Устранение заикания у детей в игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 09:24, реферат

Краткое описание

Заикание является довольно распространенным речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего дошкольного возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности в целом и в дальнейшем препятствует развитию большого количества характеристик ребенка, препятствует развитию его социальной адаптации.
Человеческая личность представляет собой совокупность общественных отношений и проявляет себя в совместной деятельности с другими людьми. У некоторых заикающихся межличностные отношения нарушены в силу развивающихся речевых расстройств, у других — даже не могут сформироваться.

Содержание

1. Характеристика заикающегося ребёнка……………………….……..3

2. Методика игровой деятельности для преодоления заикания…….…4

3. Отношение заикающихся детей к игре и коллективу играющих…...5

4. Игровые принципы в коррекционной работе с заикающимися детьми:
- Принципы системности, последовательности и учета возраста…..7
- Принцип учета индивидуальных особенностей заикающихся………11
- Учет структуры дефекта ……………………………………...……..15
- Принцип поэтапности ………………………………………...……….16

5.Заключение……………………………………………………...………17
6.Список используемой литературы……………………………………..18

Вложенные файлы: 1 файл

устранение заикания у детей в игре.docx

— 43.42 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФГОУ ВПО «Южный федеральный  университет»

факультет педагогики и практической психологии

отделение специального образования  и социальной педагогики

кафедра коррекционной педагогики

 

 

 
Реферат по теме: «Устранение заикания у детей  в игре»

 

 

 

 
Исполнитель:

студентка 4 курса очного отделения

Специальность: 050715

группа 41- «Л»

Криволапова Анастасия

Руководитель:

Ст.пр. Болдинова Ольга  Геннадьевна

 

 

 

Ростов-на-Дону

2013

Содержание:

 

 

1. Характеристика заикающегося ребёнка……………………….……..3

 

2. Методика игровой деятельности  для преодоления заикания…….…4

 

3. Отношение заикающихся  детей к игре и коллективу  играющих…...5

 

4. Игровые принципы в  коррекционной работе с заикающимися  детьми:

- Принципы системности,  последовательности и учета возраста…..7

- Принцип учета  индивидуальных особенностей заикающихся………11 

- Учет структуры  дефекта ……………………………………...……..15

- Принцип поэтапности ………………………………………...……….16

 

5.Заключение……………………………………………………...………17

6.Список используемой  литературы……………………………………..18

 

 

 

 

 

Характеристика  заикающегося ребёнка

Заикание является довольно распространенным речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего дошкольного возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности в целом и в дальнейшем препятствует развитию большого количества характеристик ребенка, препятствует развитию его социальной адаптации.

Человеческая личность представляет собой совокупность общественных отношений  и проявляет себя в совместной деятельности с другими людьми. У  некоторых заикающихся межличностные отношения нарушены в силу развивающихся речевых расстройств, у других — даже не могут сформироваться. Исследования сформированности общительности, подражательности, самостоятельности, активности заикающихся детей, характера их игровой деятельности свидетельствуют о негармоничном развитии и становлении заикающегося ребенка. Это выражается то в неравномерном — то замедленном, то ускоренном — развитии многих сторон личности. Именно поэтому о заикании следует говорить как о сложном симптомокомплексе дизонтогенеза.

Признавая необходимость  комплексного воздействия на заикающегося ребенка, необходимо подчеркнуть важность дифференцированного подхода в развитии, перевоспитании личности и речи заикающегося. Наиболее значимым в этом вопросе является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста — игровой. Именно здесь наиболее активно происходит развитие ребенка — его речь, мышление, произвольная память, самостоятельность, активность, моторика, закладывается умение управлять своим поведением. В игровой деятельности дети осваивают социальный опыт человеческих отношений, он позволяет им самостоятельным путем создавать различные взаимодействующие коллективы.

 

Методика игровой  деятельности для преодоления заикания

Любая игра есть деятельность. При таком ее понимании открываются  широкие возможности применения игры в коррекционных целях. Игра включает собственно разнообразные  игры и огромное количество действий, операций, непосредственно отвечающих условиям достижения поставленной игровой цели. На основе данного подхода к ее использованию строится непосредственно методика игровой деятельности, внутри и в связи с которой происходят коррекция личностных и социальных нарушений заикающихся детей и воспитание их речи.

Методика игровой деятельности используется в зависимости от контингента детей, возраста, особенностей их поведения, степени проявления заикания, этапов коррекционной работы. Эта методика нацелена, в первую очередь, на воспитание у дошкольников с заиканием правильных форм общественного поведения и таких сторон личности, как общительность, самостоятельность, подражательность, активность необходимых для социальной реабилитации данной категории детей.

При рассмотрении логопедических занятий становится понятно, что невозможно и принципиально неверно использовать для устранения заикания единственную и обязательную для всех методику работы. Системы игр и примеры логопедических занятий различных авторов не претендуют на универсальность, а лишь раскрывают один из аспектов педагогического воздействия на детей в комплексном методе устранения заикания. Одни игры являются оригинальными, другие созданы на основе литературных текстов, переработанных в зависимости от задач коррекционного обучения. Методика игровой деятельности испытана в работе множества логопедов и всегда получает положительную оценку.

В процессе игровой деятельности естественно, тонко и ненавязчиво  происходит воспитание поведения заикающихся детей и корригирование их речевой функции. Исправляется не речевое нарушение само по себе, а воспитывается речевая деятельность в структуре игровой деятельности и в связи с ней. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой, сущностью коммуникативно-общественной деятельности, которая включает все формы опосредованного взаимодействия людей — вербальную форму, голосовые реакции, мимику, жесты, пантомимические движения и др.

Отношение заикающихся  детей к игре и коллективу играющих

У заикающихся детей разного  возраста обычно имеется неоднозначное отношение к игре и коллективу играющих. Например:

Заикающиеся дети 4—5 лет предпочитают игры подгруппами из 2—3 человек, но каждый играет по-своему, забывая о товарищах. Им свойственны черты поведения в играх, присущие хорошо говорящим детям младшего возраста. В коллективных играх они выполняют второстепенные роли с однотипными действиями: шофер ведет машину, кассир молча отрывает билеты, няня кормит детей и т.д. Дети редко вступают в конфликты из-за ролей и сами их не распределяют. Обычно заикающемуся ребенку этого возраста сверстники предлагают роль, с которой он, по их мнению, должен справиться. Заикающиеся дети, играющие одни рядом с коллективом нормально" говорящих детей, вовлеченные в их игру, не всегда могут играть продолжительно и до конца.

Среди заикающихся детей 5—6 лет примерно одна треть может участвовать в коллективной игре, одна треть — в играх подгруппами в один-два человека, и несколько больше одной трети детей любят играть в одиночестве, что свидетельствует о существенном влиянии заикания. Хорошо говорящие дети этого возраста играют 50—60 минут, игра у них развивается по достаточно сложным сюжетам, в ней принимает участие большое количество детей. Заикающиеся дети могут играть в одну игру от нескольких до 20 минут, в их игре преобладает процессуальная сторона, дети плохо отделяют правила игры от игровых ситуаций.

Отношение к коллективу играющих сверстников у заикающихся детей 6—7 лет определяется накоплением жизненного опыта, появлением новых и относительно более устойчивых интересов, развитием воображения и мышления. Их игры более содержательны, разнообразны по сюжету и форме исполнения. В коллективной игре и играх подгруппами участвует подавляющее большинство детей, но почти пятая часть детей предпочитает играть в одиночестве. Это замкнутые, несколько пассивные дети, они плохо выдерживают длительное пребывание в коллективе и в общих играх, лучше работают в однообразных условиях, быстро усваивая стереотипы движений и речевого сопровождения.

