Теоретические основы исследования подвижных игр для детей младше дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 17:48, дипломная работа

Краткое описание

Цель:
Доказать, что подвижная игра является эффективным средством физического воспитания у детей младше дошкольного возраста
Выявить эффективность педагогических условий детей младше дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………...………………2
Глава I. Теоретические основы исследования подвижных игр для детей младше дошкольного возраста.
Сущность понятия физическое воспитание………………………4
Характеристика подвижной игры в младшем дошкольном возрасте………………………………………………………………...7
Педагогические условия в организации проведения подвижной игры в процессе физического воспитания…………………………14
Глава II. Опытно-эксперементальная работа по изучению педагогических условий детей младшего дошкольного возраста.
2.1. Организация и проведение педагогического эксперимента……..20
2.2. Описание констатирующего эксперимента……………………….25
2.3. Описание формирующего эксперимента…………………………28
2.4. Описание контрольного эксперимента…………………………...31
Заключение………………………………………………………………34
Список литературы……………………………………………………...36
Приложение 1……………………………………………………………41

Вложенные файлы: 1 файл

дипломка аня 1.docx

— 70.67 Кб (Скачать файл)

 

Содержание.

Введение…………………………………………………...………………2

 Глава I. Теоретические основы исследования подвижных игр для детей младше дошкольного возраста.

    1. Сущность понятия физическое воспитание………………………4
    2. Характеристика подвижной игры в младшем дошкольном возрасте………………………………………………………………...7
    3. Педагогические условия в организации проведения подвижной игры в процессе физического воспитания…………………………14

Глава II. Опытно-эксперементальная работа по изучению педагогических условий детей младшего дошкольного возраста.

2.1. Организация и проведение  педагогического эксперимента……..20

2.2. Описание констатирующего  эксперимента……………………….25

2.3.  Описание формирующего  эксперимента…………………………28

2.4.  Описание контрольного  эксперимента…………………………...31

Заключение………………………………………………………………34

Список литературы……………………………………………………...36

Приложение 1……………………………………………………………41

 

 

 

 

 

Введение

Подвижная игра это сложное  эмоционально окрашенная двигательная деятельность обусловленная правилами (А.В. Кенеман). Подвижные игры всегда интересны детям, они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариантностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения (Е.А. Тимофеева)

Подвижные игры , по убеждению Е.А. Аркина , вносят радость в жизнь ребенка, и способствуют ;укреплению организма главным образом путем развития и усовершенствования двигательного аппарата. Игры приучают детей к дисциплине, сосредоточению и планомерности действия.

Проблема исследования: связана  с определением педагогических условий, при котором физическое воспитание у детей младше дошкольного возраста будет эффективным.

Цель:

  1. Доказать, что подвижная игра является эффективным средством физического воспитания у детей младше дошкольного возраста
  2. Выявить эффективность педагогических условий детей младше дошкольного возраста.

Объект: процесс физического  воспитания младше дошкольного возраста.

Предмет: педагогические условия в физическом воспитании детей младше дошкольного возраста

Гипотеза: эффективность  физического воспитания детей младше дошкольного возраста средствами подвижной  игры будет возрастать, ели будут  реализованы следующие условия:

- учитывать возрастные  и индивидуальные особенности  ребенка;

- делать правильный подбор  методик по организации и проведении подвижных игр.

Задачи:

  1. Изучить  психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Выявить уровень физического воспитания детей младше дошкольного возраста посредством подвижной игры.
  3. Разработка методических рекомендаций по проблеме исследования в младше дошкольном возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы исследования подвижных игр для детей младше дошкольного возраста.

    1. Сущность понятия физическое воспитание.

Физическое воспитание –  педагогический процесс, который направлен  на совершенствование форм и функций  организма ребенка, на формирование двигательных навыков, умений, знаний, на воспитание физических качеств (А.Р. Кенеман).

Физическое воспитание детей  младше дошкольного возраста посвящено  общим закономерностям, определяющим содержание и формы построение физического  воспитания как педагогически организованного  процесса, включенного в общую  систему воспитания личности ребенка(Л.А. Рыжкова).

К. Маркс четко сформулировал  обязательные составные элементы воспитания, под ними он понимает следующее:

- умственное воспитание;

- физическое воспитание;

- техническое обучение.

Таким образом К. Маркс определил физическое воспитание как органическую часть воспитательной системы, как непременное условие всестороннего развития человека.

Физическое воспитание младшего дошкольного возраста закладывает  основу для всестороннего развития, закаливает организм, вырабатывает бодрость и стойкость духа, морально волевые  качества. Формирует  жизненно-необходимые  двигательные навыки, различные ориентировки, развивает мысль, воспитывает чувства – все это в комплексе других воспитательных влияний формирует всесторонне гармонически развитую личность ребенка     (А.Р. Кенеман).

Большое значение для разработки физического воспитания имели высказывания русских революционных демократов: В.Г. Белинского, Д.И. Писарева они определяли физическое воспитание как часть  всестороннего взаимодействия. Показали его связь с умственным, трудовым, нравственным и эстетическим воспитанием.

Физическое воспитание имеет  цели воспитания детей младшего дошкольного  возраста:

- Оздоровительная - решает проблему качественного улучшения физического развития и физического состояния ребенка.

- Воспитательная - органически взаимосвязана с физическим и духовным развитием дошкольников; развитие нравственности, формирование эстетических взглядов и убеждений, отношения и самовыражения в трудовых действиях в процессе физического воспитания

Таким образом физическое воспитание детей младше дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций  развивающего организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности. 
 
Организм ребенка -  находится в периоде становления функций их непрерывного совершенствования, поэтому весь комплекс средств физического воспитания (режим, гигиена, закаливание, активные движения, подвижные игры, спортивные упражнения) должен обеспечить решение главной задачи - воспитание здорового, гармонически развитого ребенка, способного легко адаптироваться в условиях школьного обучения.

Своевременное развитие двигательных навыков и умений, достаточная  двигательная активность в младшем  дошкольном возрасте являются важным условием полноценного сенсорного и  умственного развития, залогом их всестороннего и гармонического воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. . Характеристика подвижной игры.

Подвижные игры берут начало в народной педагогике, имеют национальные особенности. Теорию и методику подвижных  игр разрабатывали К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Е.А.Покровский, П.Ф.Лесгафт, В.В.Гориневский, Е.Н.Водовозова, Т.И.Осокина, А.В.Кенеман и др. П.Ф.Лесгафт определял подвижную игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни.

Подвижная игра – это  сложное эмоционально-окрашенная двигательная деятельность обусловленная правилам (А.Р. Кенеман).

Подвижная игра оказывает  всесторонне влияние на физическое развитие и оздоровление организма  ребенка. Двигательная активность детей  в процессе игры вызывает: усиление всех жизненно-важных функций, обменных реакций.

Педагогическая игра служит методом совершенствования уже  освоенных детьми двигательных навыков.

П.Р. Лесгафт писал: « В  играх применяется все то, что  усваивается при систематических  занятиях, поэтому все производимые движения и действия вполне должны соответствовать силам и умению занимающихся и производится с возможно большей точностью и ловкостью». Это положение подтверждается работниками  советских педагогов (М.М. Контрович, Л.И. Михайлова, А.И. Быкова, Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева и др.), которые разработали методику проведения подвижной игры в детском саду.

В процессе подвижной игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения. Ребенок действует целеустремленно, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляя ловкость и тем самым  совершенствуя движения.

Подвижная игра наиболее характерна для детей дошкольного возраста. Игровая деятельность, в какой  бы норме она не выражалась, всегда радует ребенка, а подвижные игры многообразными моментами  веселой  неожиданности особо благотворно  влияет на повышение жизненного тонуса у детей.

В этом источнике радостных  эмоций заключается великая воспитательная сила.

Н.И. Крупская в одном из своих выступлений говорила: «игра учит ребят организованности, она ребят воспитывает». В высказываниях Н.И. Крупской подчеркивается так же значение игры для физического развития, которые физически укрепляют, развивают трудовые навыки, меткость глаза, развивают ловкость.

Характерная особенность  подвижной игры - комплексность воздействия  на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Развитие самостоятельности  и творчества в подвижных играх  предопределяется их творческим характером. Начальный этап формирования творчества начинается с подражания. Двигательному  творчеству ребенка помогает воображение, приподнятое эмоциональное состояние, проявление двигательной самостоятельности, придумывание сначала совместно  с педагогом, а затем и самостоятельно новых вариантов игр. Наивысший  уровень самостоятельности и  творчества проявляется в умении ребенка самостоятельно организовывать и проводить знакомые ему подвижные  игры.

Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка целесообразно использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.

Велико значение подвижных  игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, координация движений. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и много раз, одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.

Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают  все физиологические процессы в  организме, улучшают работу всех органов  и систем. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Доказано, что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют  здоровье. Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д.

Игре принадлежит большая  роль в формировании личности. В  процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Во время игры дети действуют  в соответствии с правилами, которые  обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. Дети усваивают смысл игры, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей.

Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный  запас, обогащают речь детей.

В подвижных играх ребенку  приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и  порой неожиданная смена условий  заставляет искать все новые и  новые пути решения возникающих  задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.

Большое значение имеют подвижные  игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как  закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется  честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу.

В играх дети отражают накопленный  опыт, углубляют, закрепляют своё представление  об изображаемых событиях, о жизни. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т.д.

Информация о работе Теоретические основы исследования подвижных игр для детей младше дошкольного возраста