Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 23:12, контрольная работа
Несмотря на различие культур и своеобразие путей развития педагогической науки и практики, в сфере дошкольного образования разных стран имеется ряд аналогичных проблем, таких как: определение содержания, методов и средств дошкольного образования, наиболее подходящих для гармоничного психофизического и социального развития детей; создание условий для обогащения опыта взаимодействия детей разного возраста, расширения их представлений о культурно-этническом многообразии; совместное воспитание и обучение здоровых детей и детей с особыми потребностями; перестройка деятельности дошкольных учреждений с целью наиболее полного удовлетворения нужд семьи.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования города Москвы
Педагогический колледж №16
Типология дошкольных образовательных учереждений в восточных странах (Япония)
Выполнила Ковалева Мария Владимировна
Несмотря на различие культур и своеобразие путей развития педагогической науки и практики, в сфере дошкольного образования разных стран имеется ряд аналогичных проблем, таких как: определение содержания, методов и средств дошкольного образования, наиболее подходящих для гармоничного психофизического и социального развития детей; создание условий для обогащения опыта взаимодействия детей разного возраста, расширения их представлений о культурно-этническом многообразии; совместное воспитание и обучение здоровых детей и детей с особыми потребностями; перестройка деятельности дошкольных учреждений с целью наиболее полного удовлетворения нужд семьи.
Первый детский сад в Японии был открыт в 1876 году. Посещать его могли только дети обеспеченных родителей. В программу образовательной реформы дошкольное образование включили после Второй мировой войны.
В 1947 году был принят закон об образовании, в рамках которого прописывалась деятельность детских садов (предназначенных в первую очередь для обучения детей), и закон о благополучии детей, на основании которого создавались центры по уходу за детьми (основная функция которых – уход за ребенком). Детские сады и сейчас подчиняются Министерству образования, науки и культуры, в то время как центры по уходу за детьми – Министерству здравоохранения.
Согласно закону об образовании 1956 года обучение в детском саду разделялось на шесть основных направлений: здоровье, межличностные отношения, окружающая среда,язык, музыка/ритм, рисование/рукоделие. Данный закон содержал достаточно авторитарные формулировки – «дети должны», «нужно заставить детей понять» и др.
В связи с развитием системы дошкольного образования, в начале 1980-х годов был инициирован процесс пересмотра законодательства и эффективности работы детских садов. Результаты исследований, проведенных под руководством Министерства образования, науки и культуры, показали, что во многих садах вместо приятной атмосферы игры и побуждения любознательности детей педагоги придерживались учебного плана, ориентированного на конкретные цели. Кроме того, оказалось, что в некоторых детских садах детей обучали письму и счету, что шло вразрез с основной идеей дошкольного образования (принятия детства как самоценного возрастного периода). Министерство образования, науки и культуры вынесло предупреждение таким садам о недопустимости учебного плана, ориентированного на освоение конкретных предметов и навыков. В результате в 1990 году был создан новый образовательный план. В нем акцент делался на том, что каждый ребенок ценен сам по себе, вне зависимости от его характеристик и способностей. Вместо шести основных направлений осталось пять – здоровье, социальные отношения, окружающая среда, язык и выражение чувств.
В конце 1990-х в новых национальных стандартах дошкольного образования особое внимание было уделено созданию физической и психологической среды, которая должна способствовать пониманию ребенком важности его связи с окружающими людьми. Сейчас во многих дошкольных учреждениях Японии существуют программы, направленные на привлечение взрослых к сотрудничеству с детским садом. Некоторые сады приглашают пап для того, чтобы те рассказывали о своей работе; другие – принимают мам, которые проводят целый день с детьми. Такие встречи также помогают работникам садов создать наиболее подходящий учебный план, учитывающий особенности жизни ребенка как в семье, так и в данном конкретном районе города.
Дошкольное образование Японии
«Традиция» — ключевое слово для понимания
культуры страны восходящего солнца. Традициями
пронизана вся японская жизнь, включая
систему образования, в том числе и дошкольного.
По традиции образование является здесь
мужской вотчиной. Среди преподавателей
университетов женщины — редкость. И в
школе их немного. Среди заведующих дошкольными
учреждениями женщины тоже практически
не встречаются. А в последнее время мужчины
стали теснить женщин и в профессии воспитателей.
В Японии детский сад не является обязательной
образовательной ступенью. Дети поступают
сюда по желанию родителей — обычно с
четырехлетнего возраста. Иногда, как
исключение, при сильной занятости родителей,
ребенка могут взять в садик с трех лет.
Есть в Японии и ясли для малышей, которым
еще только годик. Но отдавать детей из
семьи так рано не рекомендуется. Чтобы
поместить ребенка в подобное заведение,
родители должны писать специальное заявление
и обосновывать невозможность воспитывать
малыша дома до трех лет очень вескими
причинами.
Все детские сады в Японии частные. Среди
них особое место занимают так называемые
элитные сады, находящиеся под опекой
престижных университетов. Если ребенок
попадает в такой детский сад, его будущее
можно считать обеспеченным: по достижении
соответствующего возраста он переходит
в университетскую школу, а оттуда без
экзаменов поступает в университет. В
Японии существует достаточно острая
конкуренция в сфере образования: университетский
диплом является гарантией получения
престижной, хорошо оплачиваемой работы
— в министерстве или в какой-нибудь известной
фирме. А это, в свою очередь, залог карьерного
роста и материального благополучия. Поэтому
попасть в садик при престижном университете
очень сложно. Родители платят за поступление
ребенка огромные деньги, а сам малыш,
чтобы быть принятым, должен пройти достаточно
сложное тестирование.
