Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2015 в 05:06, автореферат
Цель исследования – обобщение и анализ передового опыта в вопросах: управления интеграцией урочной и внеурочной деятельностью школьников, музыкальной педагогики, вокальной педагогики.
В соответствии с выбранной темой, целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи исследования:
- изучение и анализ теоретической и методической литературы в рамках наук педагогики, музыкальной педагогики и вокальной педагогики;
- выявление и разработка форм, методов и средств на основе изученной литературы и передового педагогического опыта;
- изучение и анализ педагогических экспериментов в области изучаемого вопроса на примере образовательных учреждений и творческих объединений, достигших значительных успехов в рассматриваемом контексте;
- анализ полученных данных и соотнесение их с поставленной целью.
Управление интеграцией урочной и внеурочной деятельности
для формирования образовательной компетентности школьников
Введение
На рубеже XX – XXI столетий в российской культуре произошли серьезные перемены, преемственно отразившие тектонические сдвиги в политических, экономических и социальных устоях нашего общества. На авансцену общественной жизни мутной лавиной хлынули образцы псевдоискусства. Волна пошлости и безвкусицы, захлестнувшая средства массовой информации, создала серьезную угрозу духовному здоровью подрастающего поколения россиян. Перед педагогами, как специалистами, отвечающими за нравственное, эстетическое и этическое воспитание молодежи, возникла необходимость поиска путей выхода из создавшейся ситуации.
Совершенно очевидно, что запреты и «увещевания» о прекрасном и безобразном сами по себе не могут принести положительного результата – нужны другие, более эффективные и результативные меры по защите детской души от разрушительного воздействия псевдокультурной экспансии.
Наряду с указанной проблемой не менее остро стоит вопрос о происходящих переменах в области образования. Время диктует новые требования к общему уровню образованности, культуры, компетентности личности. Обеспечение этих требований предполагает постоянное обновление форм, методов и содержания образования.
В современной общеобразовательной школе существует ярко выраженное противоречие, кроющееся в содержании учебно-воспитательного процесса: обязательное освоение федерального государственного образовательного стандарта, ориентирующего педагогов, с одной стороны, на достижение школьниками обязательных результатов обучения, и, с другой – на свободное творческое развитие личности ребенка.
Указанные проблемы диктуют необходимость актуализировать педагогический опыт с учетом формирования ключевых компетентностей через интеграцию урочных и внеурочных занятий школьников.
Среди многих средств решения описанных задач, стоящих перед педагогами современности особое место занимает музыкальное искусство, обладающее исключительной силой воздействия на духовный мир человека и оказывающее чрезвычайно эффективное стимулирование познавательной, волевой и коммуникативной сфер личности.
Форма продуктивной художественной деятельности, основным «инструментом» которой считается музыкальное творческое мышление, музыковедением определяется как звуковая мыслительная способность. Развитие творческого потенциала воспитываемой личности и ведение его на активном творческом уровне, приносит обеспечение глубокого усвоения знаний и навыков. Плодом систематического творческого сотрудничества педагога-музыканта и ученика становится выработанная у последнего внутренняя установка на творческий подход в решении поставленных задач, потребность к анализу уже полученного объема информации и желание поиска нового, во всех сферах его мыслительной деятельности. Формированию подобного типа мышления способствует сама природа музыкального искусства, заключающаяся, с одной стороны, в необходимости аналитического подхода в освоении данного вида творческой деятельности, с другой стороны – неотъемлемая его импровизационная составляющая.
При благоприятном ходе музыкального обучения пробуждаемое музыкой творческое начало постепенно проникает в различные аспекты жизни ребенка, внося черты целостности и гармонии в его мироощущение, характер, поведение.
Пожалуй, самым демократичным, доступным, привлекательным для детей нашей современности и эффективным жанром музыкального самовыражения является искусство эстрадного вокала. Развитию этого вида детского творчества в немалой степени способствует интерес к пению в детской и молодежной среде, значительно возросший в последнее время. Повсеместно формируются вокальные студии при общеобразовательных школах, центрах дополнительного образования, домах культуры, открываются вокальные отделения в детских школах искусств.
Несмотря на все повышающееся внимание авангарда педагогической мысли к теме исследования, актуальность изучения ее не умаляется. Помимо эстетических и этических, образовательных, воспитательных задач, в решении которых весьма эффективно способствует интеграция урочной и внеурочной деятельности, немаловажной гранью аспекта является ее социально-адаптационная сторона.
Российской педагогической наукой и практикой накоплен значительный методологический и методический потенциал в изучаемом вопросе, и тем не менее бесконечная вариативность подобной интеграции требует пристального изучения дисциплин-«спутников» и возможных вариантов взаимопроникновений «основных» и «дополнительных» предметов. Остро ощущается необходимость разработок эффективных методов и форм педагогической работы в данном контексте.
Объект исследования данной работы – урочная и внеурочная деятельность в рамках образовательного процесса школы. Вокальная творческая деятельность детей, подростков и молодежи.
