Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 17:10, реферат
Существуют три группы методов обучения: словесные (один источник знания — слово), наглядные (два источника знаний — слово и наглядность) и практические (три источника знаний — слово, объект изучения и практическое обследование предмета). К группе Словесных методов Относятся рассказ, беседа, объяснение, лекция. Группу Наглядных методов Представляют демонстрации опытов, наглядных пособий, показ предметов и явлений в натуральном виде или в изображении (рисунок, схема, муляж, модель). Учитель словом организует Наблюдение, рассмотрение Изучаемого объекта, а ученики, наблюдая, осмысляют его, делают выводы и приобретают знания.
Учебный метод – способ
передачи знаний учителем и одновременно
способ усвоения их учащимися.
Метод в самой широкой трактовке — это
способ достижения цели, т. е. совокупность
приемов и операций, используемых для
достижения цели. Методы - основные способы
работы учителя и учащихся, применяемые
с целью усвоения последними знаний, умений
и навыков. Существуют три группы методов
обучения: словесные (один источник знания
— слово), наглядные (два источника знаний
— слово и наглядность) и практические
(три источника знаний — слово, объект
изучения и практическое обследование
предмета). К группе Словесных методов
Относятся рассказ, беседа, объяснение,
лекция. Группу Наглядных методов Представляют
демонстрации опытов, наглядных пособий,
показ предметов и явлений в натуральном
виде или в изображении (рисунок, схема,
муляж, модель). Учитель словом организует
Наблюдение, рассмотрение Изучаемого
объекта, а ученики, наблюдая, осмысляют
его, делают выводы и приобретают знания.
ПРактические методы Используют во время
лабораторных работ на уроке или практических
занятиях, на экскурсии, в уголке живой
природы, на школьном учебно-опытной участке.
Чрезвычайное разнообразие и взаимосочетание
методов обучения, их вариативность обеспечиваются
различными МетодичесКими приемами. Методическими
приемами называют ЭлеменТы того или иного
метода, выражающие отдельные действия
учителя и учащихся в процессе обучения.
Методические приемы разделили на три
группы: логические, организационные и
технические. ЛОгические приемы Интеллектуальной
деятельности: сравнение, обобщение, выявление
признаков, выводы, постановка проблемы,
доказательство и др. Организационными
приемами Учитель направляв внимание,
восприятие и работу учащихся. К Техническим
приемам Относится использование различного
оборудования, улучшающего познавательную
работу школьников.
1. По источником передачи и характеру
восприятия информации — система традиционных
методов (Е.Я. Голант, И.Т. Огородников,
С.И. Перовский):
а) словесные методы (рассказ, беседа, лекция
и пр.);
б) наглядные методы (показ, демонстрация
и пр.);
в) практические методы (лабораторные
работы, сочинения и пр.).
2. По основным компонентам деятельности
учителя — система методов Ю.К. Бабанского,
включающая три большие группы методов
обучения:
а) методы организации и осуществлении
учебной деятельности
(словесные, наглядные, практические, репродуктивные
и проблемные, индуктивные и дедуктивные,
самостоятельной работы и работы под руководством
преподавателя);
б) методы стимулирования и мотивации
учения
(методы формирования интереса: познавательные
игры, анализ жизненных ситуаций, создание
ситуаций успеха; методы формирования
долга и ответственности в учении: разъяснение
общественной и личностной значимости
учения, предъявление педагогических
требований);
в) методы контроля и самоконтроля
(устный и письменный контроль, лабораторные
и практические работы, машинный и безмашинный
программированный контроль, фронтальный
и дифференцированный, текущий и итоговый).
3. По характеру взаимной
деятельности учителя и
а) Объяснительно-иллюстративный
Используется для первичного усвоения
знаний, умений.
Обеспечивает восприятие, осознание воспринятого
и его запоминание.
б) Инструктивно-иллюстративный (репродуктивный)
Используется для закрепления знаний
и выработки умений. Обеспечивает воспроизведение
изученной информации по образцу.
в) Исследовательский
Используется для приведения имеющихся
знаний в систему и формирования умения
применять знания в новых ситуациях: в
повседневной деятельности или теоретической
деятельности. Обеспечивает активное
усвоение новой информации путем синтеза
ранее полученных знаний и вновь приобретенных.
По данному методу организация учебно-воспитательного
процесса строится по следующей схеме
– учитель конструирует исследовательскую
задачу (без всяких инструкций), а ученик
ищет способ ее решения. По степени сложности
в исследовательском роде методов выделяют
три уровня (подрода):
4. По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося – система методов М.И. Махмутова: включает систему методов проблемно-развивающего обучения (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный).
Классификация методов обучения по Верзилину:
1) словесные
2) наглядные
3) практические.
Словесными называют методы,
в которых главным источником
знаний является слово, и применяются
они преимущественно при
1) Рассказ – последовательное изложение
фактического материала, относящегося
к изучаемой теме, проводится учителем
при активном внимании учеников. Основная
трудность – поддержание интереса к рассказу.
