Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:26, реферат
На самой ранней ступени развития общества, в период первобытнообщинного строя, условия жизни были очень тяжелыми, и, чтобы выжить, людям нужно было держаться всем вместе, трудиться только коллективно. Все в этом Обществе было коллективным, не существовало социального неравенства и классов, люди жили в общих жилищах и сообща воспитывали детей, которые принадлежали всему роду.
ВВЕДЕНИЕ
Главая1
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.1. К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ ИЗУЧЕНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ВОСПИТАНИЯ
1.2. КОНЦЕПЦИИ ГЕНЕЗИСА ПЕРВОБЫТНОГО ВОСПИТАНИЯ
1.3. ЗАРОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ КАК ОСОБОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СЕМЬИ. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
1.5. ПОЯВЛЕНИЕ ОРГАНИЗОВАННЫХ ФОРМ ВОСПИТАНИЯ
ЛИТЕРАТУРА
Учреждение образования
Белорусский
государственный
педагогический университет
имени Максима
Танка
Факультет
дошкольного образования
Реферат по курсу «История педагогики»
Тема:
«Теория возникновения
воспитания в первобытном
обществе»
Выполнила студентка 1 курса
заочного отделения
группа 121
Перцева Светлана Алексеевна
Минск 2011
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Главая1
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.1. К ВОПРОСУ
ОБ ИСТОЧНИКАХ ИЗУЧЕНИЯ
1.2. КОНЦЕПЦИИ
ГЕНЕЗИСА ПЕРВОБЫТНОГО
1.3. ЗАРОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ КАК ОСОБОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ
СЕМЬИ. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В
1.5. ПОЯВЛЕНИЕ
ОРГАНИЗОВАННЫХ ФОРМ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
На самой ранней
ступени развития общества, в период
первобытнообщинного строя, условия
жизни были очень тяжелыми, и, чтобы
выжить, людям нужно было держаться
всем вместе, трудиться только коллективно.
Все в этом Обществе было коллективным,
не существовало социального неравенства
и классов, люди жили в общих жилищах
и сообща воспитывали детей, которые
принадлежали всему роду.
В бесклассовом обществе всех детей воспитывали
одинаково, рано вовлекая их в доступную
для них деятельность. С малых лет они
принимали участие в добывании средств
пропитания — собирали съедобные растения,
плоды. С возрастом. степень их участия
в совместном труде со взрослыми увеличивалась.
Вместе со. старшими и под их руководством
дети и подростки приобретали необходимые
жизненные. и трудовые умения и навыки.
Было естественным некоторое различие
в воспитании мальчиков и девочек. Мальчики
участвовали вместе с мужчинами в охоте
и рыбной ловле, их учили бороться, стрелять
из лука, ездить верхом; девочки помогали
женщинам готовить пищу, делать одежду,
посуду. Всех детей приучали ухаживать
за животными, заниматься земледелием;
с развитием ремесел обучали их ремеслам.
Дети являлись непременными участниками
общинных праздников, включавших в себя
обрядовые игры, пляски, пение, жертвоприношения.
Родовая община поручала старшим, умудренным
опытом людям знакомить молодое поколение
с обрядами, традициями и историей рода,
с религиозными верованиями, воспитывать
у младших почитание старших и умерших.
Большое место в воспитании нравов и поведения
детей занимало устное народное творчество:
предания, песни и др.
Переходу юношей и девушек в полноправные
члены рода предшествовала специальная
подготовка под руководством самых авторитетных
и мудрых людей. Она заканчивалась посвящением,
состоявшим из публичных испытаний, в
которых проверялась готовность молодежи
к выполнению обязанностей взрослого
члена родового общества.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.1. К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ ИЗУЧЕНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ВОСПИТАНИЯ
Представить процесс воспитания в первобытном обществе достаточно сложно из-за отсутствия значительных письменных свидетельств о нем. Картину детства человеческой цивилизации, зарождения воспитания можно восстановить, изучая памятники материальной и духовной культуры, языка, фольклора.
Интересные сведения содержатся в трудах ученых и путешественников XIII -начала XIX в., описавших быт аборигенов Австралии, Африки, Полинезии, Сибири, Южной и Северной Америки, которые в те времена находились на стадии первобытного развития.
Реконструировать
элементы воспитания первобытной эпохи
помогают этнографические данные о
жизни немногочисленных сохранивших
черты первобытности племен - редкостных
сообществ, не затронутых современной
цивилизацией. К числу свидетельств
можно отнести и находки
1.2. КОНЦЕПЦИИ ГЕНЕЗИСА ПЕРВОБЫТНОГО ВОСПИТАНИЯ
Мировая наука
предлагает несколько концепций
происхождения воспитания. К числу
традиционных относятся две теории:
эволюционно-биологическая (Ш. Летурно,
Дж. Симпсон, А. Эс-пинас) и психологическая
(П. Монро). Представители эволюци-онно-
Некоторые современные
исследователи, поддерживая тезис
о преемственности между
1.3. ЗАРОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ КАК ОСОБОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Многие тысячелетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического типа. К этому периоду (35 - 40 тыс. лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида деятельности человечества.
