Учебные занятия в старших классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 17:06, контрольная работа

Краткое описание

Под школьной лекцией обычно понимают развернутое теоретическое рассуждение, научный анализ и обобщение конкретного материала. В монологической форме систематизация и рассуждения выступают не как дополнение к рассказу, а составляют самую существенную сторону преподавания. Лекция характеризуется не длительностью повествования, а важностью и сложностью изучаемой проблемы, глубиной, последовательностью и аргументированностью анализа.

Содержание

Введение……………………………………………


1.Школьная лекция в обучении истории………..


2.Семинарские занятия на уроках истории……..


Заключение………………………………………...


Список литературы………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

              Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  Стерлитамакская государственная  педагогическая

                    академия им. Зайнаб Биишевой  
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

по  ТиМОИ 

на тему: Учебные занятия в старших классах 
 
 
 
 
 
 

    
 
 

                                                              Выполнила:Захарова

                                                              Анастасия Вадимовна

                                                              3 курс  
 
 
 
 
 
 
 

     
 
 

                                  СОДЕРЖАНИЕ                  
 
 

Введение…………………………………………… 

1.Школьная  лекция в обучении истории……….. 

2.Семинарские  занятия на уроках истории…….. 

Заключение………………………………………... 

Список  литературы……………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                          
 
 
 
 

                     1.Лекции в преподавании истории 

В современной  школе наряду с традиционными  комбинированными уроками используются такие специфические формы урока, как лекции. Это помогает осуществить преемственность форм и методов обучения в школе и вузе, готовит школьников к новой ступени освоения знаний.

   Под школьной лекцией обычно понимают развернутое теоретическое рассуждение, научный анализ и обобщение конкретного материала. В монологической форме систематизация и рассуждения выступают не как дополнение к рассказу, а составляют самую существенную сторону преподавания. Лекция характеризуется не длительностью повествования, а важностью и сложностью изучаемой проблемы, глубиной, последовательностью и аргументированностью анализа.

   Основные  особенности лекционной формы изложения  материала, в среднем учебном заведении:

  1. Школьная лекция непременно должна включать в себя элементы беседы. Рекомендуется вводная или повторительно-обобщающая беседа в начале занятия. В ходе лекции учителю также приходится неоднократно прерывать изложение вопросами, побуждающими учащихся к активной работе. В завершении необходимо закрепить новый материал с помощью беседы с учащимися.
  2. Учитель руководит конспектированием лекции, выборочно просматривает записи учащихся, разбирает типичные  ошибки. Тема лекции обязательно записывается на доске вместе с планом. В ходе урока учитель интонационно выделяет наиболее важные моменты для записи, а иногда и подсказывает наиболее краткие, четкие формулировки, чтобы учащиеся могли дословно записать выводы.
  3. Школьный педагог ведет лекцию более медленным темпом.
  4. Перед началом лекции целесообразно поставить проблемное задание, которое учащиеся должны выполнить в конце урока.

   Современная педагогическая наука выдвигает  ряд требований к школьным лекциям. Во-первых, они должны быть безукоризненными в научном отношении, учить мыслить, давать образцы анализа, разбора, выхода за рамки учебника.

   Во-вторых, изложение материала должно быть образным, доступным, но вместе с тем логичным, системным, последовательным. В ходе таких уроков могут быть использованы наглядные пособия, схемы, раздаточный материал (например, текст источника). Однако школьная лекция не должна быть длительно-монологичной. Осмысление, закрепление, запоминание, применение не должны переноситься на дом.

   Изложение учебного материала в ходе школьной лекции должно расчленяться на логические звенья с закреплением сначала на первой ступеньке знаний, потом на второй и т.д. Каждое из постулируемых положений подкрепляется необходимым количеством аргументов и цементируется кратким выводом. Нельзя часто обращаться к лекции как форме организации урока. Она целесообразна, когда необходимо раскрыть исторические закономерности, показать логические взаимосвязи событий, процессов и явлений, сложные причинно-следственные отношения. Уместна она при подготовке учащихся к экзаменам (обзорные лекции).

    Классификация школьных лекций:

   Вводные лекции: на них учащиеся знакомятся в свернутом виде с основными теоретическими положениями темы и с общей характеристикой крупной проблемы.

   Установочные  лекции: сжатое, компактное и при этом неполное изложение (некоторые аспекты оставлены для самостоятельного изучения) основного содержания какой-либо темы. На таких занятиях обязательно сообщается инструкция по методике учебной деятельности на последующих уроках. Установочные лекции необходимы, если требуется создание прочной основы для формирования на последующих уроках темы соответствующих знаний и умений.

   Текущие лекции: целесообразны при разъяснении сложной темы, если для ее традиционного изучения у учащихся отсутствует необходимый потенциал.

   Обобщающие  лекции: анализ изученных ранее проблем на основе обобщения и систематизации знаний, полученных учащимися на предшествующих занятиях по теме.

   Обзорные  лекции: рассмотрение основных, узловых вопросов темы, изучение которой в соответствии с программой осуществляются в порядке общего ознакомления.

   Начать  лекцию можно с яркого высказывания, создающего проблемную ситуацию. В процессе урока нельзя злоупотреблять простым информированием с диктовкой выводов. Основным приемом изложения должны быть рассуждение, размышление с риторической постановкой вопросов. Это помогает удержать внимание школьников, обеспечить глубокое проникновение учащихся в суть изучаемых исторических явлений и процессов. 
 

              2.Семинарские занятия на уроках истории 
 

Семинар - форма организации урока, при которой школьники самостоятельно изучают материал по различным источникам знаний, решают задачи и выполняют задания с последующим коллективным обсуждением и оценкой результатов самостоятельной деятельности под руководством учителя. Семинары дают возможность учащимся активно использовать информацию, полученную по различным каналам. В спорах и дискуссиях учащиеся углубляют, систематизируют и закрепляют свои знания, получая ценные навыки самостоятельной работы (с дополнительной литературой, источниками). В ходе таких уроков легко обнаруживаются и устраняются сомнения и проблемы в изученном материале, но самое, пожалуй, главное: участие в семинарах вырабатывает активность в процессе овладения знаниями, формирует самостоятельное мышление у учащихся. 
 
 

   Основные  отличия школьного семинара от обычного урока заключаются в следующем:

  • обязательным элементом на семинаре является коллективное обсуждение результатов самостоятельного изучения материала;
  • значительно более высока степень самостоятельности учащихся при подготовке к семинару и активности во время коллективного обсуждения результатов этой подготовки;
  • на семинаре ведущими становятся поисковые и исследовательские методы обучения;
  • домашние задания при подготовке к семинару носят опережающий характер, а их проверка совпадает с изучением нового материала, таким образом, меняется очередность этапов урока;
  • семинар тесно связан с такой формой обучения, как консультация;

   — изменяется содержание работы учителя и учащихся на уроке: информационная функция деятельности преподавателя на семинаре ослаблена, а регулятивная и организаторская - ярко выражены; в деятельности школьников информационная функция становится ведущей.

   Школьный  семинар - это прежде всего форма  коллективной работы, при которой роль учителя более активна, чем роль вузовского преподавателя. Велика она и в процессе подготовки к семинару: регламентация и корректировка деятельности школьников, помощь в их работе с литературой, постоянные консультации и промежуточный контроль.

Выбор темы семинара определяется рядом факторов. Проблемы, выносимые на обсуждение, должны быть не просто ключевыми (с точки зрения их познавательного и воспитательного потенциала), но и посильными для учащихся, должны вызвать интерес. Наличие у школьников минимума знаний по обсуждаемым вопросам делает целесообразным проведение семинара в середине или в конце изучения темы. Для эффективности таких уроков необходимы умения и навыки конспектирования, анализа предложенной учителем литературы, подготовки кратких сообщений, докладов, участия в дискуссии. И конечно, тема семинара должна быть обеспечена литературой, доступной учащимся по содержанию и местонахождению.

