Теория воспитания: сущность, цели и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:29, лекция

Краткое описание

Теория воспитания – часть педагогической науки, которая рассматривает вопросы содержания, методики и организации воспитательного процесса. Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов: объективных и субъективных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей.

Вложенные файлы: 1 файл

Теория воспитания.doc

— 27.00 Кб (Скачать файл)

Теория воспитания: сущность, цели и задачи.

 

 

Сущность.

Теория воспитания – часть педагогической науки, которая рассматривает вопросы  содержания, методики и организации  воспитательного процесса.

  Личность человека формируется  и развивается в результате  воздействия многочисленных факторов: объективных и субъективных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей.

  Уже давно педагогической  аксиомой является положение  о том, что ребенок не только  объект воспитания, но и его субъект. Благодаря воспитанию и складывается собственно психологическая структура личности. Следует избегать понимание воспитания, как одностороннего действия на личность, это ведет к манипулированию личностью.

   Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действия педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. По существу, воспитывать это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и у др. будут свои роли, цели взаимные отношения

   Воспитательный процесс  носит многофакторный характер: на становление личности влияет  школа, семья, микросреда, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство и др. Это делает процесс воспитания и более богатым, легким( много способов воздействия) и одновременно более трудным: сложно интегрировать все факторы, управлять процессом. Например, ТВ и кино – сильный фактор воспитания, часто играющий негативную роль.

  Воспитание является  долговременным, непрерывным процессом,  переходящим в самовоспитание. Результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех характер. Они могут обнаруживаться не сразу, а спустя время после окончания школы. На разных учащихся воспитание оказывает различное влияние, что объясняется многообразием факторов и наличием собственной воли у каждого воспитуемого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели и Задачи

Воспитание, как процесс  и как система имеет, имеет  ряд особенностей:

  1. целенаправленность;
  2. многофакторность;
  3. сложность;
  4. длительность;
  5. непрерывность;
  6. комплексность;
  7. вариативность и неопределенность;
  8. двусторонний характер.

 

   Цель воспитания – результат, будущее, на достижение которого направлены усилия различных людей и организаций.

   Выделяются цели общие  и индивидуальные. При практическом  осуществлении цель выступает  как система конкретных, решаемых воспитанием задач. Задач может быть много: общих и частных, перспективных и ближайших.

   В рамках одной  воспитательной системы цель  воспитания одна. Именно цель  и средства ее достижения отделяют  одну систему воспитания от  др.

   Цель воспитания зависит от ряда объективных причин: закономерностей физиологического развития организма, психического развития, достижения философской и педагогической мысли, уровня общей культуры, идеологии и политики государства. В любом государстве цели воспитания в школе направлены на укрепление существующих общественных отношений.

Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретный исторический характер.

   Таким образом, воспитание  – длительный и противоречивый  процесс, результаты которого  имеют отдаленный характер. Оно начинается с рождения и продолжается всю жизнь. С определенного возраста воспитание сочетается с самовоспитанием.

Только благодаря воспитанию и  складывается собственно психологическая структура личности.


Информация о работе Теория воспитания: сущность, цели и задачи