Смысл существования первобытного человека был предопределен его миросозерцанием: окружающий мир воспринимался как нечто живое, наделенное сознанием. Поэтому стихийно возникшие цели воспитания предполагали подготовку к простейшему виду существования и осознанию мира как анимистического феномена. Зачатки педагогической мысли развивались лишь на уровне обыденного сознания как отражение практики воспи-ггания, проявляясь в традициях и народном творчестве.
Воспитание зародилось
в интегративном, синкретическом виде
и способствовало физическому, умственному
и нравственно-эмоциональному взрослению
первобытного человека Содержание и
приемы воспитания усложнялись по мере
обогащения общественного опыта
и развития сознания. Не выполняя какой-либо
особой функции, оно сопутствовало
всему процессу передачи жизненного
опыта. В таком виде воспитание возникло
2 - 3 млн. лет тому назад, в эпоху
выделения человека из животного
мира, которое сопровождалось переходом
к сознательной передаче опыта собирательства
и охоты. Предкам людей было жизненно
необходимо хорошо знать съедобные
растения, рельеф местности, повадки
животных, быть сильными, выносливыми.
Мощным подспорьем в передаче такого
опыта служила речь, возникшая
как инструмент коммуникации. Постепенно
воспитание как процесс передачи
опыта приобретало черты
Предпосылкой
и существенным фактором становления
воспитания как вида деятельности стала
эволюция материальных связей между
людьми первобытной эпохи, необходимость
поддерживать и развивать такие
связи путем передачи опыта от
человека к человеку, от поколения
к поколению. Воспитание возникло из
потребности людей в общении
как следствие эволюции форм примитивного
труда, так как постепенное усложнение
производственного опыта
Главным условием
существования первобытных
Такое обучение и положило начало воспитанию в первобытном обществе.
На заре истории человечества основу воспитания составляло групповое, коллективное начало. Пол и возраст детей в первобытном обществе являлись практически единственными показателями при дифференциации обучения.
Первобытное воспитание готовило всех одинаково к повседневной жизни, так как проистекало из общинного образа жизни,
питая и цементируя подобный способ человеческого существования Впрочем, такое существование было прежде всего следствием всей жизни первобытного человека и лишь отчасти - итогом специального педагогического воздействия.
С появлением человека
современного физического типа в
генезисе воспитания начался новый
этап.
1.4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СЕМЬИ. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
В 9 —8 тысячелетиях до н. э. в ряде регионов мира, в частности в Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой становится семья. Подобные процессы качественно изменили смысл и содержание воспитания.
Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращалось в сословно-семейное. Дети воспитывались прежде всего на примере родителей. Воспитание представителей различных страт - вождей, жрецов, воинов, остальных членов общины - приобретало заметные различия. В семьях элиты увеличился срок детства и соответственно усилилось воспитательное воздействие на подрастающее поколение.
Дети со слов
родителей, путем подражания воспринимали
опыт и информацию предшественников.
Этот опыт оценивался как тайна и
волшебство. Вот почему действиям, связанным
с воспитанием, придавали магический
смысл. У готтентотов, например, матери
произносили над ребенком колдовские
заклинания, чтобы он рос сильным
и ловким охотником. Магический смысл
придавался нравственным назиданиям родителей.
Так, у австралийских туземцев ребенка
слегка били жареной многоножкой
по ноге и приговаривали: "Будь добрым,
не бери чужого".
1.5. ПОЯВЛЕНИЕ ОРГАНИЗОВАННЫХ ФОРМ ВОСПИТАНИЯ
Люди первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определенными дидактическими приемами. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и потому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознан-
ный характер. Детям
показывали, что и как делать:
как владеть палкой, выделывать шкуры
убитых животных, находить и собирать
съедобные растения и пр. Основным
приемом эмоционально-
Шло время, и
человек от приспособления к природе
все чаще переходил к воздействию
на окружающий мир. По мере усложнения
его жизнедеятельности менялись
задачи и приемы передачи социального
опыта. Появляются зачатки организованных
форм воспитания, которое постепенно
сосредоточивается в руках
В первобытных
общинах охотников и
Взрослея, мальчики
больше времени проводили с мужчинами,
приучались к охоте, рыболовству
и пр. Женщины обучали девочек-
В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным. Маленьким членам общины в поведении предоставлялась значительная свобода. Наказания не были жестокими. В худшем случае это могли быть шлепки или угрозы физического наказания (например, удар палкой по следу ребенка в его присутствии). Но первобытное воспитание не было и не могло быть и идиллическим, поскольку люди жили в сложных, тяжелых условиях борьбы за выживание.
В дальнейшем положение
меняется. Расслоение общины и усиление
социального антагонизма
Коллективная традиция воспитания на исходе первобытнообщинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По сути, это были предшественники школы, организованные для воспитания "общественного" человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, знанию обрядов. Основной формой воспитания были
совместные игры
и занятия. Характер деятельности, состав
воспитанников и наставников
в домах молодежи постепенно менялись.
В условиях матриархата до 7 - 8 лет
мальчики и девочки воспитывались
совместно под руководством женщин,
в более старшем возрасте - раздельно.
При патриархально-родовом
Информация о работе Теория возникновения воспитания в первобытном обществе