Требования к личности педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 20:23, реферат

Краткое описание

Актуальность работы связана с тем, что в настоящее время в литературе существует большое количество мнений относительно указанных профессионально значимых личностных качеств педагога.
Недооценка личностных качеств педагога отрицательно сказывается на результатах его труда. Более того, выпадает один из определяющих компонентов, эффективно взаимодействующий в психологической структуре деятельности педагога, в системе межличностных отношений «педагог – обучаемый». Поэтому важно проанализировать литературу и выявить наиболее важные характеристики личности педагога.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА 4
2 КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА 7
3 СПОСОБНОСТИ ПЕДАГОГА 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

В11_Абрамова_КТ_112.doc..doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Российский  государственный профессионально-педагогический университет

Институт  электроэнергетики и информатики

Факультет информатики

Кафедра сетевых информационных систем и  компьютерных технологий обучения

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«ВВЕДЕНИЕ В профессионально-педагогическую СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»

 НА ТЕМУ «Требования  к личности педагога»

 

 

 

 

Направление

 

Профилизация

051000.62

Профессиональное обучение

 

Компьютерные технологии


 

 

 

Выполнил

 

Студентка гр. ЗКТ-112

Абрамова Алёна Николаевна

Шифр зачетной книжки 1202711

Проверил

 

Ст. преподаватель кафедры  сетевых информационных систем и  компьютерных технологий обучения

________________________Фамилия  И.О.


 

 

 

 

Екатеринбург 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важным фактором, влияющим на эффективность деятельности учителя, являются его личностные качества. Молодой человек, независимо от выбора своей будущей профессии, должен быть нацелен на выработку в себе таких личностных качеств, которые позволили бы не только общаться с другими людьми на основе общепризнанных норм человеческой морали, но и обогащать этот процесс новым содержанием.

Однако каждая профессия  предъявляет специфические требования к личностным качествам потенциального работника, который должен осуществлять профессиональную деятельность успешно.

Одним из основных профессионально-значимых качеств личности педагога является «личностная направленность». Основным мотивом истинно педагогической направленности является интерес к содержанию педагогической деятельности.

Профессиональная компетентность педагога как профессионально значимое личностное качество педагога также оказывается важным в развитии личности педагога, в грамотном выстраивании взаимоотношений «учение-учитель». Педагогические способности педагога – еще одна важная личностная черта, которая требует пристального изучения.

Актуальность работы связана с тем, что в настоящее  время в литературе существует большое  количество мнений относительно указанных  профессионально значимых личностных качеств педагога.

Недооценка личностных качеств педагога отрицательно сказывается  на результатах его труда. Более того, выпадает один из определяющих компонентов, эффективно взаимодействующий в психологической структуре деятельности педагога, в системе межличностных отношений «педагог – обучаемый». Поэтому важно проанализировать литературу и выявить наиболее важные характеристики личности педагога. 

1 НАПРАВЛЕННОСТЬ  ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

Теоретический анализ литературы позволяет в определении сущности и структуры педагогической направленности выделить три подхода [5]:

1) эмоционально-ценностное отношение к профессии педагога, склонность к тем видам деятельности, которые воплощают специфику данной профессии (С.А. Зимичева, Н.В. Кузьмина, Я.А. Коломинский, Г.А. Томилова и др.);

2) профессионально значимые  качества личности педагога (А.А.  Бодалев, Ф.Н. Гоноболин, А.Н. Леонтьев, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.);

3) рефлексивное управление  развитием обучающихся (С.Г. Вершловский,  Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, И.В.  Фастовец и др.).

В рамках первого подхода  все исследования группируются в  основном вокруг теории отношений.

Так, Б.И. Додонов трактует направленность как систему активных отношений, задающих соответствующую  содержанию структуру ценностей  личности и побуждающих индивида к их утверждению.