Применяется когда речь идет о биографии,
истории выдающихся открытий. Пути поддержания
интереса: новизна излагаемого материала,
демонстрация наглядных пособий во время
рассказа, включение элемента беседы.
Длительность его учитывается возрастными
особенностями учащихся.
Рассказ ученика: сообщение. Тема должна
быть конкретной и не объемной, ограниченное
время вступления 3-5 мин, учитель рекомендует
литературу и дает план сообщение, сообщение
рассказывается, осознается учеником.
2) Объяснение — четкое
изложение материала на основе
анализа фактов с
3) Беседа – «вопросно-ответный»
метод обучения. Она характеризуется
участием в решении вопросов,
как учителя, так и учеников.
Беседа используется с целью
сообщения новых знаний, актуализации
старых и закрепления вновь
полученных, для проверки и оценки
знаний, при обсуждении результатов
фронтальных и лабораторных работ
и так далее.
Вопросы учителя должны быть краткими
и точными; задаваться в логической последовательности;
будить мысль ученика, заставить его задуматься,
вспомнить, выделить из общего знания
требуемое, произвести сравнение, анализ.
1. Вступительная беседа – проводится
или в начале изучаемой темы или в начале
урока если не было опроса к новому материалу.
2. Заключительная беседа – в конце изученной
темы или в конце урока, цель – закрепление
и выявление уровня усвоения материала.
3. Проверочная беседа – фронтальный опрос.
4. Объяснительноиллюстративная – вопросы
ставятся к знакомому материалу.
5. Поисковая или проблемная – учитель
ставит вопрос к материалу, который еще
не изучен. В результате возникает дискуссия.
4) Лекция — комбинированный
словесный метод (рассказ,
Исследовательский метод
Основные признаки: педагог организует
самостоятельную работу учащихся по изучению
нового знания, предлагая им задания проблемного
характера и разрабатывая совместно с
ними цель работы. Проблемные ситуации,
как правило, возникают в ходе выполнения
учащимися заданий, имеющих обычно не
только теоретический, но и практический
(инструментальный) характер (поиск дополнительных
фактов, сведений, систематизация и анализ
информации и т. д.).
Определение: исследовательский
метод — это обусловленная
принципами обучения система регулятивных
правил подготовки учебного материала
и организации преподавателем самостоятельной
работы учащихся по решению проблемных
заданий с целью усвоения ими
новых понятий и способов действий
и развития у них интеллектуальной
и других сфер.
Основные функции: формирование творческого
мышления и других составляющих интеллектуальной
сферы, самостоятельное усвоение учащимися
новых знаний и способов действий, стимулирование
появления у них новых способов действий,
которым их заранее не обучали; формирование
мотивационной, эмоциональной, волевой
сфер.
Правила: 1) педагог, исходя из возможности
и целесообразности проблемного учения,
дает школьникам самостоятельную работу
по решению проблемы; 2) созданием проблемной
ситуации и постановкой задания по ее
разрешению педагог побуждает учащихся
к деятельности поискового характера;
3) контроль и оценка проводятся по рациональному
способу решения познавательных заданий,
по умению ставить и решать учебные проблемы,
излагать результаты и доказывать свои
выводы.
П р и м е н я е т с я исследовательский
метод (как более сложный) реже эвристического
на доступном учащимся материале, изучение
которого чаще связано с выполнением практических
или теоретических работ поискового характера.
Этот метод применяется в форме организации
и проведения лабораторных и практических
работ, практикумов, при проведении общественных
смотров знаний, при решении в течение
нескольких уроков тематических межпредметных
(интегративных) учебных проблем, при решении
целостной проблемы творческими группами
учащихся, при организации учебных игр.
Алгоритмический метод
Основные п р и з н а к и: устное инструктирование
учащихся; показ образца действия и алгоритма
(совокупности правил и предписаний) его
выполнения; наличие деятельности по образцу
и алгоритму; возможны ситуации, когда
алгоритмы разрабатывают сами учащиеся.
О п р е д е л е н и е: алгоритмический метод
— это обусловленная принципами обучения
система регулятивных правил организации
учителем процесса усвоения новых знаний
и способов действий (включая усвоение
алгоритмов) путем предписаний и показа
алгоритмов выполнения заданий№
Основные ф у н к ц и и: формирование у учащихся
умений работать по определенным правилам
и предписаниям; организация лабораторных
и практических работ по инструкциям;
формирование умения самостоятельно составлять
новые алгоритмы деятельности.
Основные п р а в и л а: 1) учащихся подробно
инструктируют, как выполнить задание;
2) им показывается образец практического
выполнения задания; 3) при выполнении
задания учащиеся пользуются предложенным
педагогом алгоритмом (или разрабатывают
его сами); 4) контроль и оценка осуществляется
в ходе и по результатам деятельности.
П р и м е н я я алгоритмический метод обучения,
преподаватель имеет возможность показать
учащимся готовые образцы действий, он
дает предписания, учит самостоятельно
составлять алгоритмы действий, формирует
умения и навыки практической исполнительской
деятельности (самостоятельное ее планирование,
коррекция, контроль, разработка алгоритмов).
