Устное народное творчество в детской субкультуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 15:42, реферат

Краткое описание

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена родная культура, когда понято и осмыслено прошлое - далекое и близкое. Культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспектна и культура.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат - устное народное творчество в детской субкультуре.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Пермская Государственная Академия Искусства И Культуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

На тему: «Устное народное творчество в детской субкультуре»

 

 

 

Выполнила: Студентка 4 курса 

гр. НХП/10-1 Пермякова Татьяна

Проверила: К.П.Н. Абашева Э.С.,

старший преподаватель кафедры

хорового дирижирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь, 2013

 

Введение

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место  в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена родная культура, когда понято и осмыслено прошлое - далекое и близкое. Культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспектна и культура.

Некоторые зоны культуры отражают социальные или демографические особенности  ее развития. Внутри различных общественных групп рождаются специфические  культурные феномены. Они закрепляются в особых чертах поведения людей, сознания, языка.

Так в истории Европы дети воспринимались культурой как те же взрослые, только маленькие, необученные вплоть до эпохи  Возрождения. Позже детей и подростков отделили от мира взрослых. Детские  годы превратились в общественном сознании в особый, самоценный жизненный этап, а ребенок - в особого человека, который воспринимает, думает, ведет себя по-иному, чем взрослый. Возникла своеобразная детская субкультура, сохранившаяся до наших дней.

Детская субкультура - своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам. Ребенок по ходу развития обособляется, эмансипируется от окружения взрослых, обретает все большую независимость, самостоятельность и свободу в действиях и поступках. Однако детская субкультура является частью общей национальной культуры и испытывает на себе ее влияние.

К сожалению, большинство людей, став взрослыми, на удивление быстро забывают «страну детства», откуда все мы родом, не помнят ее законов и традиций, не осознают того культурного наследия, которое получают ее маленькие граждане.

Очевидно, что важной составляющей детской субкультуры является детский  фольклор (колыбельные песни, пестушки, считалки, прибаутки, сказки, загадки, игры). Детский фольклор несет в  себе разные функции. Он способствует расширению знаний ребенка об окружающем мире, развивает чувство прекрасного, красоты и ее восприятия, представляет собой совокупность правил и приемов для развития памяти и мышления. Воздействует на духовное и физическое развитие, способствуя привитию навыков поведения в общественной жизни, и приобщает к традициям национальной культуры.

Детский фольклор оказывает значительное влияние на формирование и развитие личности ребенка, его взросление и  устойчивость во взрослой жизни.

 

Природа детской субкультуры

Детская субкультура, носителем которой является детское сообщество, занимает особое место в общечеловеческой культуре. Она выполняет функции первичной социализации ребенка. Субкультура как феномен характеризуется совокупностью норм, ценностей, представлений и стереотипов поведения традиционной культуры, интерпретированных конкретным, относительно замкнутым сообществом. Формой ее проявления является самоорганизация общения и культурной жизни в таком сообществе. По мнению М. Брейка, субкультура - это нормы, отделившиеся от общепринятой системы ценностей и традиционного стиля поведения и способствующие сохранению и развитию определенного стиля жизни в сообществе. Детская культура предстает как культурное пространство и круг общения детей, подростков и юношей, помогающих им адаптироваться в социуме и создавать свои автономные нормы и формы поведения.

В европейской истории вплоть до Возрождения подростки воспринимались господствующей культурой как маленькие  взрослые. Мир ребенка не отличали от мира взрослых. Однако позже детей  как бы отделили от зрелых людей. Появилась своеобразная субкультура, которая сохраняет и воспроизводит себя до наших дней.

В науке XX века было немного ученых, которые обратили внимание на существование  особого детского мира, обладающего  собственной культуральной системой представлений о мире и людях, социальных норм и правил, наследуемых от поколения к поколению детей традиционных форм игрового и бытового поведения и детских фольклорных текстов. Первым исследователем детской субкультуры стал Г.С. Виноградов. В 20-е годы он опубликовал свои первые работы, однако его научная деятельность, как и исследования других авторов в этой области была прервана. В советский период детская субкультура понималась как производное от конструкций, создаваемых взрослыми. Был наложен негласный запрет на ее изучение. Во второй половине XX века была издана книга английских ученых Айоны и Питера Опи «Фольклор и язык школьников», которая послужила мощным толчком в изучении детской субкультуры в разных странах мира и определила стратегию ее исследования. В России первые исследования детской субкультуры были опубликованы лишь на рубеже 1980 - 1990-х годов. Так Н. Михайленко и Н. Короткова в 1993 году рассматривали вопрос о природе, феноменах и проблемах детской субкультуры. В 1997 году этот вопрос исследовали В. Кудрявцев, Т. Алиева.