В целом для заикающихся  детей 4—7 лет показательна несформированность навыка коллективного общения и  отношения к коллективу играющих сверстников. Эти особенности обусловливают  недоразвитие общественного поведения заикающихся детей. Известно, что общественное поведение присуще уже детям преддошкольного возраста в так называемых играх рядом. И эта ранняя ступень общественного поведения свойственна заикающимся детям 4—7 лет. Среди них малочисленны объединения по игровым интересам, нехарактерны устойчивые играющие коллективы на основе дружбы и симпатии друг к другу. Заикающиеся дети отличаются бедностью игровых замыслов, диффузностью играющих групп, несформированностью игровых умений.

Поскольку у заикающихся  детей имеются трудности в  усвоении различных форм общественного  поведения, постольку в их среде  не проявляется соответствующая  возрасту игровая активность. Исследование игровой активности заикающегося ребенка проводится в динамике как логопедом, так и воспитателем. Выясняются, помимо этого, особенности игр детей в домашних условиях.

Клиническая картина заикания уточняется, пополняется, а учет степени  игровой активности позволяет логопеду целенаправленно создавать устойчивые играющие коллективы заикающихся детей. Это позволяет воспитывать у них общественное поведение и в целом социальную реабилитацию.

В коррекционно-воспитательной работе с заикающимися детьми все  игры используются с учетом ряда некоторых принципов. В самом начале работы реализуется принцип деятельности. Каждую игру следует считать как деятельность, а систему игр рассматривать как совокупность связанных между собой различных видов деятельности. Отсюда игра всегда предполагает выбор темы, сговор на игру, распределение ролей, начало, развитие, завершение игры и оценку поведения детей. Такое понимание игры позволяет логопедам не смешивать игровое упражнение (с мячом, с проговариванием стихотворения под движения и т. п.) с игрой как формой деятельности.

Игровые принципы в коррекционной работе с заикающимися детьми

Принципы системности, последовательности и учета возраста позволяют распределить игры в определенной системе с выделением наиболее важных для детей каждого возраста видов игр. Последовательность развития игры на логопедических занятиях у заикающихся детей иная, чем у их правильно говорящих сверстников. Так, если у правильно говорящих детей взрослый, используя игру как одно из средств воспитания, опирается в первую очередь на творческие игры детей, то в коррекционном курсе игра проходит иной путь: от игр с готовым содержанием и данными в них правилами к играм творческим. Такая последовательность использования игр позволяет учитывать клиническую картину заикания, особенности поведения детей и создает условия для развития у заикающихся детей самоорганизации и активности в поведении и речи.

Ведущее место в работе с заикающимися детьми 4—5 лет на протяжении всего коррекционного курса занимают игры с пением(хороводы). Они проходят на каждом занятии и оказывают благоприятное влияние на нерешительных, замкнутых детей : позволяют привыкнуть к логопеду, к товарищам по занятиям, к коллективным требованиям, так как от детей в этих играх не требуется высокоактивного поведения. Дети, усвоив навыки облегченных форм речи (сопряженной и отраженной), становятся водящими. Несдержанность их поведения, двигательное беспокойство тормозятся общим спокойным характером игры и необходимыми по ходу песни такими движениями, как ходьба, плавные повороты туловища, поднятие рук вверх, опускание их вниз или на пояс, наклоны вперед и в стороны и т. п. После объяснения логопеда о помощи друг другу в совместных играх дети стараются не торопиться, подождать более медлительного ребёнка. В свою очередь, ребята становятся более активнее в движениях, смелее при исполнении ролей, поскольку видят свое равное положение со своими сверстниками.

На втором месте для заикающихся детей 4—5 лет стоит развитие игровой активности в процессе подвижных игр с правилами. Детям этого возраста с трудом удаются игры в мяч, поэтому для развития движений рекомендуются игры с ленточками, цветами, флажками, обручами. Подвижные игры с сюжетной линией проводятся уже при воспитании сопряженно-отраженного произношения. Объяснив правила игры, логопед назначает ведущего и вместе с ним проговаривает слова текста, а дети выполняют какие-либо движения. Меняя поочерёдно ведущих, логопед проговаривает материал игры вместе с каждым. В это время проводится одна подвижная игра в пару занятий, так как большинство детей  еще не может более активно участвовать в них, а некоторые резко повысили двигательную активность. Их поведение регулируется тем, что логопед вместе с детьми выбирает ведущего или водящего в играх считалками: кто выйдет первым, тот и водит, отчего самому возбудимому, чрезмерно требовательному внимания ребенку придется подчиняться правилам. Соблюдение правил с помощью логопеда сдерживает эгоистическое стремление детей-лидеров всегда быть первыми и поощряет менее активных детей.

Дидактические игры в системе занятий с заикающимися детьми 4—5 лет занимают третье место и используются не только для воспитания игрового поведения, но уже и непосредственно для коррекции нарушений звукопроизношения. Иногда с устранением нарушений звукопроизношения нормализуется речь ребенка в целом.

Большинство дидактических  игр проводится за столом: дети спокойно сидят, выполняют мелкие движения пальцами, кистью руки, говорят вместе с логопедом  по поводу осуществляемых манипуляций. Это успокаивает более возбудимых и раздражительных детей, а детей заторможенных можно активизировать в поведении более частыми назначениями их ведущими, поручениями поднести, подать, собрать, раздать детям игру. Большинство детей быстро усваивают четкость, определенность правил и речевые стереотипы, которые способствуют более точному выражению мыслей и очищают их речь от ненужных слов (эмболофразий). Дети данной группы положительно влияют на остальных своей заинтересованностью, справедливостью и положительном отношением к играющим. Некоторые дети лучше с ними контактируют: садятся рядом, становятся в пары, охотнее выполняют задания, исходящие от них.

Раскрывая общую направленность игровой деятельности заикающихся  детей 5—6 лет, не стоит более останавливаться на значении дифференцированного подхода, в зависимости от особенностей их поведения, что уже было показано при анализе игровой деятельности заикающихся детей 4—5 лет.

Для заикающихся детей 5—6 лет ведущее место занимают игры-драматизации стихотворного текста. Дети этого возраста могут запомнить довольно большие по объему стихи, отрывки. Их игровая активность развивается по мере усвоения ролей: от второстепенных к главным, а также в процессе подготовки игрового места — атрибутов, декораций, масок и т. д. Задача использования драматизации несколько иная; чем игр с пением — хороводов с детьми 4—5 лет. У детей 5—6 лет появляется критичное отношение к своей речи, что ведет к усилению судорожности и снижению игровой активности. Участие в инсценировках с пением помогает детям произвольно выполнять движения, владеть собой и своим телом, общаться в коллективе, а песенный речитатив нормализует речь.

На третьем месте находятся дидактические и подвижные игры с правилами. Они используются на всех этапах работы с детьми, усложняясь по темам и содержанию, в зависимости от речевых и поведенческих возможностей.

Если в предыдущих возрастных группах, устранение заикания у детей осуществляется посредством игровой деятельности и внутри этой деятельности с определенным временным запасом, позволяющим затем после устранения заикания уделить достаточное внимание подготовке детей к школе, то в возрасте 6—7 лет коррекция заикания обусловлена, в первую очередь, необходимостью обучения детей в школе в скором будущем. Поэтому в системе игр для детей этого возраста ведущее место занимают дидактические игры, удовлетворяющие потребностям детей подготовительного к школе возраста на играх-занятиях. На втором месте стоят подвижные игры с правилами, с соревновательными элементами, которые воспитывают выдержку, умение объективно оценивать свое поведение и результат игры. Большее значение приобретают в этих играх личностные качества детей, нежели их речь, поэтому естественно изменяется отношение детей к имеющемуся у них заиканию.

Информация о работе Устранение заикания у детей в игре