На основе этого метода формируются индивидуальные
способности усвоения новых знаний и овладения
умениями.
В основе данного метода лежит передача
алгоритма действия в форме инструктажа
о целях, задачах, способах выполнения
предстоящего задания (зачем, что и как
делать). В зависимости от уровня развития
учащихся инструктаж может быть кратким,
обобщенным или подробным, детальным,
может проводиться в вопросно-ответной
форме или с применением письменных предписаний,
карточек, ТСО. Например, при выполнении
лабо-раторно-практических работ можно
предложить такой план деятельности: 1)
Какова цель предстоящей работы? Что нужно
сделать, какое новое знание усвоить, каким
способом овладеть, какое умение выработать?
2) Что для этого необходимо сделать? Что
нужно определить в работе? Какую закономерность
необходимо проверить? Как она формулируется,
как доказывается? и т. д.
К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы. Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся. Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.
По степени самостоятельности
учащихся при выполнении упражнений
выделяют:
а) упражнения по воспроизведению известного
с целью закрепления — воспроизводящие
упражнения;
б) упражнения по применению знаний в
новых условиях — тренировочные упражнения;
Если при выполнении действий ученик
про себя или вслух проговаривает, комментирует
предстоящие операции, такие упражнения
называют комментированными. Комментирование
действий помогает учителю обнаруживать
типичные ошибки, вносить коррективы в
действия учеников.
Рассмотрим особенности применения упражнений.
Устные упражнения способствуют развитию
логического мышления, памяти, речи и внимания
учащихся. Они отличаются динамичностью,
не требуют затрат времени на ведение
записей.
Письменные упражнения используются для
закрепления знаний и выработки умений
в их применении. Использование их способствует
развитию логического мышления, культуры
письменной речи, самостоятельности в
работе. Письменные упражнения могут сочетаться
с устными и графическими.
К графическим упражнениям относятся
работы учащихся по составлению схем,
чертежей, графиков, технологических карт,
изготовление альбомов, плакатов, стендов,
выполнение зарисовок при проведении
лабораторно-практических работ, экскурсий
и т.д.
Графические упражнения выполняются обычно
одновременно с письменными и решают единые
учебные задачи. Применение их помогает
учащимся лучше воспринимать, осмысливать
и запоминать учебный материал, способствует
развитию пространственного воображения.
Графические работы в зависимости от степени
самостоятельности учащихся при их выполнении
могут носить воспроизводящий, тренировочный
или творческий характер.
К учебно-трудовым упражнениям относятся
практические работы учащихся, имеющие
производственно-трудовую направленность.
Целью этих упражнений является применение
теоретических знаний учащихся в трудовой
деятельности. Такие упражнения способствуют
трудовому воспитанию учащихся.
Упражнения являются эффективными только
при соблюдении ряда требований к ним:
сознательный подход учащихся к их выполнению;
соблюдение дидактической последовательности
в выполнении упражнений — сначала упражнения
по заучиванию и запоминанию учебного
материала, затем — на воспроизведение
— применение ранее усвоенного — на самостоятельный
перенос изученного на нестандартные
ситуации – на творческое применение,
с помощью которого обеспечивается включение
нового материала в систему уже усвоенных
знаний, умений и навыков. Крайне необходимы
и проблемно-поисковые упражнения, которые
формируют у учащихся способность к догадке,
интуицию.
Лабораторные работы – это проведение
учащимися по заданию учителя опытов с
использованием приборов, применение
инструментов и других технических приспособлений,
т.е. это изучение учащимися каких-либо
явлений с помощью специального оборудования.
Проводятся лабораторные работы в иллюстративном
или исследовательском плане.
Разновидностью исследовательских лабораторных
работ могут быть длительные наблюдения
учащихся за отдельными явлениями, как-то:
над ростом и развитием животных, над погодой,
ветром, облачностью, поведением рек и
озёр в зависимости от погоды и т.п. Практикуется
в порядке лабораторной работы поручение
школьникам сбора и пополнения экспонатами
местных краеведческих музеев, школьных
музеев, изучение фольклора своего края
и др. В любом случае учитель составляет
инструкцию, а ученики записывают результаты
в виде отчётов, числовых показателей,
графиков, схем, таблиц. Лабораторная работа
может быть частью урока, занимать урок
и более.
Практические работы проводятся после
изучения крупных разделов, тем и носят
обучающий характер. Они могут проводиться
не только в классе, но и за пределами школы
(измерения местности, работа на пришкольном
участке).
Особый вид практических методов обучения
составляют занятия на ПК.
Данная классификация не отражает познавательной
деятельности учащихся в обучении, не
отражает степень их самостоятельности
в учебной работе. Поэтому, чтобы полнее
представать характер деятельности учителя
и учащихся при использовании методов
обучения, классифицируемых по источникам
знании я, рассмотрим в следующей таблице: