Технология проектного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 10:55, лекция

Краткое описание

В связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Тем самым на образование возлагается функция, которая бы способствовала развитию самостоятельности и ответственности личности. Самостоятельная работа способствует развитию навыков и умений, относящихся к организации собственной работы. Это планирование своей деятельности, реалистическое восприятие своих возможностей, умение работать с информацией, что особенно важно в связи с интенсивным ростом объема научно-технической информации и быстрым обновлением знаний.Самостоятельная работа всегда является эффективным видом учебной деятельности при условии умелого руководства со стороны преподавателя. Становление творческой личности обучаемого осуществляется в тесном контакте с творческой деятельностью педагога. В связи с этим очень важно сформировать у учащихся творческий подход к изучаемому предмету, стимулировать творческое отношение к овладению знаниями и систематически пополнять эти знания через самостоятельную работу. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.

Вложенные файлы: 1 файл

ответ.doc

— 55.50 Кб (Скачать файл)

Технология  проектного обучения

В связи с социально-экономическими изменениями в  мире в современном  обществе возникла потребность  в активных, деятельных людях, которые могли  бы быстро приспосабливаться  к меняющимся трудовым условиям, выполнять  работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Тем самым на образование возлагается функция, которая бы способствовала развитию самостоятельности и ответственности личности. Самостоятельная работа способствует развитию навыков и умений, относящихся к организации собственной работы. Это планирование своей деятельности, реалистическое восприятие своих возможностей, умение работать с информацией, что особенно важно в связи с интенсивным ростом объема научно-технической информации и быстрым обновлением знаний.Самостоятельная работа всегда является эффективным видом учебной деятельности при условии умелого руководства со стороны преподавателя. Становление творческой личности обучаемого осуществляется в тесном контакте с творческой деятельностью педагога. В связи с этим очень важно сформировать у учащихся творческий подход к изучаемому предмету, стимулировать творческое отношение к овладению знаниями и систематически пополнять эти знания через самостоятельную работу. В этой связи все большее внимание привлекает  метод проектов. Глава 1.  Из истории проектного методаМетод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком. Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. После революции 1917 года у молодого советского государства хватало других проблем: экспроприация, индустриализация, коллективизация… В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено. Есть несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя:

            • не было учителей, способных работать с проектами;

            • не было разработанной  методики проектной деятельности;

            • чрезмерное увлечение «методом проектов» шло в ущерб другим методам обучения;

            • «метод проектов»  неграмотно соединили с идеей  «комплексных программ»;

            • отменили оценки и  аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменили коллективными  зачетами по каждому из выполненных заданий.

            В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в англоговорящих странах –  США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии – применяли активно  и весьма успешно. В Европе он прижился в школах Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Финляндии и многих других стран. Разумеется, со временем произошли изменения; сам метод не стоял на месте, идея обросла технологической поддержкой, появились подробные педагогические разработки, позволяющие перевести метод проектов из категории педагогических «произведений искусства» в категорию «практических приемов». Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру образовательных методов. Но суть его остается прежней – стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.

            В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению. С целью выделения систем действий учителя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта.

            Обязательное требование — каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

            Системы действий учителя  и учащихся на разных стадиях работы над проектом.

            Стадии:

            1. Разработка проектного  задания 

            1.1. Выбор темы  проекта:

  • Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся
  • Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме
  • Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта
  • Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения
  • Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися
  • Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения

            1.2. Выделение подтем  и тем проекта:

  • Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора
  • Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую
  • Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта
  • Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)

            1.3. Формирование  творческих групп:

  • Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности
  • Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды

            1.4. Подготовка материалов  к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы

            Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

            Отдельные учащиеся старших и средних классов  принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом

            1.5. Определение форм  выражения итогов проектной деятельности:

  • Учитель принимает участие в обсуждении
  • Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

            2. Разработка проекта: 

  • Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность
  • Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

            3. Оформление результатов:

  • Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность
  • Учащиеся вначале по группам, в потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами

            4. Презентация:

  • Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др).
  • Докладывают о результатах своей работы

            5. Рефлексия:

  • Оценивает свою деятельность по качеству оценок и. активности учащихся
  • Подводят итоги работы, высказывают пожелания, коллективно обсуждают оценки за работу 2.2 Современная классификация учебных проектов

            Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые  достоинства.Современная классификация  учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

            •      практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);

            •      исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;

            •      информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);

            •      творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.

            •      ролевой проект — литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

            Возможна классификация проектов по:

            • тематическим областям;

            • масштабам деятельности;

            • срокам реализации;

            • количеству исполнителей;

            • важности результатов.

            Но независимо от типа проекта, все они:

            • в определенной степени неповторимы и уникальны;

            • направлены на достижение конкретных целей;

            • ограничены во времени;

            • предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.

            По комплексности  проекты могут быть монопроектами  и межпредметными.

            Монопроекты реализуются  в рамках одного учебного предмета или одной области знания.

            Межпредметные —  выполняются во внеурочное время  под руководством специалистов из разных областей знания.

            По характеру контактов  проекты бывают — внутриклассными, внутришкольными, региональными и  международными. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.

            По продолжительности  различают:

            •      минипроекты — укладываются в один урок или даже его часть;

            •      краткосрочные — на 4-6 уроков;

            •      недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;

            • долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.

            Виды презентации  проектов:

            - научный доклад;

            - деловая игра;

            - демонстрация видеофильма;

            - экскурсия;

            - телепередача;

            - научная конференция;

            - инсценировка;

            - театрализация; 

            - игры с залом; 

            - защита на Ученом  Совете;

Информация о работе Технология проектного обучения