Технологии социальной реабилитации ребенка-инвалида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:18, реферат

Краткое описание

Основные цели социальной реабилитации, можно охарактеризовать следующим образом. Во-первых, восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта. Во-вторых, достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости. И, наконец, в-третьих, повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 19.27 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

"Омский  государственный педагогический  университет"

Факультет психологии и педагогики 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

Технологии  социальной реабилитации ребенка-инвалида 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Омск  – 2011

     Социальная  реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных  или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне организованный процесс.

     К средствам социальной реабилитации, которыми располагает современное  общество, можно отнести следующие  системы: здравоохранения, образования, профессиональной подготовки и переподготовки, средства массовых коммуникаций и массовой информации, организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции, общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем.

     Основные  цели социальной реабилитации, можно  охарактеризовать следующим образом. Во-первых, восстановление социального  статуса, социальной позиции субъекта. Во-вторых, достижение субъектом определённого  уровня социальной, материальной и  духовной независимости. И, наконец, в-третьих, повышение уровня социальной адаптации  субъекта к новым условиям жизнедеятельности.

     Различают следующие основные виды социальной реабилитации.

     1.Социально-медицинская  реабилитация направлена на восстановление  или компенсацию той или иной  утраченной функции или на  возможное замедление заболевания.

     2.Социально-психологическая  реабилитация предполагает воздействие на психическую сферу ребёнка - инвалида, направленное на развитие и коррекцию индивидуально-психологических особенностей личности.

     3.Социально-педагогическая реабилитация - комплекс мероприятий воспитательного характера в отношении детей, направленный на то, чтобы ребенок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование. Важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности и сформировать правильную профессиональную ориентацию.

     4. Социально-экономическая реабилитация - комплекс мероприятий по обеспечению инвалида необходимым и удобным жилищем, денежному обеспечению и т. п. Профессиональная реабилитация. Она предусматривает обучение инвалида доступным видам труда, предоставление необходимых индивидуальных технических приспособлений, помощь в трудоустройстве.

     5. Бытовая реабилитация предусматривает получение необходимых протезов, личных средств передвижения дома и на улице, других приспособлений, позволяющих индивиду стать достаточно самостоятельным в быту.

     6. Социально – правовая реабилитация  включает правовую помощь инвалидам  и членам их семей.

     7. Спортивная и творческая реабилитация. Участие в спортивных мероприятиях, в художественной деятельности укрепляет физическое и психическое здоровье детей; у них проходит депрессия, исчезает ощущение своей неполноценности. Кроме того, совместное с детьми-инвалидами участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях позволяет их здоровым сверстникам преодолеть психологические барьеры, предубеждение по отношению к людям с ограниченными возможностями.

     Социальная  реабилитация включает в себя и меры по социальной поддержке, т. е. выплаты родителям пособий и пенсий, надбавок по уходу за ребенком, оказание натуральной помощи, предоставление льгот, обеспечение специальными техническими средствами, протезирование, налоговые льготы.

     Технологии  реабилитации детей-инвалидов предполагают обязательное включение родителей  в реабилитационные мероприятия.

     В соответствии с задачей полноценной  и комплексной реабилитации детей  – инвалидов особое значение имеет психолого-педагогическая, социально-правовая, социально-медицинская деятельность.

     К основным направлениям психолого-педагогической работы относятся:

     - диагностика уровня психического  развития и навыков ребенка;

     - составление индивидуальной комплексной  программы реабилитации и своевременная  ее корректировка;

     - организация и проведение логопедической, учебной и трудовой деятельности, а также социально-бытовой ориентации;

     - психологическое консультирование  родителей;

     - обучение родителей основам реабилитации;

     - освоение и внедрение новых  педагогических и социальных  технологий;

     - определение критериев эффективности  реабилитации;

     - разработка методик социально-бытовой ориентации.

     Основные  функции социально-правовой реабилитации таковы:

     - осуществление связи с учреждениями  социальной защиты, чтобы активизировать  социальный потенциал семьи и  ребенка;

     - сбор информации и формирование  банка данных о детях с ограниченными  возможностями и их семьях;

     - правовая помощь родителям в  разъяснении вопросов законодательства;

     - организация всех форм патронажа  семьи, выездов специалистов в  районы, области с целью оказания  консультативной помощи семье  и ребенку, а также работникам  местных органов исполнительной  власти;

     - привлечение учреждений культуры, спортивных и религиозных организаций  для интеграции детей в общество;

     - консультации юриста.

     В задачу социально-медицинской работы входят:

     - психодиагностика ребенка с целью  прогноза возможности его;

     - реабилитации и определения его  реабилитационного потенциала;

     - составление карт комплексной  реабилитации детей;

     - оказание стационарной амбулаторной  и патронажной помощи;

     - проведение диагностических мероприятий;

     - организация необходимой консультативной  помощи специалистов.

     Реабилитационная  работа строится на основе программы  реабилитации.

