. 

«Приглашение»

Дети распределены по кругу, лицом в центр. Исходное положение: 6 поз. ног, руки на поясе. Выбирается ведущий. Под музыку польки (2/4 размер) ведущий подскоками движется по внешнему кругу и выбирает следующего ведущего, подходит к нему во внутренний круг «приглашает» (кивок головой) и встаёт на его место, а новый ведущий продолжает игру . 

 

«Собери фигуру»

Под весёлую музыку (2/4) дети движутся по всему залу, заданным движением (подскоками, галопами, бег и т.п.), когда музыка прекращается дети должны все вместе построить заданную педагогом  фигуру (прямую линию, круг, колонну, диагональ, квадрат, треугольник). Игра продолжается  до 5-6 раз.

«Солдатики»

Дети лежат на спине  на гимнастических ковриках, изображая  «неподвижных солдатиков». Под музыку «солдатики» «оживают», двигают  руками и ногами в хаотичном порядке. Когда музыка заканчивается «солдатики»  замирают , педагог ходит проверяет чтобы руки и ноги детей были «деревянными» в натянутом и не подвижном состоянии. Игра повторяется 3-5 раз.

Ритмические игры:

«Повтори»

Педагог прохлопывает в ладоши ритм, а дети должны его повторить, начинаем с простого ритма, затем  усложняем + к хлопкам добавляются  притопы и прыжки. При наличии аккомпаниатора, задаётся ритм на фортепиано.

«Воспроизведи стих»

Прохлопать стих руками, протопать ногами ,соблюдать ритм.

Например: хлопок на каждый слог стихотворения:

«Щи да каша пища наша

После щей и  после каши дети просят простокваши.

Ели , ели две недели, не полнели, не худели!

Ели , ели, пили, пили, две недели сыты были!» 

 

«Чижик, чижик, где  ты был?

-Я всю зиму  в клетке жил.

Где ты клювик замочил?

-В клетке я  водичку пил.

Что ты чижик похудел?

-Я всю зиму  проболел.

Чем же клеточка плоха?

-Ведь неволя  так горька.

Чижик хочешь к  нам сюда?

-Ой! Да-да-да-да-да-да-да!

Ну кА чижик  вылетай!

-ай ,ай,ай,ай,ай,ай,ай!!  »  

 

«Прилетели питички,

Птички – невелички.

Весело скакали,

Зернышки клевали».

А так же и многие другие стихи : «Одеяло убежало», «Я куклу Наташу, катаю в коляске», «Лошадка», «Зайка», «Самолет», «Мишка» и т.п. 

 

«Догонялки»

Под музыку(2/4) дети одновременно выполняют движение рук и ног.

Исходная позиция: 6 позиция  ног,руки «по швам».

-раз -ноги в сторону (2 поз.), правая рука на пояс;

-два -ноги вместе(6 поз), левая рука на пояс;

-три - ноги в сторону, правая рука на правое плечо;

-четыре - ноги вместе, левая рука на левое плечо;

-пят ь- ноги в сторону, правая рука прямая наверх;

-шесть - ноги вместе, левая рука прямая наверх;

-семь - прыжок по 6 поз, хлопок руками над головой;

-восемь - прыжок по 6 поз, хлопок руками над головой;

Все повторяется обратно - сверху- вниз. 

 

«Печатная машинка».

Под музыку(2/4) дети одновременно выполняют движение рук и ног.

Исходная позиция: 6 позиция  ног, руки на поясе.

-раз- прыжок, ноги во 2 поз., колени согнуты;

-два- удар руками по коленям;

-три- щелчок руками по сторонам;

-четыре- хлопок в ладоши перед грудью.

Все повторяется обратно- сверху- вниз.

А также  игры: 

на внимание и  координацию: «карлики и великаны», «нос -  пол -  потолок», «запрещенные движения», «знакомство», «движение на счет», «найди сородича по голосу»; 

на воображение: «фигура замри», «поезд», «скульптор и глина», «метро»,(ритмическая) «сказочные диагонали» (музыкальные);  

на ловкость: упражнения и игры с мячом, «лишний» (со стулом) (музыкальные).   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования  Ульяновской области

Областное государственное  бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Ульяновский педагогический колледж №4

                        Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах»

 

 

 

                                                         Реферат

по ритмике

на тему: Ритмика. Танцевальные подвижные игры для начальной  школы.

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса 303 группы

Архипова Екатерина.

 

 

 

 

 

Ульяновск 2013 год


Информация о работе Танцевальные подвижные игры для начальной школы