Детская субкультура - особая система  бытующих в детской среде представлений  о мире, ценностей и т.д., которая  отчасти стихийно складывается внутри господствующей культурной традиции данного  общества и занимает в ней относительно автономное место. Она находит свое выражение в различных играх, ритуалах, словесных произведениях и др., что и является, собственно, детским фольклором.

Детская субкультура - культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам, но встроенная в общее культурное целое. Ребенок по ходу развития обособляется от окружения взрослых, обретает независимость, самостоятельность и свободу в действиях и поступках. Подобное наблюдается и в истории человечества. На определенном этапе человеческий мир разделился на мир взрослых и мир детей. Но произошло это не сразу. Первоначально дети равноправно включались в коллективы взрослых, участвовали в совместном с ними производительном труде. Различные возрастные группы еще не противостоят друг другу. Д.Б. Эльконин назвал такое общество «максимально комфортным». Образ такого общества закрепился в фольклоре (русская народная сказка «Репка»). Последующее усложнение содержания и форм трудовой деятельности делает невозможным полноценное участие детей в ее осуществлении. Естественное возрастно-половое разделение труда сменяется общественным трудом, имеющим сложный характер. По мнению Д.Б. Эльконина, это и привело к выделению мира детства из мира взрослых. Дети при этом выпадают из взрослого коллектива и предоставляются самим себе. В этот момент возникают играющие детские сообщества. Игра становится способом преодоления разрыва межпоколенной связи взрослых и детей. В игре дети усваивают общие смыслы и мотивы человеческой деятельности, воспроизводят социальные отношения, складывающиеся в мире взрослых, экспериментируют с ними.

Таким образом, через игру дети включаются в жизнь взрослых. Детская игра - не просто переосмысление осмысленного взрослыми, а способ определения  ребенком своего самобытного места в мире людей, специфически человеческая форма его развития. Творческая, избирательная, пристрастная переработка совокупного опыта предшествующих поколений в игре и других видах деятельности ребенка является условием подлинного обособления мира детства и возникновения широкого круга феноменов субкультуры детства. Детская субкультура неотторжима от той общей культурной традиции, в которой родился и живет ребенок. Субкультура детства создается совместными усилиями детского и взрослого сообщества. Это можно проследить на примере детского фольклора - важной составляющей субкультуры детства.

В понятие «детский фольклор» входят все виды устных произведений, созданные  взрослыми специально для детей, творчество взрослых, ставшее со временем детским, и устное творчество самих детей. Это - колыбельные песни, пестушки, считалки, прибаутки, сказки, загадки, некоторые игры. Они максимально адаптированы к субкультуре детства, однако до поры до времени не входят в число ее внутренних компонентов. Указанные произведения в чистом виде не транслируются в детской среде, сами дети спонтанно не обращаются к ним. Но они все-таки становятся достоянием субкультуры детства, утрачивая при этом свои прежние функции и приобретая новые. Дети всячески видоизменяют их, насыщают оригинальным содержанием. В разных модификациях произведения детского фольклора изустно передаются из поколения в поколение на протяжении многих десятилетий. Специфика восприятия художественных произведений детьми заключается в том, что идеи, стереотипы, когнитивные установки усваиваются во многом бессознательно. Тексты, услышанные или прочитанные в детстве, оказывают влияние на мировоззренческие и поведенческие стереотипы ребенка помимо его воли, в обход осмысленной работы по оценке и отбору информации.

Значительное место внутри субкультуры детства занимает детское словотворчество. Этому феномену посвящены многие страницы широко известной книги К.И. Чуковского «От двух до пяти». По мнению К.И. Чуковского, ребенок, сам того не подозревая, направляет все свои усилия к тому, чтобы путем аналогий усвоить созданное многими поколениями людей языковое богатство. Дети делают слово более живым и предметным, пластичным и гибким, вбирающим все богатство возможных оттенков его значения. Они раскрепощают творческую силу, присущую языку, даруют языку жизнь в культуре, оберегая ее от омертвения. Субкультура детства «массовидна» и «неэлитарна», ее опытом овладевает каждый член человеческого общества. В своем словотворчестве ребенок бессознательно фиксирует резервный потенциал родного языка. Этот потенциал скрыт для тех, кто привык пользоваться языком как простым орудием передачи информации, т.е. для большинства взрослых. Однако детское словотворчество не самоцельно. Оно является своеобразным вызовом сознанию взрослого, которое хотя и подпирается готовым общественным опытом (в том числе и языковым), но ими же и ограничено. Это приглашение взрослого к взаиморазвивающему диалогу и сотрудничеству, к которому взрослый зачастую глух, воспринимая словотворческую активность ребенка как досужие игровые манипуляции с языковыми средствами.