     Программа реабилитации — это система мероприятий, направленная на развитие возможностей ребенка и всей его семьи, которая  разрабатывается вместе с родителями и специалистами: врачом, педагогом, психологом и социальным работником, организующим и координирующим ее.

     Реабилитационная  работа в соответствии с решениями  специалистов, членов семьи и самого ребенка-инвалида строится на основе ряда методов: психотерапии, игротерапии, библиотерапии, музыкотерапии, куклотерапии, хобби-терапии, гарденотерапии, анималотерапии и др.

     Важная  задача психотерапии детей с особенностями  развития — формирование у них  чувства уверенности в своих  силах, воспитание социальных, трудовых и эстетических установок. Наиболее эффективны те направления психотерапии, которые предполагают активную, внешне проигрываемую деятельность самого ребенка.

     Игротерапия — наиболее распространенный метод работы с детьми. Известно, как велика тяга ребенка к природным материалам воде, песку, веточкам, камешкам и т. д. Игры с ними способствуют снятию напряжения, раздражения, возбудимости. Для коррекционных целей специалисты используют сюжетно-ролевые игры. В таких играх ярко проявляются эмоциональные отношения ребенка к людям и предметам. Этот метод основывается на принципе, заключающемся в необходимости позволить ребенку отреагировать, изжить отрицательные эмоции, а затем помочь изменить их на противоположные, положительные действия и поступки, сопровождающиеся положительными эмоциональными переживаниями.

     Арттерапевтическое рисование (изотерапия) способствует освобождению от внутреннего напряжения. Могут применяться такие приемы, как рисование красками с помощью пальцев на больших листах бумаги, рисование мелом на асфальте и т. д.

     На  эмоциональное состояние детей  благоприятное воздействие оказывает  музыкотерапия, в частности вокал. Он способствует стабилизации эмоционального состояния. Пение, игра на музыкальных  инструментах помогают самоутвердиться, повысить самооценку. Музыка способствует созданию благоприятного фона и для  других видов терапии.

     Метод хобби-терапии позволяет расширить  сознание и совершенствовать взаимодействие с окружающим миром. Здесь ребенок может попробовать свои силы в различных видах деятельности, среди которых: макраме, рисование, вязание, изготовление игрушек, поделок, флористика, цветоводство, пение, танцы, спорт, кукольный театр. При этом выбор того или иного вида не навязывается ребенку, а основывается на его психологических особенностях, склонностях.

     Гарденотерапия — предусматривает лечение с помощью общения детей – инвалидов с природой, когда они работают в саду, выращивая цветы и растения по собственному выбору. Педагог объясняет детям, для чего предназначены те или иные растения, какие конкретно условия им необходимы, помогает посадить и ухаживать за ними.

     Если  это работа с флорой, то анимало - или зоотерапия, — система лечения общением с животными. Оно стимулирует у ребенка желание и умение слушать, учиться трудиться и дает возможность осознать собственный опыт, обрести уверенность в себе. При этом самым ценным личностным сдвигом можно считать пробуждающийся у ребенка активный интерес к жизни, стремление преодолеть недуг.

     Программа реабилитации разрабатывается индивидуально для каждого конкретного ребенка и семьи, учитывая как состояние здоровья и особенности развития ребенка, так и возможности и потребности семьи

     Она представляет собой четкий план, схему совместных действий родителей и специалистов по развитию способностей ребенка, его оздоровлению, социальной адаптации, причем мероприятия, включённые в программу, обязательно должны охватывать и других членов семьи. Это может касаться образования родителей, психологической поддержки семьи, помощи семье в организации отдыха. На каждый период программы ставится цель, которая разбивается на ряд задач, поскольку предстоит работать сразу в нескольких направлениях, подключая к процессу реабилитации разных специалистов.

     В ходе реализации программы осуществляется мониторинг, то есть регулярное отслеживание хода событий. Такой контроль производится в виде регулярного обмена информацией  между специалистом-куратором (или  координатором услуг, которым может выступать социальный педагог или социальный работник) и родителями. Если возникают какие-нибудь трудности, куратор содействует родителям, помогает преодолевать преграды, ведя переговоры с нужными специалистами, представителями учреждений, разъясняя, отстаивая, где это нужно, права ребенка и семьи. В случае необходимости куратор может посещать семью, чтобы лучше разобраться в трудностях, возникающих при выполнении программы.

     Идеальный тип совместной деятельности родителей  и специалистов – партнёрство. Партнерство — это такой стиль отношений, который позволяет ставить общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга.

     Шесть компонентов присутствует в любой  успешной практике взаимодействия специалистов и родителей:

     - Регулярный контакт (в зависимости  от возможностей и необходимости:  раз в неделю, в две недели  или в 6 недель);

     - Акцент на способностях ребенка,  а не на их отсутствии, не  на недостатках;

     - Использование вспомогательных  материалов, пособий для родителей;

     - привлечение к работе не только родителей, но и других членов семьи, родственников;

     - Внимание к потребностям не только ребенка, но и всей семьи;

Информация о работе Технологии социальной реабилитации ребенка-инвалида