Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 19:27, реферат
Формы и методы воспитания толерантности:
• Беседа
• Встречи с интересными людьми
• Вечера отдыха
• Экскурсии
• Путешествия, выход на природу
• Совместные творческие дела
• Дискуссии
• Игровые и конкурсные программы
• Классные часы
• Акции милосердия
• Игровые тренинги
Формы и методы воспитания толерантности:
Можно выделить три группы приемов воспитания толерантности.
Первая группа приемов связана с организацией деятельности студентов в группе:
Прием «Эстафета». Я организую деятельность студентов так, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали бы студенты из разных групп. Провожу недели по своим дисциплинам. Где участники это студенты из разных групп и курсов.
Прием «Акцент на лучшее». В разговоре со студентами я стараюсь подчеркнуть лучшие черты каждого. Но моя оценка должна быть объективна и опирается на конкретные факты.
Прием «Ломка стереотипов». Во время беседы я часто стремлюсь к тому, чтобы студенты поняли то, что не всегда правильным может быть общественное мнение.
Прием «Истории про себя». Применяю тогда, когда я хочу, чтобы студенты больше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей проиграть ее как маленький спектакль.
Прием «Взаимопомощь». Организую деятельность студентов так , чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.
Примером этого приема для моей группы служит совместная деятельность с параллельной группой ВФ-31 при подготовки к творческому конкурсу «Защита профессий», где группы заняли 1 место. Подготовка заняла много сил и времени, не обошлось без конфликтов, которые мы с классным руководителем Ковалевой О.А. старались устранить при помощи индивидуальных бесед, разъяснений. Для студентов повышенное значение приобретают отношения со сверстниками, для психологического комфорта студенту необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны друзей, поэтому при подготовке и проведению коллективных мероприятий студентам внушаю мысль, что каждый из них играет важную роль в организации, которая называется группой, а также формирую и развиваю чувство сплоченности группового коллектива, обучение взаимодействию при решении проблем в коллективе, разделению труда при выполнении заданий, воспитание у ребят умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением. Иногда это удается легко, иногда с трудом.
Вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии:
Диалоговая рефлексия это диалог педагога и студента, способствующий формированию отношения студента к какой-либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках. Для воспитания толерантности можно применить следующие приемы в рамках проведения рефлексивной беседы с ребенком.
Прием «Ролевая маска». Я предлагаю студентам при появлении конфликтной ситуации, войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.
Прием «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы я предлагаю студенту высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.
Прием «Импровизация на свободную тему». Для проведения тематического классного часа выбираем вместе со студентами ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес.
Прием «Встречные вопросы». Студенты, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов и ответы на них.
Этот прием чаще всего применяется мной при проведении различных деловых игр по дисциплинам, где также возможны различные конфликты, особенно, если формируются несколько команд, поэтому очень важно формировать у студентов умение конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия. Также я стараюсь создавать условия для формирования атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки, развивать умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т. д.
Прием «Сочини конец истории». Я предлагаю студентам завершить предлагаемую историю. Придумать свое завершение проблемы отношений при возникновении конфликтной ситуации с положительным решением.
Прием «Добрые слова». При проведении тренинга в группе предлагаю студентам вспомнить добрые слова (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей, бывшим врагам и т. п.).
Прием «Творчество на заданную тему». Студенты свободно импровизируют на обозначенную тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т. п.). Этот прием используется мной при проведении классных часов в группе, кружковых занятиях, где студенты увлеченно работают вместе, в это время у них нет напряжения как на занятиях, они наиболее полно раскрываются, рассказывают однокурсникам о своих интересах и увлечениях и, узнают что-то новое о ребятах, с которыми они знакомы уже не первый год, находят новых друзей.
В течение двух лет, работая со своей группой, сделала вывод, что студенты группы научились толерантно относиться к друг другу, в группе нет конфликтов, действует самоуправление, ребята посещают спортивные секции и кружки по интересам, сами планируют, готовят и проводят внеклассные мероприятия, среди них нет «начальников», они все равны, относятся к друг другу с пониманием, поддерживают друг друга в трудной ситуации, принимают однокурсников такими, какие они есть.
Если хотите воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды соблюдайте девять правил от Д. Карнеги:
Педагогических приёмов – бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приёмы, каждый педагог из множества приёмов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю.
Мы не можем в одночасье сделать толерантными ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен маленький шаг в этом направлении.
Любите, друг друга и учитесь прощать!