Зимой 1999 г. Японию потрясло известие об
ужасном уголовном преступлении: женщина
убила маленького ребенка, который стал
конкурентом ее детей на экзамене при
поступлении в детский сад. Конечно, подобный
случай — явление из ряда вон выходящее.
Но так или иначе отношения между родителями
воспитанников элитных детских садов
(которые в большинстве своем принадлежат
успешным, процветающим корпорациям) довольно
напряженные. Однако таких детских садов
немного, как не много и садиков так называемого
прозападного направления, в которых господствуют
принципы свободного воспитания и нет
той жесткой и достаточно тяжелой для
маленьких детей системы занятий, которая
свойственна «элитным» садам.
В большинстве же детских садов главная
задача воспитателей — научить детей
быть послушными. Домашнее воспитание
у японцев чрезвычайно мягкое, детям редко
что-то запрещают. Но по отношению к чужим
людям — на улице, в присутственных местах
— японская традиция строжайше требует
выражения предельного почтения, в том
числе и со стороны маленьких детей. Поэтому
много времени в детском саду отводится
воспитанию манер и знакомству с ритуальной
стороной жизни. Дети должны овладеть
множеством этикетных формул и знать,
где и когда их нужно применять.
Учебный год в Японии начинается 1 апреля.
В этот день во всех учебных заведениях
— от детского сада до университета —
проводится торжественная церемония открытия.
И директор детского сада приветствует
своих маленьких воспитанников с точно
такой же серьезностью, как и ректор университета
– своих студентов.
Все учебные заведения страны занимаются
по единому графику: учебный год разделен
на три семестра. Между семестрами — каникулы
и для студентов, и для школьников, и для
воспитанников детских садов.
В каникулы маленькие дети могут приходить
в детский сад, чтобы поплавать в бассейне
(бассейны есть практически в каждом детском
саду) и немного побеседовать с воспитателем
о жизни. Но занятий в это время не проводится.
Вообще в Японии большое внимание уделяется
сохранению здоровья детей: в каждом учебном
заведении работает коллектив медицинских
работников – доктор, медицинская сестра,
стоматолог, фармацевт, куратор здоровья.
Японские воспитатели, обучая детей взаимодействию,
формируют их в маленькие группы (хан),
что является наиважнейшей отличительной
особенностью организации дошкольного
воспитания. Эти группы имеют свои столы,
свои собственные имена, выбираемые самими
детьми, что побуждает их принимать решения,
учитывая желания всех членов группы,
и служат своеобразным подразделением
для совместной деятельности.
Группы (6–8 человек обоих полов) формируются
не по способностям, а в соответствии с
тем, что может сделать их деятельность
эффективной. Детям прививается множество
навыков: как смотреть на собеседника,
как выразить себя и учесть мнения сверстников.
Состав этих групп не постоянный. Каждый
год группы формируются заново. Постоянная
смена детского состава связана с попыткой
предоставить малышам как можно более
широкие возможности для социализации.
Если у ребенка не сложились отношения
в конкретной группе, не исключена возможность,
что он приобретет себе приятелей среди
других детей.
Воспитателей меняют для того, чтобы
дети не привыкали к ним слишком сильно.
Сильные привязанности, считают японцы,
рождают слишком сильную зависимость
детей от своих наставников, а последних
обременяют слишком серьезной ответственностью
за судьбу воспитанников. Если же педагог
по каким-то причинам невзлюбил ребенка,
эта ситуация тоже не будет очень тяжелой.
Возможно, с другим воспитателем у ребенка
сложатся дружеские отношения, и он не
будет думать, что все взрослые его не
любят.
Та же ситуация в начальной школе: здесь
состав классов перетасовывается каждые
два года, а учитель меняется каждый год.
Воспитание маленьких детей в Японии не
всегда благоприятствует развитию творческих
способностей человека, но умело формирует
в ребенке понятие о человеческом общежитии,
воспитывает физически и психически здорового
человека, умеющего работать в коллективе,
четко выполняя предписания и не мешая
окружающим.
Таким образом, дошкольное образование
в Японии не является государственным
и, как и в Германии, не подчиняется Министерству
образования. Государство не оказывает
финансовой помощи родителям, дети которых
посещают детские сады.
В детских садах и в центрах по уходу работают в основном женщины, многие из них (около 60%) моложе 30 лет. Представители сильного пола в большинстве случаев занимают руководящие посты – половина директоров детских садов – мужчины.
Чтобы стать воспитателем детского сада, после окончания школы необходимо пройти двухгодичное (или четырехгодичное) обучение, которое ориентировано на практические аспекты взаимоотношения с ребенком. Значительное внимание в процессе обучения уделяется освоению методик занятий по рисованию, театру, труду, оригами, физической культуре, музыке и другим областям. В рамках обучения также преподаются курсы по детской психологии, физическому и умственному здоровью детей, питанию и социальным взаимоотношениям.
Воспитателем центра по уходу за ребенком можно стать, лишь получив аттестат об окончании школы. Тем не менее большинство воспитателей центров имеют неоконченное высшее образование, некоторые из них окончили программы, аналогичные тем, что являются обязательными для педагогов детских садов.
Литература
Информация о работе Типология дошкольных образовательных учереждений в восточных странах (Япония)