Технология формирования педагогического творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 20:14, реферат

Краткое описание

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности, поэтому является важнейшей ее объективной характеристикой.

Содержание

Введение………………………………………………………………..............3
1. Творчество………………………………………………………………….4
2. Творчество в педагогической деятельности……………………………...5
2.1 Уровни педагогического творчества……………………………………..6
2.2 Творческая личность в педагогике……………………………………….7
2.3 Признаки творческой личности…………………………………………..8
2.4 Проявление педагогического творчества………………………………...9
2.5 Уровни творчества в педагогической деятельности…………………...10
2.6 Новаторство, как инструмент педагогического творчества…………...11
Заключение…………………………………………………………………...13
Список литературы…………………………………………………………..14

Вложенные файлы: 1 файл

пед мастерство.docx

— 34.23 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………..............3

  1. Творчество………………………………………………………………….4
  2. Творчество в педагогической деятельности……………………………...5
    1. Уровни педагогического творчества……………………………………..6
    2. Творческая личность в педагогике……………………………………….7
    3. Признаки творческой личности…………………………………………..8
    4. Проявление педагогического творчества………………………………...9
    5. Уровни творчества в педагогической деятельности…………………...10
    6. Новаторство, как инструмент педагогического творчества…………...11

Заключение…………………………………………………………………...13

Список литературы…………………………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не  только количественную меру, но  и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического  труда можно правильно оценить,  лишь определив уровень творческого  отношения педагога к своей  деятельности, который отражает  степень реализации им своих  возможностей при достижении  поставленных целей. Творческий  характер педагогической деятельности, поэтому является важнейшей ее  объективной характеристикой. Она  обусловлена тем, что многообразие  педагогических ситуаций, их неоднозначность  требуют вариативных подходов  к анализу и решению вытекающих  из них задач.

 Известно, что развитие сознания и творческих параметров человека шло по пути от простого созерцания к глубокому познанию действительности и лишь затем к ее творческому преобразованию. В равной мере это относится и к эволюции сознания и деятельности педагога. В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало тривиальным. Однако не менее известно, что как в неквалифицированный, традиционно нетворческий труд работник может внести элемент творчества, так и, наоборот, педагогическую деятельность можно строить по шаблону, лишив ее присущего творческого начала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Творчество

Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее  не бывшее, на основе реорганизации  имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для  одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный  взгляд на объект или область знаний.

 При этом нужно иметь в силу, что творчество как специфический вид человеческой деятельности наряду с "новизной" характеризуется и "прогрессивностью". (С.С. Голъдентрихт отмечает, что «природа творческого деяния — созидание, рождение нового прогрессивного, способствующего развитию человека и общества. Сущность творчества несовместима с деятельностью, враждебной человеку»).

Такой подход к сущности творчества согласуется с идеями гуманистической педагогики, с развитием  личности, культуры " общества. Истинное творчество гуманно по своей природе, поскольку оно с необходимостью приводит к развитию и саморазвитию личности и соответственно культуры и общества.

 Академик В.А. Энгельгард писал, что творчество в своем первоисточнике есть результат врожденной, физиологической потребности, “результат некоего инстинкта, ощущаемого также властно, как потребность птицы петь или стремление рыбы подниматься против течения бурной горной реки”.  Действительно, человек в любой, даже самый, качалось бы, далекий от творчества труд, не осознавая того сам, вносит элементы творчества.

В.И. Андреев (1988), определяя  творчество как вид человеческой деятельности, отмечает ряд признаков, характеризующих ее как целостный  процесс:

-наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;

-социальная и личная значимость и прогрессивность. которая вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, — это не творчество, а варварство);

-наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;

-наличие субъективных (личностных качеств — знании, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;

-новизна и оригинальность процесса или результата.

Если из названных признаков  осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа  творческой.

2. Творчество в  педагогической деятельности

Педагогическое творчество. В настоящее время утверждение  о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Творчество - это  деятельность, порождающая нечто  новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов . Результатом творчества является введение в педагогический процесс инноваций.

Выделяют несколько  уровней инноваций:

1) открытие, утверждающее  идеи, способные преобразовывать  педагогическую действительность;

2) изобретения, разработка  и внедрение новых элементов  педагогических технологий;

3) педагогическое рационализаторство - усовершенствования, связанные с  модернизацией и адаптацией к  конкретным условиям уже используемых  методов и средств воспитания  и обучения.

В отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей  целью создание социально ценного  нового, оригинального, поскольку его  продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую технологию, но она является лишь средством для  получения наилучшего в данных условиях результата.

Творческий потенциал  педагога формируется на основе двух компонентов: педагогического профессионального  и социального опыта.

Без специальной подготовки и знаний успешное педагогическое творчество невозможно. Только эрудированный и  имеющий специальную подготовку педагог на основе глубокого анализа  возникающих ситуаций и осознания  сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые оригинальные пути и способы ее решения.