В словотворческих акциях ребенок  «выделяет» свою уникальную речь из речевого потока взрослых и одновременно побуждает  их к общению. Словотворчество поэтому  равным образом является и средством  «обособления» ребенка, и его спонтанным призывом к творческому единению со взрослым. Ребенок, таким образом, сам инициирует «связь поколений» в той же степени, что и взрослый, когда обращается к ребенку. Тем самым также заявляя о себе как о субъекте деятельности. Здесь проступает главная особенность феномена детской субкультуры.

В субкультурной форме мир детства  манифестирует свое отличие от мира взрослых. Но в эту же форму облекается и скрытое диалогическое обращение  к нему. Сколько бы ребенок не обособлялся, он всегда делает это внутри определенного социального целого. Другого пространства для обособления нет. Человеческое дитя - изначально общественное существо. Его общественность выражается в стремлении жить общей жизнью со взрослыми людьми. Каждый шаг эмансипации детей от взрослых ведет к углублению их связи с жизнью общества. Поэтому субкультура детства есть самобытный способ освоения ребенком новых сторон социальной действительности и его самоутверждения в ней. На примере детского фольклора мы можем наблюдать две взаимопротиворечащие характеристики субкультуры детства. С одной стороны, она достаточно консервативна, удерживая и воспроизводя в себе тексты, ритуалы, игры, «возраст» которых исчисляется десятилетиями или даже столетиями. С другой, субкультура детства предельно динамична. Ни одно произведение в ней не существует в единичном варианте. Один и тот же ребенок может предложить сразу несколько «версий» одного и того же фольклорного произведения, не возражая при этом против тех его вариантов, которые предлагают другие дети. Дети наделяют произведения новыми смыслами и возможностями, что способствует развитию их воображения, приобщению к процессам культурного творчества. Так проявляется своеобразный демократизм субкультуры детства, открытой к изменению и развитию и приглашающий каждого ребенка стать своим автором. Вариативность свойственна фактически всем компонентам детской субкультуры. Таковы считалки, песенки, рифмованные прозвища, анекдоты, страшилки, пародии, загадки, фантастические истории - небылицы и др.

Таким образом, мы можем выделить следующие особенности детской субкультуры:

· детская субкультура является частью, или подсистемой культуры того общества, к которому принадлежат  дети, однако всегда сохраняет относительную  автономию и самостоятельность;

· детская субкультура отличается консерватизмом (игры, фольклорные тексты сохраняются в детской среде на протяжении столетий), обладает своеобразными «цензурными фильтрами», не позволяющими расшатывать ее устои; при этом она гибко реагирует на события окружающего мира и ассимилирует новую информацию, вводя ее в традиционно-детские культурные структуры;

· детская субкультура является продуктом социального взаимодействия и коллективного творчества детей  в свободном общении, играх, познавательной деятельности; при этом одной из важнейших функций является регуляция взаимоотношений между членами детского сообщества и отношений с окружающим миром природы и миром взрослых.

Проблематизируя и переосмысливая в субкультурных формах историческое наследие мира взрослых, дети высвечивают точки роста общечеловеческого опыта. Это заостряет необходимость творческого диалога взрослого и детского сообщества, могущего открыть широкие и неосвоенные перспективы развития цивилизации в XXI столетии.

 

Детский фольклор как  область устного народного творчества

Специфической областью устного народного творчества является детский фольклор, который имеет свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Основное содержание понятия «детский фольклор» установилось в двадцатые годы XX века. Стало очевидно, что к детскому фольклору относятся произведения устной народной словесности, предназначаемые для детей и бытующие в детской среде. Носителями детского фольклора являются как сами дети, так и взрослые - матери, бабушки, няни и все те лица, на попечении которых находятся дети или которые в силу тех или иных обстоятельств близки к детям. Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастающими психическими особенностями видение мира. «В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей».Детский фольклор представляет одно из направлений устного народного творчества. Большой корпус текстов произведения бытует и во взрослой, и в детской среде, но методика исполнения, лексический и стилевой составы существенно различаются. Несмотря на видимые отличия детского фольклора от фольклора взрослых, граница между ними устанавливается в ходе исторического и функционального изучения отдельных жанров.

Информация о работе Устное народное творчество в детской субкультуре