В других исследованиях  педагогическая направленность рассматривается либо как положительное отношение к педагогической деятельности (В.Н. Голубева, А.А. Деркач, Т.В. Дмитренко и др.), либо как склонность и готовность заниматься ею (Л.Б. Спирин, М.А. Степинский, Г.А. Томилова М.Л. Фрумкин и др.).

Ряд авторов отождествляют сущность педагогической направленности с ведущим мотивом или доминирующим интересом (Б.М. Ассадулин, Ю.Л. Воробьев, С.А. Зимичева, Е.М. Никиреев Г.А. Томилова и др.).

В рамках второго подхода  сущность педагогической направленности определяется через профессионально значимые свойства и качества личности педагога.

Так, Н.Д. Левитов характеризует  педагогическую направленность как  свойство личности (некоторое общее  психическое состояние), которое  занимает важное место в структуре  характера и выступает в качестве индивидуального и типического своеобразия индивида.

Аналогичную точку зрения высказывает и Ф.Н. Гоноболин, который  в структуре личности педагога выделяет педагогические способности и общие  личностные свойства, называя их направленностью. К последней он относит ценности учителя, его целенаправленность и принципиальность.

В.А. Сластенин в профессионально-педагогическую направленность включает: интерес и  любовь к ребенку как отражение  потребности в педагогической деятельности; психолого-педагогическую зоркость и наблюдательность (прогностические способности); педагогический такт; организаторские способности; требовательность, настойчивость, целеустремленность, общительность, справедливость, сдержанность, самооценку; профессиональную работоспособность.

А.И. Щербаков связывает  понимание сущности педагогической направленности с комплексом профессионально  значимых качеств учителя (общегражданских, нравственно-педагогических, социально-перцептивных, индивидуально-психологических), а  также умений и навыков.

«По мнению автора, профессионально-педагогическая направленность коррелирует с индивидуально-психологическими качествами личности, к которым он относит высокие познавательные интересы, любовь к детям и потребность в работе с ними, адекватность восприятия ребенка и внимательность к нему, прогнозирование формирующейся личности, определение условий и выбор средств ее всестороннего развития и др.» [4, с. 44].

В русле третьего подхода  Ю.Н. Кулюткин и Г.С. Сухобская рассматривают  педагогическую деятельность как метадеятельность. Основную задачу педагога они видят в организации такой деятельности обучающихся, в процессе и в результате которой происходило бы развитие их нравственных убеждений, системы знаний и познавательных способностей, а также практических умений и навыков.

Среди зарубежных исследований имеются работы, в которых направленность личности рассматривается, с одной  стороны, как система ценностей, характеризующих личность, а с  другой - определяющих «выбор типов, средств  и целей поведения» человека (К. Клакхон, С. Инглехарт, М. Рокич, Б. Шледер и др.). При этом обращают на себя внимание два подхода к типологизации ценностей. В первом случае ценности подразделяются на материальные (воплощенные в конкретных предметах и явлениях действительности) и постматериальные (воплощенные во взаимоотношениях человека и окружающей среды - природы и других людей).

 Вторая типология  ценностей подразделена на группы  по признаку отношения к различным  сферам человеческой жизни [2]:

- ценности межличностных  отношений («я - ты», «мы - вы»);

- ценности в области  «человек-природа» («я - оно», «мы - оно»);

- ценности, направленные  на собственное «я» («я - я», «я - мы»);

- ценности, направленные  на высшие смысловые инстанции  и смысловое содержание («я - мы - сверх я - сверх мы»). Вместе с тем, как уже отмечалось нами, в отечественных исследованиях понятия «ценностные ориентации» и «направленные мотивы» не отождествляются. Система ценностей - это выраженная в идеальной форме стратегия поведения, тогда как мотив - его тактика. К примеру, В.А. Ядов отмечает, что «мотивы существенно отличаются от ценностных ориентации... Мотивы неустойчивы, ситуативны, с трудом объединяются в систему и с трудом интерпретируются как признаки ценностных ориентации» [1, с. 107].

