Управление образовательными системами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 21:49, реферат

Краткое описание

Начальная и средняя школа – это базовая область, где фактически формируется личность..

До 10–12 лет в большинстве стран основной упор сделан не на знания и их оценку, а на воспитательные и развивающие моменты. Это проявляется в различных формах: отсутствие необходимости выполнять домашние задания (проверка усвоенных знаний происходит в школе, все задания также выполняются в стенах школы), наличие тестов на интеллект и иных психологических методик оценки развития и выявления способностей и склонностей. По итогам начальной либо начальной и частично средней ступеней образования родители, учитель и ребенок совместно определяют профиль и продолжительность дальнейшего обучения (в разных странах эта процедура ограничена разной жесткостью: в Японии дети распределяются автоматически по результатам экзаменов, в Англии – за учителем решающее слово, в других странах – более мягкие условия).

Вложенные файлы: 1 файл

в разных странах.docx

— 22.18 Кб (Скачать файл)

1.2 Общие черты систем образованияв развитых странах

 

Начальная и средняя школа –  это базовая область, где фактически формируется личность..

До 10–12 лет в большинстве стран  основной упор сделан не на знания и  их оценку, а на воспитательные и  развивающие моменты. Это проявляется  в различных формах: отсутствие необходимости  выполнять домашние задания (проверка усвоенных знаний происходит в школе, все задания также выполняются  в стенах школы), наличие тестов на интеллект и иных психологических  методик оценки развития и выявления  способностей и склонностей. По итогам начальной либо начальной и частично средней ступеней образования родители, учитель и ребенок совместно  определяют профиль и продолжительность  дальнейшего обучения (в разных странах  эта процедура ограничена разной жесткостью: в Японии дети распределяются автоматически по результатам экзаменов, в Англии – за учителем решающее слово, в других странах – более  мягкие условия).

 

2.2 Системы образования некоторых  стран

 

Нидерланды

Вся система голландского образования  базируется на главном принципе: свобода  образования. Свобода образования, гарантируемая определенной статьей  Конституции страны, основывается на свободе учреждения школ, организации  обучения в них и свободе совести  и вероисповедания. То есть люди, живущие  в Нидерландах, имеют право открывать  школы на основе своих религиозных, идеологических или образовательных  убеждений при наличии достаточного количества учеников и за счет финансирования правительством. В этом случае содержание образования определяется учредителем  школы, а управление осуществляется назначенным в муниципалитете комитетом. Результат: родители и дети могут  выбирать из огромного числа общественных и частных школ. Общественные школы  управляются муниципальными властями или комитетом управления, назначенным  муниципалитетом. Около 65 % всех школьников в Нидерландах посещают частные  школы, которые могут управляться  ассоциацией или фондом.

Свобода обучения означает, что школы  свободны определить, что преподавать и как. Министерство просвещения, культуры и науки, однако, налагает множество установленных законом стандартов относительно качества образования. Стандарты предписывают предметы, которые должны быть изучены, цели обучения и содержание государственных экзаменов. Есть также правила о количестве школьных периодов в год, обучении преподавателей и учительской квалификации, о правах родителей и учеников и т.д. Как правило, школы имеют максимальную свободу в выборе учебников и материалов.

Школьный день длится максимум 5 часов. Дети имеют небольшой перерыв  на ланч, который могут провести дома или в школе под присмотром. В некоторых школах действует продленный школьный день. Летние каникулы во всех начальных школах длятся шесть недель, но в разное время, поскольку страна разделена на три региона – северный, центральный и южный, чтобы урегулировать поток отдыхающих на время отпусков.

Дети обязаны ходить в школу. Если родители держат ребенка дома без уважительной причины и без  уведомления, они по голландским  законам совершают преступление. Такие родители могут быть оштрафованы.

