Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 20:00, статья
Цель статьи. Проанализировать проблему леворукости и выявить пути её решения.
Люманова Ферузе Юсуфовна
Студентка 31-Ш группы
Научн. рук. к. п. н. доц. кафедры
педагогики Зарединова Э.Р.
ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ
Актуальность проблемы. Одной из самых актуальных проблем обучения в начальной школе на сегодняшний день является проблема леворукости учащихся (левшество). Левшество – это преобладание левой руки над правой в выполнении каких-либо бытовых действий. Обычно оно имеет врожденный характер. Ещё совсем недавно развитие психики ребёнка, у которого наблюдалась леворукость, изучалось отдельно от развития его мозга, хотя в то же время признавалось то, что мозг и психика – соответственно орган и функция этого органа. Процесс обучения обычно базируется на развитии логического и аналитического мышления (за что отвечает левое полушарие), но, к сожалению, такая специфика процесса обучения не способствует успешной адаптации левшей к нему [1, с.68].
Анализ исследований по проблеме. В современном мире леворукость стала достаточно распространённой проблемой. Многие известные учёные, педагоги и психологи занимались изучением этого феномена. Например, Т. Доброхотова и Н. Брагина доказали психическую асимметрию, которая связана с особенностями восприятия информации и её обработки, эмоциональными реакциями на неё и поведением. Американские учёные С. Спрингер и Г. Дейч посвятили одну из глав своей книги «Левый мозг и правый мозг» проблеме леворукости, однако так и не определили, является ли леворукость патологией. М. Безруких в своих трудах приводит данные о том, что леворукие дети не отличаются уровнем интеллектуального развития и работоспособности от правшей.
Цель статьи. Проанализировать проблему леворукости и выявить пути её решения.
Изложение основного материала. Исторически в сознании европейцев закрепилось представление о том, что праворукие люди – это умелые и высококвалифицированные специалисты, мастера дела, тогда как представление о леворуких в европейских языках приобрело заимствованное из латыни значение «неудачник, невежа, несчастный», а позже – даже «злой, зловещий». Таким образом, можно сделать вывод, что практически всю свою историю люди с недоверием и предубежденностью воспринимали леворуких людей.
Истории известно немало примеров жизни леворуких людей. Это и А. Македонский, и Ю. Цезарь, и Н. Бонапарт, и Б. Франклин, и Б. Гейтс, а также многие другие. Однако во все времена леворукость воспринималась как аномалия, ее прощали лишь выдающимся людям, простых же людей-левшей обычно травили или пробовали переучить, чтобы сделать их нормальными.
На данный момент проблема леворукости – далеко не редкость. Сегодня практически в каждом классе есть дети, работающие левой рукой, – леворукие. По данным статистики их около 25%. [2, с.3] Гипотезы относительно становления левши и правши – разные. По мнению учёных, которые занимались этим вопросом, причинами являются генетические, социальные, культурные факторы. Единогласным является то, что леворукие и праворукие немного отличаются индивидуальными особенностями центральной нервной системы. У праворуких языковой центр и связанный с ним центр управления доминирующей рукой находится в левом полушарии мозга, что отвечает за логическое, аналитическое мышление. У леворуких этот центр расположен в правом полушарии, что отвечает за пространственное и эмоциональное восприятие окружающей действительности.
На начальной стадии формирования функциональной асимметрии у детей психические механизмы эмоций и речи обладают своими особенностями. Детская речь тесно связана с эмоциями, а особенность левого полушария заключается в том, что оно обрабатывает речевые звуки, фонемы (осознанные и неосознанные). У дошкольников речь подчиняется не логическому, а непосредственно чувственному восприятию. Это обеспечивается деятельностью правого полушария, а не левого. Но считается, что с началом обучения в школе у детей левое полушарие со временем становится не только вербальным, а и вербально-логическим. [3, с.10]
Важно знать о том, что у детей во время развития возможна смена доминирующего полушария. Момент, во время которого происходит такая смена, является критическим периодом в развитии ребенка (основные функции ЦНС поровну разделены между двумя полушариями; после этого начинается доминирование правого полушария и развивается так называемая «скрытая леворукость». Этим критическим периодом является возраст десяти-двенадцати лет.
Но нужно понимать, что как леворукие, так и праворукие – это не однородные группы. Среди них есть сильно леворукие и сильно праворукие, но есть и люди, одинаково хорошо владеющие как правой, так и левой рукой.
Известно, что дети-левши позже созревают в психологическом плане, чем праворукие дети, особенно это касается мальчиков. По этой причине они хуже адаптируются в 1 классе (если до этого не были в коллективе), тяжело переносят большое количество социальных контактов (переполненные классы) и быстро устают. Часто их центр речи формируется в пределах двенадцати лет, тогда как математические и пространственные способности развиваются достаточно рано. Чтение мальчикам (в отличие от девочек) дается тяжело, но они с интересом слушают сложные тексты, которые недоступны для большинства других детей. Дети с левшеством легче читают стихи, так как более узкая строка лучше воспринимается ими, чем строка на всю страницу. Важным для такого ребенка является чтение вместе со взрослыми.