Итак, анализ отечественной и зарубежной литературы по исследуемой проблеме показал, что не существует единого понимания и тем более определения и общепринятой структуры педагогической направленности.

 

2 КОМПЕТЕНТНОСТЬ  ПЕДАГОГА

В соответствии с базовым  стандартом, педагог должен обладать следующими видами профессиональной компетентности:

- Способность видеть в каждом ученике потенциально успешную личность. Данная компетентность является выражением гуманистической позиции педагога.

Она отражает основную задачу педагога - раскрывать потенциальные возможности ученика.

Данная компетентность определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся.

Вера в силы и возможности  обучающихся снимает обвинительную позицию в отношении ученика, свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности.

Вера в силы и возможности  ученика - есть отражение любви к обучающемуся. По иному можно сказать, что любить ребёнка — значит верить в его возможности, создавать условия для разворачивания этих сил в образовательной деятельности

- Способность индивидуализировать образовательный процесс. Интерес к внутреннему миру обучающихся предполагает не просто знание их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности.

- Способность понимать и принимать точку зрения других субъектов образовательного процесса.

Открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрения. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации.

Педагог готов гибко  реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции.

- Общая культура. Определяет характер и стиль педагогической деятельности. Заключается в знаниях педагога об основных формах материальной и духовной жизни человека, определяет во многом успешность педагогического общения, позицию педагога в глазах обучающихся

- Эмоциональная устойчивость. Определяет характер отношений в учебном процессе, особенно в конфликтных ситуациях. Способствует сохранению объективности оценки обучающихся.

- Позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе.

В основе данной компетентности лежит вера в собственные силы, в эффективность профессиональной деятельности. Способствует позитивным отношениям с коллегами и обучающимися. Определяет позитивную направленность на педагогическую деятельность.

       Формирование  профессиональной компетентности  зависит от различных свойств  личности, основным ее источником  являются обучение и субъективный  опыт.

Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности.

Психологической основой  компетентности является готовность к  постоянному повышению своей  квалификации, профессиональному развитию.

 

 

 

3 СПОСОБНОСТИ ПЕДАГОГА

 

Педагогические способности  – «определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения его в роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей. Как известно, среди свойств и особенностей личности, образующих структуру тех или иных специальных способностей, одни будут ведущими, другие – вспомогательными» [3, с. 91].

В педагогических способностях ведущую  роль играют коммуникативные свойства личности, и в первую очередь персептивные, т.е. относящиеся к сфере восприятия (из них важнейшее – наблюдательность).

Они позволяют учителю адекватно  воспринимать психологию ученика, его  психическое состояние в конкретном случае, правильно оценивать состояние  коллектива класса вообще и в данной педагогической ситуации в частности.

Составной частью коммуникативных  свойств личности учителя можно  считать готовность к эмпатии, т.е. к пониманию психических состояний  учеников и сопереживанию им. Необходимое  условие этого – любовь к детям.

И наконец, третьим компонентом  коммуникативных свойств личности учителя можно считать высокоразвитую потребность в социальном взаимодействии, которая проявляется в стремлении к передаче знаний, к общению с детьми, в желании разумно организовать жизнь и деятельность детского коллектива.

Успешная реализация потребности  в социальном взаимодействии зависит  от наличия у учителя педагогического  такта.

Отметим некоторые вспомогательные  свойства и особенности личности, входящие в структуру педагогических способностей. Это, прежде всего, определенные качества ума: остроумие, критичность, последовательность и ряд других.

Немаловажное значение имеет и  речь учителя: наличие ораторских способностей, лексическое богатство речи и  т.д. Такое качество, как некоторая  артистичность натуры (живое воображение, умение фантазировать), тоже играет определенную роль в успехе педагогической деятельности.

Педагогические способности не только условие эффективной педагогической деятельности, но и во многом результат  успешной работы учителя. Педагогические способности проявляются, формируются и развиваются в общей структуре психологических свойств, отношений и действий учителя.

Информация о работе Требования к личности педагога