   Не  позднее чем за две недели до проведения семинара учащимся необходимо предложить план предстоящего занятия (не более пяти пунктов). Вопросы должны быть проблемными, предусматривать возможность альтернативных точек зрения и организацию серьезного обсуждения. Наряду с вопросам такого типа учитель готовит к семинару, но не сообщает учащимся заранее подвопросы к основным пунктам плана, конкретизирующие основные этапы обсуждения проблемы. Вместе с планом школьникам предлагается список рекомендуемой литературы. При этом нужно указать на особенности работы с каждой монографией, статьей; на что обратить внимание, какой род работы выполнить (составить план, конспект, реферат, тезисы, тематические карточки). Библиографический список не должен быть перегружен, основная литература должна быть отделена от дополнительной. Кроме названия источника необходимо указать страницы.

   Отдельным учащимся или их группам можно  дать дополнительное задание: подобрать материал к какому-либо вопросу, составить на основании литературы таблицу, схему, подготовить информационные справки, статистические данные.

   Существует  два наиболее распространенных подхода  к выбору темы семинара. При первом из них семинар предваряется лекцией или уроком изучения нового материала и посвящается углублению и осмыслению его содержания. Этот семинар можно условно назвать повторительно-обобщающим. Поэтому многие учителя считают семинаром обычный повторительно-обобщающий урок, на котором доминирует функция контроля. Во втором случае семинары посвящаются изучению нового материала. Кроме экономии времени при подготовке к семинару это делает творчество учеников более самостоятельным, ориентирует их на поиск ответов в дополнительной литературе. Навыки самостоятельной работы при таком подходе формируются быстрее и успешнее

   100По организационной форме проведения и по характеру деятельности учащихся все семинары можно разделить на следующие типы.

   Семинар - развернутое собеседование: все  учащиеся готовятся по всем вопросам плана, максимально вовлекаются в обсуждение темы. Этому помогает заранее подготовленные развернутые выступления школьников по обсуждаемым вопросам.

   Семинар - обсуждение докладов и рефератов. Каждому выступающему назначается оппонент из числа одноклассников. Остальные школьники знакомятся с основной литературой, чтобы быть готовыми к дискуссии по докладу, план которого и основные проблемы известны заранее.

   Семинар - диспут, основанный на дискуссии (хотя элементы ее есть на любом семинаре). Каждый учащийся должен определить свое отношение к предмету диспута. Учителю не стоит излишне вмешиваться в ход семинара, но следует направлять его путем постановки провокационных вопросов. Знания, усвоенные в ходе дискуссии, более прочны.

   Семинар с преобладанием самостоятельной  работы учащихся. Он начинается с вступительного слова учителя, который знакомит класс с темой, учебными задачами, стереотипами их решения и с дополнительными сведениями. Далее учащимся или их группам предлагаются на выбор несколько различных по уровню сложности заданий. Работа длится около 20 минут, в ходе нее школьники могут обращаться за помощью к учителю. Завершается семинар коллективным обсуждением результатов деятельности групп и выполнением упражнений, закрепляющих полученные знания и умения.

   Семинар можно условно  разделить на три  основных этапа: вступительное слово учителя, обсуждение пунктов плана и подведение итогов проделанной работы.

   В начале семинара преподаватель формулирует  тему, объясняет цель и задачи ее изучения, место в структуре курса, обосновывает актуальность и значимость выносимых на обсуждение проблем. Эта часть семинара не должна занимать более 2-4 минут.

После вступительного слова учитель предоставляет  слово докладчику, либо предлагает учащимся высказаться по вопросам плана. В первом случае активность присутствующих обычно невелика. Делать замечания, спорить с докладчиком школьники не решаются, так как тот заведомо обладает более широкой информацией.  Целесообразнее семинаре обходиться без доклада, а сразу вовлекать класс в обсуждение проблем.

   В зависимости от уровня подготовленности школьников возможно использование следующих вариантов:

Информация о работе Учебные занятия в старших классах