Педагогу приходится часто  решать множество типовых и нестандартных  педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Решая эти задачи, педагог, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализирует педагогическую ситуацию; проектирует результат  в соответствии с исходными данными; анализирует имеющиеся средства, необходимые для проверки предположения  и достижения искомого результата; оценивает полученные данные; формулирует  новые задачи.

Следовательно, творческая педагогическая деятельность складывается из следующих этапов: возникновение  замысла, его проработка и преобразование в идею - гипотезу, поиск способа  воплощения замысла и идеи. Опыт творчества приобретается педагогом  при условии систематических  упражнений в решении специально подобранных задач, отражающих педагогическую действительность, и организации  как учебной, так и реальной профессионально-ориентированной  деятельности будущих педагогов.

Часто сферу проявления творчества педагога непроизвольно сужают, сводя  ее к нестандартному, оригинальному  решению педагогических задач. Между  тем творчество педагога проявляется  и при решении коммуникативных  задач, выступающих своеобразным фоном  и основанием педагогической деятельности

В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как  определение индивидуальных путей  своего профессионального роста  и построение программы самосовершенствования.

2.1 Уровни педагогического  творчества

Выделяют следующие  уровни педагогического творчества:

Воспроизведение готовых рекомендаций (элементарного взаимодействия с классом): педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует "по методичке", "по шаблону", по опыту других учителей.

Оптимизация деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержания, методов и форм обучения.

Использование творческих возможностей живого общения с учениками.

Использование готовых  приемов с привнесением личностного  начала, соответствующего творческой индивидуальности педагога, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.

Итак, педагогическое творчество само по себе - это процесс, начинающийся с усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), переходящий к преобразованию существующего опыта. Это путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования, что и составляет суть динамики творчества учителя.

Часто творчество связывают  только с передовым педагогическим опытом. Однако это не совсем верно. Под передовым опытом понимают высокое  мастерство педагога. Его опыт может  и не содержать в себе чего-либо нового, оригинального, но служить образцом для учителей, которые еще не овладели педагогическим мастерством. В этом смысле достигнутое педагогом-мастером представляет собой передовой опыт, достойный распространения. Это характерно для первого и второго уровней педагогического творчества.

Третий и четвертый  уровни педагогического творчества содержат в себе элементы творческого  поиска, новизны, оригинальности и обычно приводят к новаторству. Оно открывает  новые пути в образовательной  практике и педагогической науке. Следствием могут быть как частичные изменения  в содержании образования и педагогических технологиях, так и глобальные преобразования в сфере образования. Поэтому  именно новаторский опыт подлежит анализу, обобщению и распространению  в первую очередь.

2.2. Творческая  личность в педагогике

  Представляет интерес типология творческой личности, предложенная В.И. Андреевым, которая может быть распространена и на педагогов.

Теоретик-логик - это тип творческой личности, для которого характерна способность к логическим широким обобщениям, к классификации и систематике информации. Люди этого типа четко планируют свою творческую работу, широко используют уже известные методы научных исследований. Для этого типа творческой личности характерна большая осведомленность и эрудиция. Опираясь на уже известные теоретические концепции, они развивают их дальше. Все, что они начинают, доводят до логического конца, подкрепляя свои обоснования ссылками на многочисленные первоисточники.

Теоретик-интуитивист характеризуется высокоразвитой способностью к генерированию новых, оригинальных идей, люди такого типа творческих способностей — это крупные изобретатели, создатели новых научных концепций, школ и направлений. Они не боятся противопоставить свои идеи общепринятым, обладают исключительной фантазией и воображением.

Практик (экспериментатор) всегда стремится свои новые оригинальные гипотезы проверить экспериментально. Люди этого типа любят и умеют работать с аппаратурой, у них всегда большой интерес и способности к практическим делам.

 Организатор как тип творческой личности обладает высоким уровнем развития способностей к организации других, коллектива для разработки и выполнения новых идей. Под руководством таких людей создаются оригинальные научные школы и творческие коллективы. Людей этою типа отличает высокая энергия, коммуникабельность, способность подчинять своей воле других и направляв их на решение больших творческих задач.

Инициатор характеризуется  инициативностью, энергичностью, особенно на начальных стадиях решения  новых творческих задач. Но, как правило, они быстро остывают или переключаются  на решение других творческих задач.

2.3. Признаки творческой личности

Творческий потенциал  любого человека, в том числе и  педагога, характеризуется рядом  особенностей личности, которые называют признаками творческой личности. Существуют различные перечни таких признаков. Одни авторы выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных  формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность  отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект с  совершенно новой стороны, в новом  контексте; готовность отказаться от теоретических  суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.

Информация о работе Технология формирования педагогического творчества