Можно выделить следующие особенности левшей: морфологические (левая рука чуть больше правой; мимика левой половины лица более подвижна), психофизические (возможен плохой почерк, трудности при срисовывании каких-либо изображений; нарушения речи; неправильное изменение пропорций и форм фигур; зеркальное письмо; низкий уровень зрительной памяти; сложность при концентрировании и переключении внимания). [5]
Чтобы повысить продуктивность обучения леворуких детей, нужно почаще опираться на возможности правого полушария мозга, чтобы в более полной мере использовать характерные для него особенности: эмоциональность и быстроту восприятия, обобщение, целостность, образность, непроизвольную память. Особое восприятие окружающего мира и повышенная эмоциональность могут стать базой для того, чтобы реализовать творческие способности, так как у детей-левшей преобладает склонность к творческому труду, а однообразная работа им дается хуже.
Учителям известно о том, что письмо для первоклассника – сложная деятельность, поэтому в 1 классе необходимо уделять внимание каждому ребенку в отдельности, правша это или левша. Учитель сначала выясняет уровень умений, приобретенных до школы, которые касаются непосредственно обучения письму. На протяжение первого полугодия в процессе обучения письму учитель должен убедиться в том, что каждый ученик усвоил те буквы, которые изучались в этот период: сохраняет читабельную форму буквы, правильно ее пишет и соединяет с другой.
В первом классе нужно позволить учащимся писать медленно. Ведь нестабильность доминирующего полушария усложняет формирование зрительно-пространственного представления, что является предпосылкой распознавания и усвоения формы буквы, ее размера. Недоразвитие такого представления провоцирует дислексию и дисграфию.
Особенного внимания во время обучения письму заслуживает усвоение учащимися гигиенических правил письма, которые должны быть в поле зрения учителя постоянно. Левша, как и правша, за партой сидит ровно, не опираясь на нее грудью. Ноги полной ступней стоят на полу, голова немного откинута вправо. Такая статичность, на первый взгляд, утомляет ученика. Однако при такой посадке все мышцы находятся в одном состоянии – одинаково растянуты и напряжены, так что развиваются синхронно. За партой леворукий ребенок сидит слева от праворукого соседа, ближе к свету. Очень важно также расположение на парте тетради. Она должна лежать на парте с наклоном вправо так, чтобы правый нижний угол страницы, на которой будут писать, был направлен на середину груди и, при необходимости, немного сдвинут влево. По мере заполнения страницы тетрадь продвигается вверх правой рукой. При этом кисть располагается под строкой. Лучше, если левша будет писать прямо, не загораживая себе линию строки при правостороннем наклоне и если при этом будет соблюдать правильную посадку при письме. Ни в коем случае нельзя требовать от леворукого ребенка безотрывное письмо.
Более пристального внимания требуют леворукие дети, держащие средство письма над строчкой, при этом рука у них согнута в виде крючка. Некоторые ученые считают, что такое положение руки не является отражением особенностей действия полушарий мозга. На самом деле это отражение несоответствия методики обучения возможностям леворукого ребенка. [4, с. 198]
Если вовремя выявить детей, которые склонны к леворукости, можно предотвратить абсолютно ненужное их переучивание и тем самым предупредить непоправимые нарушения в развитии личности, сохранив этим психическое здоровье ребенка. Когда дети достигают возраста пяти – шести лет, в обязательном порядке нужно провести диагностику по определению профиля асимметрии. Самый привычный способ такой диагностики – метод количественной оценки выполнения заданий, отражающих предпочтение одной из рук при выполнении повседневных действий. [1, с. 69]
Для детей, у которых ведущее правое полушарие, не подходит однообразное, с частым повторением изложение материала. Такие дети лучше запоминают яркий образ. Поэтому на уроках нужно использовать наглядность, образность, эмоционально окрашенную речь. Но поскольку ребенку и дома нужна помощь, психолог-педагог дает рекомендации и для родителей.
Выводы. На сегодняшний день леворукость является одной из самых актуальных дидактических проблем, особенно в практике начальной школы. В процессе обучения к леворуким ученикам необходим специальный подход. Главное – не отбить у них охотку учиться. Необходимо таких детей поощрять, вселять в них надежду. Решение проблемы леворукости у детей невозможно, если семья не принимает в этом участия. Поэтому учитель должен объяснять родителям вред переучивания леворуких детей. При благоприятно сложившихся обстоятельствах ребенок-левша после окончания начальной школы быстро и уверенно догоняет своих сверстников.
Список использованной литературы: