Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 21:21, реферат
Ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, её характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого её восприятия и понимания.
Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция).
Ритмика – один из видов
музыкальной деятельности, в котором
содержание музыки, её характер, образы
передаются в движениях. Основой является
музыка, разнообразные физические упражнения,
танцы, сюжетно-образные движения используются
как средства более глубокого её восприятия
и понимания.
Движения под музыку издавна применялись
в воспитании детей (Древняя Индия, Китай,
Греция). Но впервые рассмотрел ритмику
и обосновал её в качестве метода музыкального
воспитания швейцарский педагог и композитор
Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Перед ритмикой
он, прежде всего, ставил задачу развития
музыкальных способностей, а также пластичности
и выразительности движений.
Особая ценность и жизнеспособность его
системы музыкально-ритмического воспитания
– в её гуманном характере. Э.Жак-Далькроз
был убеждён, что обучать ритмике необходимо
всех детей. Он развивал в них глубокое
«чувствование», проникновение в музыку,
творческое воображение, формировал умение
выражать себя в движениях.
Э. Жак-Далькроз создал систему
ритмических упражнений, по которой обучал
своих учеников на протяжении десятков
лет; в ней музыкально-ритмические задания
сочетались с ритмическими упражнениями
(с мячом, лентой) и играми.
Музыкально- ритмическое воспитание детей
и юношества в нашей стране было построено
на основе ведущих положений системы Э.
Жак-Далькроза. Отечественные специалисты
по ритмике Н.Г. Александрова, В.А. Гринер,
М.А. Румер, Е.В. Конорова и др. особое внимание
уделили подбору высокохудожественного
репертуара для занятий по ритмике; наряду
с классической музыкой они широко использовали
народные песни и мелодии, произведения
современных композиторов, яркие и динамичные
по своим образам.
Цель и задачи ритмики. Цель ритмики состоит
в углублении и дифференциации восприятия
музыки (выделении средств выразительности,
формы), её образов и формировании на этой
основе навыков выразительного движения.
Задачи ритмики:
• учить детей воспринимать развитие
музыкальных образов и выражать их в движениях,
согласовывать движения с характером
музыки, наиболее яркими средствами выразительности;
• развивать основы музыкальной культуры;
• развивать музыкальные способности
(эмоциональная отзывчивость на музыку,
слуховые представления, чувство ритма);
• учить определять музыкальные жанры
(марш, песня, танец), виды ритмики (игра,
пляска, упражнение), различать простейшие
музыкальные понятия (высокие и низкие
звуки, быстрый, средний и медленный темп,
громкая, умеренно громкая и тихая музыка
и т.д.);
• формировать красивую осанку, учить
выразительным, пластичным движениям
в игре, танце, хороводе и упражнении;
• развивать творческие способности:
учить оценивать собственное движение
и товарища, придумывать «свой» игровой
образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя
различные элементы физкультурных упражнений,
танцевальных и сюжетно-образных движений.
Задачи эти успешно
решаются, только если используются подлинно
художественные произведения. Репертуар
может быть самым разнообразным
(фольклор, классическая музыка всех эпох,
современная музыка).
Виды ритмики тесно связаны
с той областью движений, откуда они заимствованы.
Источниками движений для ритмики принято
считать физические упражнения, танец
и сюжетно-образные движения.
Из физических упражнений в ритмике применяются
основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания-поскоки),
обще-развивающие (без предметов и с предметами)
и строевые упражнения (построения, перестроения
и передвижения).
В ритмике используются несложные элементы
народных плясок, хороводов, бальных танцев,
которые составляют основу современных
детских композиций.
Сюжетно-образные движения включают имитацию
повадок животных и птиц, передвижения
разнообразного транспорта, действий,
характерных для каких-либо профессий,
и т.д.
На основе источников движений выделяют
следующие виды ритмики:
1) музыкально-ритмические упражнения:
2) танцы, пляски, хороводы;
3) музыкальные игры.
Музыкально-ритмические упражнения условно
можно разделить на подготовительные
и самостоятельные. К первым относятся
упражнения, в которых предварительно
разучиваются отдельные виды движений.
Так, дети учатся ритмично, непринуждённо
выполнять «пружинку», поскоки с ноги
на ногу, прямой галоп, подпрыгивание на
двух ногах и т.д. В дальнейшем эти движения
включаются в игры, пляски и хороводы,
и они служат средством выразительной
передачи музыкальных образов, персонажей
(зайчики, лошадки, петрушки и др.). Например,
«Пружинка» (русская народная мелодия),
«Весёлые мячики» (музыка М. Сатулиной),
«Сапожки скачут по дорожке» (музыка А.
Филиппенко) помогают детям усвоить игру
«Лошадки в конюшне» (музыка М. Раухвергера):
ребята начинают легко, ритмично, с настроением
«скакать» под динамичную, стремительную
музыку.
Самостоятельных музыкально-ритмических
упражнений немного. К ним относятся «Всадники»
(музыка В. Витлина), «Вертушки» (украинская
народная мелодия), «Упражнение с лентами»
(музыка В.А. Моцарта), «Насмешливая кукушка»
(австрийская народная мелодия). Этот тип
упражнений по сравнению с предыдущими
имеет более законченную форму; вместе
с тем в нём ещё нет того сочетания различных
образов и настроений, которое характерно
для игр, хороводов и танцев.
Следующий вид ритмики – танцы, пляски,
хороводы. Обычно их делят на две группы:
зафиксированные и свободные.
К зафиксированным относятся те, которые
имеют авторскую композицию движений,
и педагог точно следует ей при обучении.
Здесь встречаются пляски разного жанра:
с элементами народного, бального танцев,
хороводных построений. Это, например,
«Пляска с платочками» и «Круговая пляска»
(русские народные мелодии), «Парная пляска»
(чешская народная мелодия «Аннушка»)
и «Дружные тройки» («Полька» И. Штрауса),
хороводы «Ёлочка» (музыка М. Красева)
и «Веснянка» (украинская народная мелодия)
и др. Особое место в этой группе занимает
характерный танец – плясовые элементы
в нём соответствуют движениям различных
персонажей в свойственной им манере (клоуны,
снежинки, котята, мишки, пингвины и др.).
К свободным танцам относятся все те пляски
и хороводы, которые придумывают сами
дети. В них используются знакомые элементы
танцев. Вначале педагог активно помогает,
советует ребятам, какие движения лучше
подобрать под ту или иную музыку в соответствии
с её характером, формой. Затем дети уже
самостоятельно пробуют свои силы и без
подсказки взрослого создают «свою» пляску.
Это «Зеркало» (русская народная мелодия),
«Танцуйте как я» (музыка В. Золотарёва),
«Мы весёлые матрёшки» (музыка Ю. Слонова)
и др.
Музыкальная игра (третий вид ритмики)
как разновидность игровой деятельности
в детском саду – важный метод музыкального
развития. Музыка усиливает эмоциональную
сторону игры, погружает ребёнка в мир
сказочных персонажей, знакомит с народными
традициями – всё это углубляет восприятие
и понимание музыкального произведения,
помогает сформировать музыкально-ритмические
и двигательные навыки.
Музыкальные игры делятся на игры под
инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные)
и игры под пение (хороводы и инсценировки).
В сюжетных играх нужно выразительно передать
образы музыки, а в несюжетных – выполнить
задание, связанное с общим настроением
музыки, её выразительными средствами
(темп, динамические оттенки, метроритм,
форма произведения). Например, в сюжетной
музыкальной игре «Зайцы и лиса» (музыка
С. Майкапара) дети должны образно выполнять
движения, характерные для данных персонажей:
вкрадчивый, лёгкий бег лисы и высокий,
мягкий бег с остановками и кружением
(на подпрыгивании) зайца и т.д. В несюжетной
игре «Игра с бубнами» (польская народная
мелодия) ребята меняют движения на малоконтрастные
части пьесы и динамические оттенки; кроме
того, плавный характер мелодии передают
в неторопливом беге танцевального характера.
