Трудовое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 00:22, реферат

Краткое описание

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учащихся в разнообразные, педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека. Трудовое воспитание имеет также своей задачей осуществление начального профессионального образования и профориентации, формирование трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.

Вложенные файлы: 1 файл

Трудовое воспитание.docx

— 31.19 Кб (Скачать файл)

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учащихся в разнообразные, педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека. Трудовое воспитание имеет также своей задачей осуществление начального профессионального образования и профориентации, формирование трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда. Оно призвано прививать уважение к людям труда, знакомить учащихся с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания; побуждать к сознательному выбору профессии и получению первоначальной профессиональной подготовки.

Школа по самой своей сути должна быть общеобразовательной, трудовой, политехнической. Трудовое воспитание в ней неразрывно связано с жизнью, общественно полезным и производительным трудом. Оно способствует разрешению основного противоречия воспитания — между требованиями постоянно обновляющегося общественного производства к подрастающим поколениям как производительным силам'и их неспособностью без специальной подготовки соответствовать этим требованиям. Данное противоречие осложняется и обостряется другим. С одной стороны, рыночные отношения, переход общества в новое качественное состояние предъявили высокие требования к трудовой и профессиональной подготовке молодежи с позиций научно-технического прогресса. С другой— школа опирается и ориентируется на устаревшее содержание труда, отжившие формы и методы его организации, соединение обучения с производительным трудом на примитивной, порой кустарной основе школьного хозяйства. У самих детей личные материальные потребности и претензии возросли, но их удовлетворение никак не связано с реальным процессом производства материальных благ, удовлетворением притязании за счет личного труда. Образовался разрыв между социально-экономическими требованиями к подготовке будущего участника общественной жизни, производства и воспитательской практикой, педагогическими представлениями .о такой подготовке. .

 

Обостряющиеся противоречия порождают негативные явления в среде школьной молодежи: нежелание трудиться, связанное с малосодержательным и примитивным трудом, лень и пренебрежение к труду, безалаберность, халатность, разболтанность, привычка к плохой организации труда и низкой производительности, порождающей отчуждение от труда. Противоречие снимается лишь в результате непосредственного вовлечения детей в высокоорганизованный общественно полезный (особенно производительный) труд, осуществления экономического воспитания, а также строгого учета законов и механизмов организации детского труда.

Ведущим условием воспитательной эффективности детского труда является его содержательность, личностная и общественно полезная значимость, современная техническая и технологическая оснащенность, четкая организация, высокая производительность. Многократно подтвержденный в передовой педагогической практике закон гласит: чем более технологически современным и экономически рентабельным является производство, тем более четко организована жизнь трудового коллектива, в котором участвуют школьники, тем выше воспитательная эффективность их труда, тем интенсивнее он развивает сущностные силы и готовится к самостоятельной жизни.Психологический закон организации детского труда требует того, чтобы школьники непременно добивались успеха, могли проявить творчество и пережить радость победы. Успех формирует самостоятельность, уверенность в себе, закрепляет умения и навыки, воспитывает потребность в трудовой деятельности. Неудачи в трудовой деятельности угнетают детскую психику, деморализуют их, парализуют волю. Важный педагогический законзаключается в том, чтобы дать детям возможность осознать общественно и личностно значимые цели труда, перспективы своего участия в нем, зависимость достижения успеха от коллективных усилий. Школьнику надо познать коллективный характер труда и развить в себе чувство коллективизма, убедиться на практике и в том, что интересы коллектива и его личные неразрывно взаимосвязаны, что только коллективный успех позволяет удовлетворить и личные потребности. Непреложный закон — стимулирование детского труда. В качестве основных стимулов выступают стремление к личному успеху, пробуждение чувства долга, ответственность перед коллективом и самим собой, а также непосредственный и опосредованный интерес. Непосредственный интерес возникает в результате личной заинтересованности; творческого характера труда; его тесной связи с жизнью, приобретением практически полезных знаний и навыков. Опосредованный интерес является следствием организации различного рода поощрений и наград. В организации детского труда необходимо также учитывать объективную закономерную зависимость содержания, форм и методов трудового воспитания от возрастных особенностей учащихся. Школьнику важно четко уяснить смысл, содержание, технологию процесса, с тем чтобы напрягать свои умственные и физические силы ровно столько, сколько может вынести его молодой организм и психика. Только в этом случае труд ведет к успеху и становится источником радости. Интеллектуальные и физические перегрузки подрывают здоровье ребенка, превращают труд в обузу и муку, Прививают отвращение к нему и притупляют нравственность.