 

Норвегия

 

Система обязательного школьного  образования предусматривает 13-летнее обучение (10 лет – начальная и  средняя школа и 3 года – старшая). С 6 до 8 лет дети посещают начальную  школу, с 9 до 16 лет – среднюю. Норвежцы в начальной школе в обязательном порядке занимаются рисованием, музыкой, математикой, физикой, родным и английским языками, а также такими предметами, как основы христианской религии, нравственное воспитание, домашняя экономика, и одной  дисциплиной по выбору. Отметки в  норвежских школах появляются только в восьмом классе, то есть с 12–13 лет. До этого учитель просто фиксирует  успехи детей в специальных тетрадях и, если это необходимо, письменно  сообщает родителям, что у ребенка  появились те или иные проблемы. В восьмом классе помимо оценок появляются и новые предметы – бухучет, экономика, а также дисциплины, предусматривающие  начальную профессиональную ориентацию.

 

Соединенные Штаты Америки

 

. В США отсутствует единая  государственная система образования  – каждый штат вправе определять  ее структуру самостоятельно, –  поэтому количество лет для  каждой из ступеней (начальной,  средней) варьируется. Известно, что в целом школьники учатся 12 лет, а наполнение каждой из ступеней определяется на местном уровне (даже не на городском, а на более низких. С пятилетнего возраста большинство американских до¬школьников воспитываются в детских садах, по существу нулевых классах, в которых идет подготовка к обучению в начальной школе. Дошкольные отделения общественных школ посещают более 60% всех пятилетних детей. Школы для детей от 3 до 6 лет открывают многие организации, в том числе «дошкольные лаборатории» при колледжах, занятые в основном исследовательской деятельностью и подготовкой учителей, религиозные общины, родительские кооперативы и прочие добровольные объединения.

Параллельно существует другой тип  школ. Элементарная школа — это  самостоятельно существующее учебное  заведение, где один учитель ведет  все занятия с классом. В них обучение ведется по традиционному предметному учебному плану, в который включаются: чтение, письмо, родной язык (устная речь), музыка, изобразительное искусство, арифметика, история, география, естествознание, гигиена, физическое воспитание и ручной труд. Характерным для элементарной школы является комплектование классов по способностям учащихся – в соответствии с результатами тестов на «коэффициент интеллекта» и подобных других. Обучение в элементарной школе сочетает начальную и первую ступень средней школы.

Средняя школа в США делится  обычно на две ступени — младшую  и старшую, каждая по три года. В  младшей средней школе, как и  на других ступенях образования, нет  единых учебных планов, программ, учебников. Каждый школьный округ разрабатывает  свои рекомендации по распределению  учебного времени, подготавливает свои программы по отдельным дисциплинам, разработки тех или иных тем. Однако среди всего многообразия прослеживаются общие черты обучения в младших  средних школах.

Для получения диплома об окончании  средней школы выпускникам достаточно получить зачеты по 16 академическим  курсам в течение последних четырех  лет обучения. Во многих школах США  для получения аттестата время, затраченное на изучение кулинарии  и вождение автомобиля, приравнивается ко времени, отведенному на изучение математики, химии, истории, биологии и  английского языка. Комиссия по совершенствованию  образования рекомендовала выпускникам  средних школ в последние четыре года обязательное изучение современных  достижений пяти «базовых дисциплин», составляющих ядро современной школьной учебной программы: английский язык (4 года), математика (3 года), естественные науки (3 года), социальные науки (3 года), овладение компьютерной грамотностью (0,5 года).

Характерной чертой американской системы  образования является ученическое  самоуправление, которое стимулирует  развитие демократического сознания у  школьников. Учащиеся имеют голос  в решении основных вопросов жизнедеятельности  своей школы (как минимум в  вопросах, касающихся атрибутики: каждая школа имеет свой флаг, гимн, эмблему, элементы одежды). Организация различных  мероприятий, акций, в том числе  и благотворительных, инициируется детьми, затем вместе с педагогами и кураторами они осуществляют запланированное.

Кроме того, практически каждая школа  имеет волонтеров. Они организуют кружки, клубы по интересам, работу с библиотечным фондом, дополнительную работу с детьми..

 

 

 

Великобритания

 

Британские школы, как и школы  большинства европейских стран  и США, состоят из двух ступеней: начальная школа для детей  от 6 до 11 лет и средняя школа  – с 12 до 16 лет.

В начальной школе детей учат говорить, рисуя картинки, разучивая  наизусть стихи и песни, но ни в коем случае не через обучение грамматике, чтению, письму и т.д.

В средней школе дети учатся намного  серьезнее. Класс на каждом уроке  делится на начальный и продвинутый, ученик может быть в продвинутом классе по одним предметам и в начальном – по другим.

И совершенно ответственно дети учатся в десятом и одиннадцатом классах, когда готовятся сдавать экзамены на аттестат зрелости – GCSE. Эти экзамены сдаются не по всем предметам – есть обязательные и факультативные. Более или менее стандартный набор обязательных GCSE экзаменов: математика, родной язык, один иностранный язык, история и естествознание; предметы по выбору – второй иностранный язык, бизнес, экономика, литература и др. Количество экзаменов строго не задано, но известно: чем больше сдашь предметов, тем лучше, поэтому многие дети сдают экзамены по всем школьным предметам, то есть 10–11 экзаменов

Оценки ставятся за экзамены и за тесты. В конце каждой четверти учитель  пишет для родителей короткий отчет о поведении, успеваемости, прилежании каждого ученика и  ставит несколько оценок: за работу на уроке, за домашние задания, по результатам  контрольных, за поведение на уроке  – а также оценку, которую ученик мог бы получить в перспективе, если бы больше старался. Эти отчеты наряду с результатами экзаменов учитываются  приемными комиссиями университетов.

 

 

 

Германия

 

Система образования в Германии представляет собой классическую трехступенную структуру, состоящую из начальной, средней и высшей школы. Германское государство гарантирует всем гражданам получение обязательного среднего образования, поэтому обучение в государственных начальных и средних школах бесплатное.

Обучение в начальной школе  начинается в шестилетнем возрасте и продолжается в течение четырех–шести  лет. В первых двух классах отсутствует  дисциплинарная структуризация – базовые  знания по математике, немецкому языку, краеведению, музыке и религии преподаются  комплексно, в рамках одного учебно-воспитательного  курса.

В Германии существуют также профильные школы, позволяющие получить законченное  профессиональное образование (аналог российского понятия «среднее специальное  образование») и устроиться на работу по профессии.

Средние школы в ФРГ делятся  на пять основных типов: гимназия, реальная школа, главная школа, профессиональная школа и общая школа.

Таким образом, в Германии также  практикуется система, где главный  упор в управлении образованием и  его содержании перенесен на региональный уровень, как и в США.

 

Швейцария

 

Начальные и средние школы подчиняются  исключительно кантонам, поэтому  единой, обязательной для всех школ программы нет. Швейцарская федеральная  программа Matura – лишь одна из нескольких, предлагаемых школьникам на выбор.

Почти во всех школах, наряду со швейцарской  программой Matura, существуют еще одно-два иностранных отделения. Соответственно дети могут учиться по английской программе A-level, французской программе BAC, немецкой Abitur или итальянской Maturite. И хотя с любым из выдаваемых в Швейцарии школьных дипломов можно поступать в любой швейцарский, большинство европейских и американских вузов, окончательный выбор определяется тем, в какой стране, согласно планам родителей, ребенок будет дальше учиться, жить и работать.

Итак, в Швейцарии в принципе отсутствует «общенациональная  система» образования.

 

Ирландия

 

Ирландия – единственное государство, считающее, что расходы на образование  не являются социальной нагрузкой на бюджет, а должны рассматриваться  как инвестиции. В соответствии с  этим подходом в Ирландии недавно  была даже изменена система национальных счетов. Такой подход к образованию обеспечил, как говорят сами ирландцы, «биг бум» – бурное развитие ирландской экономики.

Большинство средних школ – частные, при этом почти все они на дотации  государства. Школы управляются  советом попечителей, религиозной  общиной или частным лицом.

Пример Ирландии говорит о том, что реформирование образования  может начинаться в области управления системой образования – в первую очередь в правовом поле, определяющем статус школьного учреждения.

 

 


Информация о работе Управление образовательными системами