В играх с пением композиция движений
зависит от характера, образов музыки,
текста. Здесь используются элементы народных
плясок, разнообразных хороводных построений
(парами, шеренгами, кругами со сменой
направления). Например, в игре «Ворон»
(русская народная прибаутка) основная
задача – передать сказочный образ ворона
«в красных сапогах, позолоченных серьгах),
в пляску которого включены элементы русского
народного танца: кружение дробным шагом,
выставление ноги на пятку. В игре использовано
также построение в круг (уменьшается
и расширяется): дети идут к центру и возвращаются
на свои места дробным шагом. При разучивании
этой игры внимание ребят обращают и на
нарастание динамики звучания, вариационную
форму в аккомпанементе пьесы. (Фортепианную
партию следует сыграть отдельно). Для
ощущения многократно повторяющегося
ритмического рисунка (с небольшим изменением
в последней вариации) детям предлагают
похлопать, походить под музыку. Вся работа
над отдельными средствами выразительности
помогает углубить восприятие образа
ворона в прибаутке и ярко передать его
в движениях.
Музыкальные и ритмические
игры для младших школьников.
Изучение развития детей
показывает, что в игре эффективнее,
чем в других видах деятельности,
развиваются психические
Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определённую цель.
В музыкальных играх целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребёнка. Музыкальные игры способствуют быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности изучения, раскрепощению детей. Избавлению от комплексов.
Ритмические игры , теснейшим образом связаны с моторикой, мышечной реактивностью человека, поэтому надо научить ребёнка физически прочувствовать ритм. Нервная система, как и мускулатура, поддаётся развитию, поэтому человек, владеющий чувством ритма, будет лучше играть, петь, танцевать и т.п. Воспитывая у детей чувство ритма, повышается рациональная организованность движений, их работоспособность, развивается дыхание.
С помощью игры дети легче воспринимают данный материал, отдыхают, повторяя и закрепляя пройденное. Также благодаря играм лучше развивается слух, чувство ритма, закрепляются необходимые для танца движения.
«Танцевальная композиция»
Педагог ставит на прослушивание какую-нибудь мелодию, взятую из песни, из классического произведения. Участники игры должны придумать танцевальные движения к этой мелодии и продемонстрировать танец, поэтому все игроки делятся на небольшие группы по 5-8 чел или разбиваются на пары, если этого требует танец.
Каждой группе руководитель даёт задание использовать определённый размер танца. Например ,размер вальса – трёхдольный, польки – двудольный, марша – четырехдольный. Ребята должны учитывать ритм и темп танца. Движения могут быть самыми разными, в зависимости от мелодии. Но в любом случае в танце должен прослеживаться сюжет, импровизированный учащимися.
«Скульптор и глина»
Участники делятся по парам. Один из них скульптор, второй- глина. Задаётся тема : «животные», «муз. инструменты», «природа», «сказочные персонажи» и т.п. Задание: слепить из «глины» скульптуру по теме. Под соответствующую музыку выполняется задание. После все отгадывают, что же слепил скульптор. После чего «скульптуры» оживают. Затем дети меняются, скульпторы становятся «глиной» и наоборот… Развивается воображение детей.
«Найди своё место»
Дети стоят на своих местах, в линиях. Исходное положение :1поз. ног ,руки на поясе. Под музыку дети образуют круг и двигаются заданным движением (подскоки, галопы, прыжки по 6 поз., ход на полупальцах, пятках, утиный ход и т.п.), когда музыка заканчивается ,учащиеся должны как можно быстрее найти своё место и встать в исходную позицию. Игра продолжается 4-5 раз.
«Приглашение»
Дети распределены по кругу, лицом в центр. Исходное положение: 6 поз. ног, руки на поясе. Выбирается ведущий. Под музыку польки (2/4 размер) ведущий подскоками движется по внешнему кругу и выбирает следующего ведущего, подходит к нему во внутренний круг «приглашает» (кивок головой) и встаёт на его место, а новый ведущий продолжает игру .
«Собери фигуру»
Под весёлую музыку (2/4) дети движутся по всему залу, заданным движением (подскоками, галопами, бег и т.п.), когда музыка прекращается дети должны все вместе построить заданную педагогом фигуру (прямую линию, круг, колонну, диагональ, квадрат, треугольник). Игра продолжается до 5-6 раз.
«Солдатики»
Дети лежат на спине на гимнастических ковриках, изображая «неподвижных солдатиков». Под музыку «солдатики» «оживают», двигают руками и ногами в хаотичном порядке. Когда музыка заканчивается «солдатики» замирают , педагог ходит проверяет чтобы руки и ноги детей были «деревянными» в натянутом и не подвижном состоянии. Игра повторяется 3-5 раз.
Ритмические игры:
«Повтори»
Педагог прохлопывает в ладоши ритм, а дети должны его повторить, начинаем с простого ритма, затем усложняем + к хлопкам добавляются притопы и прыжки. При наличии аккомпаниатора, задаётся ритм на фортепиано.
«Воспроизведи стих»
Прохлопать стих руками, протопать ногами ,соблюдать ритм.
Например: хлопок на каждый слог стихотворения:
«Щи да каша пища наша
После щей и после каши дети просят простокваши.
Ели , ели две недели, не полнели, не худели!
Ели , ели, пили, пили, две недели сыты были!»
«Чижик, чижик, где ты был?
-Я всю зиму в клетке жил.
Где ты клювик замочил?
-В клетке я водичку пил.
Что ты чижик похудел?
-Я всю зиму проболел.
Чем же клеточка плоха?
-Ведь неволя так горька.
Чижик хочешь к нам сюда?
-Ой! Да-да-да-да-да-да-да!
Ну кА чижик вылетай!
-ай ,ай,ай,ай,ай,ай,ай!! »
«Прилетели питички,
Птички – невелички.
Весело скакали,
Зернышки клевали».
А так же и многие другие стихи : «Одеяло убежало», «Я куклу Наташу, катаю в коляске», «Лошадка», «Зайка», «Самолет», «Мишка» и т.п.
«Догонялки»
Под музыку(2/4) дети одновременно выполняют движение рук и ног.
Исходная позиция: 6 позиция ног,руки «по швам».
-раз -ноги в сторону (2 поз.), правая рука на пояс;
-два -ноги вместе(6 поз), левая рука на пояс;
-три - ноги в сторону, правая рука на правое плечо;
-четыре - ноги вместе, левая рука на левое плечо;
-пят ь- ноги в сторону, правая рука прямая наверх;
-шесть - ноги вместе, левая рука прямая наверх;
-семь - прыжок по 6 поз, хлопок руками над головой;
-восемь - прыжок по 6 поз, хлопок руками над головой;
Все повторяется обратно - сверху- вниз.
«Печатная машинка».
Под музыку(2/4) дети одновременно выполняют движение рук и ног.
Исходная позиция: 6 позиция ног, руки на поясе.
-раз- прыжок, ноги во 2 поз., колени согнуты;
-два- удар руками по коленям;
-три- щелчок руками по сторонам;
-четыре- хлопок в ладоши перед грудью.
Все повторяется обратно- сверху- вниз.
А также игры:
на внимание и координацию: «карлики и великаны», «нос - пол - потолок», «запрещенные движения», «знакомство», «движение на счет», «найди сородича по голосу»;
на воображение: «фигура замри», «поезд», «скульптор
и глина», «метро»,(ритмическая) «
на ловкость: упражнения и игры с мячом, «лишний» (со стулом) (музыкальные).
Министерство образования Ульяновской области
Областное государственное
бюджетное образовательное
Ульяновский педагогический колледж №4
Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах»
по ритмике
на тему: Ритмика. Танцевальные подвижные игры для начальной школы.
Выполнила:
студентка 3 курса 303 группы
Архипова Екатерина.
Ульяновск 2013 год
Информация о работе Танцевальные подвижные игры для начальной школы