Основными механизмами осуществления трудового воспитания являются: развивающееся техническое мышление, разнообразные виды интеллектуальной и физической деятельности, нравственное отношение ребенка к труду, общение в трудовом коллективе на основе деловых, взаимодействий и зависимостей. Техническое мышлениеобеспечивает накопление технологических знаний и опыта по эффективной организации труда, осмысление качества результатов трудовой деятельности. Мыслительная деятельность в труде формирует творческое отношение к делу, стремление к рационализации производства, порождает эмоциональный подъем, вдохновенную самоотдачу. Непосредственная трудовая деятельность формирует умения, навыки, привычные системы целесообразных действий, привычку к трудовому усилию и преодолению физического напряжения. Следствием организованной трудовой деятельности является такой специфический механизм воспитания, как отношение к труду. Среди отношений особенно важны такие, как ответственность за конечные результаты труда, трудовая и технологическая дисциплина, эстетическая оценка производнного продукта, проявляемые в трудовом процессе точность, четкость, упорство, настойчивость, воля. Отношения ребенка в труде к себе и к делу материализуются в свойствах и чертах его характера. Общение в трудовом процессе осуществляется на основе обмена опытом по вопросам технологии и организации труда, коллективной, моральной, гражданской оценки отношения к труду; взаимопомощи, выражения общественного мнения по поводу поведения членов коллектива в труде и в быту. Общение оказывает непосредственное воздействие на трудовое сознание и через него на формирование мировоззрения и нравственных качеств личности.. В общении происходит самовыражение школьника, его самоутверждение в глазах товарищей и в собственном мнении.

Содержательная структура процесса трудового воспитания складывается из основных видов детской трудовой деятельности. На первом плане — учебный труд. Интеллектуальный труд — один из самых сложных и тяжелых. Для многих учащихся физическая работа кажется неизмеримо более легкой, чем, например, решение математических задач или написание сочинения на свободную тему. Между тем бурный научно-технический прогресс резко увеличивает долю интеллектуальных усилий в труде и общественной жизни. Для детей приобретение умений и навыков интеллектуального труда не только способ усвоения знаний основ наук, но и важнейшее средство подготовки к социальному творчеству, к труду на современном производстве, к участию в обновляющейся политической жизни общества.

В школе осуществляется специальное трудовое обучение. Уже в начальных классах на уроках труда, которые нередко объединяются с занятиями по изобразительному искусству и становятся уроками художественного труда, учащиеся приобретают элементарные навыки работы, с бумагой, картоном, пластилином, природными материалами. Они принимают участие в выращивании сельскохозяйственных растений на пришкольном участке, ухажизают за домашними животными, цветами, ремонтируют наглядные пособия, изготавливают полезные вещи, подарки и игрушки для подшефного детского сада. Этот посильный общественно полезный труд закладывает основы трудолюбия, умения и желания работать собственными руками, способствует развитию интересов и увлечений, организует полезные занятия в свободное время. Экскурсии на фабрики и заводы, на семейные фермы, поля колхозов, совхозов, арендаторов облегчают младшим школьникам понимание существа и значения для людей высокопроизводительного труда.

Вторая ступень, основная школа (V—IX классы), опираясь на трудовой опыт начальных классов, дает знания, умения и навыки, связанные с обработкой металла, дерева, с основами электротехники, металловедения, графической грамотой. Школьники-подростки узнают о главных отраслях народного хозяйства, выполняют несложные заказы предприятий, а с VIII класса работают в ученических производственных бригадах, трудовых объединениях, УПК, учебных цехах, школьных хозяйствах, где приобретают положительный опыт трудового воспитания. В организации труда учащихся VI—VIII классов городских и сельских школ осуществляется дифференцированный подход. В городах изучается технический и обслуживающий труд; на селе — сельскохозяйственный, обслуживающий и технический. В городских школах, близко расположенных к селу, и в сельских, непосредственно связанных с городом, программы обучения взаимо-дополняются. Практическая направленность программ, особенно изготовление общественно полезных изделий по заказам предприятий и учреждений, дает возможность познакомить учащихся с технологическими процессами, с устройством станков, машин, аппаратов. Одновременно это позволяет учащимся ориентироваться в профессиях.

Эффективность трудового обучения, воспитания и профориента-ции возрастает в связи с участием старших подростков, юношей и девушек, в производительном труде. Это оплачиваемый труд по созданию материальных ценностей и в сфере обслуживания. В цедч.х трудового обучения учащихся третьей ступени общеобразовательной школы используется материальная база ученических производственных бригад, межшкольных УПК, учебных цехов, кооперативных объединений и подрядных бригад, непосредственно рабочие места в про мышлением и сельскохозяйственном производстве по наиболее массовым профессиям, с учетом местных потребностей. Включение старших школьников в реальный труд является наиболее прогрессивной формой трудового обучения, позволяющей непосредственно участвовать в создании материальных ценностей, в производственных отношениях и зарабатывать средства для удовлетворения личных потребностей. В обязанности базовых предприятий школ входит создание на правах своих структурных подразделений школьных и межшкольных мастерских, учебно-производственных комбинатов, учебных цехов и участков, ученических рабочих мест, стационарных полевых станов для ученических производственных бригад, лагерей труда и отдыха, а также выделение оборудования и материалов, земли для пришкольных участков, обеспечение планирования, организации и оплаты производительного труда школьников. Базовые предприятия вовлекают детей в воспитательную работу трудового коллектива, в его общественную жизнь, в техническое творчество и опытничество.

Программы трудового обучения старшеклассников предусматривают широкий круг профессий. В промышленном производстве и сфере обслуживания учащиеся могут овладеть профессиями станочников, слесарей-сборщиков, строительно-монтажного производства, прикладной химии, машиностроительного черчения, программиста, торгового обслуживания, кулинарии, машинописи и основ делопроизводства. Сельскохозяйственное производство вводит школьников в профессии, связанные с механизацией и автоматизацией производственных сельскохозяйственных процессов, с животноводством, растениеводством. Профили трудовой подготовки определяются на местах, с учетом потребностей народного хозяйства и наличия учебно-технической, производственной базы. В целях придания политехнического характера профессионально-трудовому обучению учащихся, более основательного изучения ими научных основ современного производства, ведущих направлений его интенсификации необходима органическая связь овладения профессией с изучением предметов естественно-математического цикла, информатики и вычислительной техники. Важное значение имеют также производственные экскурсии, расширяющие политехнический кругозор ребят, позволяющие им уточнять свои интересы и профессиональные склонности.

В целях усиления профориентации школьников в городах и сельских районах создаются центры профориентации, которые, опираясь на имеющуюся в их распоряжении учебно-производственную базу, знакомят с современными профессиями. Профцентры исходят из потребностей в кадрах народного хозяйства и интересов, способностей, наклонностей, психофизических данных учащихся.

Большая работа в этом направлении проводится во внеклассное время. Школьники сами рассказывают о профессиях, встречаются с передовиками и ветеранами труда, проводят экскурсии на предприятия и фермы, посещают технические и сельскохозяйственные выставки, работают в технических кружках и научно-технических обществах. Старшеклассники прибегают к помощи консультантов, в роли которых выступают психологи, специалисты производственных предприятий, научных учреждений, представители различных профессий. Трудовое и начальное профессиональное обучение не предопределяет однозначно профессиональной судьбы юношей и девушек. Трудовое и начальное профессиональное обучение в школе носит общеобразовательный, общеразвивающий и политехнический характер. Первоначальный самостоятельный практический производ-. ственный опыт позволяет лучше понять себя: свои способности, нравственное состояние, направленность интересов. Он является способом самопознания и трудовой закалки, создает основу для овладения любой профессией в будущем.

Информация о работе Трудовое воспитание