Предмет исследования – передовая отечественная и зарубежная литература в области теории и практики педагогики, музыкальной и вокальной педагогики в рамках освещаемой проблемы.
Цель исследования – обобщение и анализ передового опыта в вопросах: управления интеграцией урочной и внеурочной деятельностью школьников, музыкальной педагогики, вокальной педагогики.
В соответствии с выбранной темой, целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи исследования:
- изучение и анализ теоретической и методической литературы в рамках наук педагогики, музыкальной педагогики и вокальной педагогики;
- выявление и разработка форм, методов и средств на основе изученной литературы и передового педагогического опыта;
- изучение и анализ
педагогических экспериментов
- анализ полученных данных
и соотнесение их с
В свете методологии рассмотрены основные положения и принципы педагогических феноменов в контексте рассматриваемой проблемы:
- закона перехода
- закона отрицания отрицания, согласно с которым формирование в ходе обучения и воспитания положительных качеств, знаний, навыков и умений затрудняет функционирование отрицательных характеристик, если они свойственны человеку;
- представлений зависимости
педагогического процесса от
социально-экономического и
- представлений о зависимости
педагогического процесса от
уровня развития психолого-
- особенностей формирования
личности в обществе и группе
в процессе общественно-
- закономерностей, принципов
и методов обучения и
- неразрывной связи единства,
взаимного проникновения
- соответствия воздействия
педагогов характеру
Для решения поставленных в рамках дипломной работы задач применялись следующие методы:
- теоретические: сравнение
и обобщение достижений
- эмпирические: от наблюдения, тестирования, опросов, методов экспертных оценок, до статистических методов обработки данных.
В процессе работы выдвинута гипотеза, предполагающая, что в результате эффективной урочной и внеурочной интеграции деятельности школьников, активно занимающихся эстрадным вокальным искусством, значительно увеличившаяся педагогическая нагрузка приводит к заметно более продуктивной познавательной, интеллектуальной, творческой и общественной деятельности учащихся. Синтез образовательного и творческого процессов создает оптимальные условия для развития духовной, волевой, эстетической, этической и социальной сфер личности детей и подростков. Дефицит личного свободного времени способствует становлению навыка оптимального планирования режима дня школьника, приучает к самодисциплине, прививает любовь к труду и способствует развитию таких актуальных для формирования современной личности качеств, как: инициативность, ответственность, самостоятельность.
Трудно переоценить значимость внимательнейшего изучения поставленной проблемы как в целом, так и вспомогательных дисциплин, к которым привлекаются школьники в рамках внеурочной деятельности, с целью становления их на полноценную методическую и методологическую педагогическую платформу.
Рассматриваемый в рамках данной работы вариант интеграции урочной и внеурочной деятельности, базирующийся на привлечении детей к вокальному искусству также требует тщательного изучения педагогической наукой. Нельзя не отметить, что теория и практика современной эстрадной вокальной педагогики находятся на стадии становления и не имеют необходимого методологического и методического обеспечения. Остро ощущается нехватка учебно-методической литературы и квалифицированных специалистов, способных возглавить работу детских творческих коллективов. Практически полностью отсутствует качественный музыкальный репертуар, специально адресованный детям, который соответствовал бы возрастным возможностям и особенностям исполнителей. Все это свидетельствует о том, что назрела необходимость научной разработки концепции музыкального воспитания учащихся в рамках интеграции урочной и внеурочной деятельности школьников.
Практическая значимость работы состоит в обобщении существующего теоретического материала и практического опыта и составлении методических рекомендаций в помощь педагогам-вокалистам, работающих с детьми разных возрастов в рамках озвученной проблемы.
Положения, выносимые на защиту:
- управление интеграцией
урочной и внеурочной
- формы, методы и средства
вокальной педагогики в
- педагогические эксперименты в области изучаемого вопроса на примере образовательных учреждений и творческих объединений, достигших значительных успехов в рассматриваемом контексте
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА I
ИНТЕГРАЦИЯ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КАК ФЕНОМЕН ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ.
УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИЕЙ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Теоретическое обоснование проблемы.
Сущность и содержание ведущих понятий исследования:
Термин «управление» появился в науке и практике не так давно. Понятие «управление» происходит от древнеанглийского «manage», которое произошло от латинского слова «манус», что означает – «рука». С понятием «управление» в педагогическом менеджменте применяется слово «руководство». В современной науке и практике эти понятия выступают как идентичные.
Под управлением понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации; функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализации их программы и целей.
Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки ее к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И.П. Павлова, воспитание – это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.
Воспитание человека составляет помимо прочего предмет педагогики как науки.
Цели воспитания – ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий.
Процесс интеграции (от латинского integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием, употребляемым в целом ряде гуманитарных наук: философии, социологии, психологии, педагогике и др.
Современная педагогическая наука и практика стремятся осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических.