Учебный метод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 17:10, реферат

Краткое описание

Существуют три группы методов обучения: словесные (один источник знания — слово), наглядные (два источника знаний — слово и наглядность) и практические (три источника знаний — слово, объект изучения и практическое обследование предмета). К группе Словесных методов Относятся рассказ, беседа, объяснение, лекция. Группу Наглядных методов Представляют демонстрации опытов, наглядных пособий, показ предметов и явлений в натуральном виде или в изображении (рисунок, схема, муляж, модель). Учитель словом организует Наблюдение, рассмотрение Изучаемого объекта, а ученики, наблюдая, осмысляют его, делают выводы и приобретают знания.

Вложенные файлы: 1 файл

методы обучения.docx

— 25.97 Кб (Скачать файл)

Учебный метод – способ передачи знаний учителем и одновременно способ усвоения их учащимися. 
Метод в самой широкой трактовке — это способ достижения цели, т. е. совокупность приемов и операций, используемых для достижения цели. Методы - основные способы работы учителя и учащихся, применяемые с целью усвоения последними знаний, умений и навыков. Существуют три группы методов обучения: словесные (один источник знания — слово), наглядные (два источника знаний — слово и наглядность) и практические (три источника знаний — слово, объект изучения и практическое обследование предмета). К группе Словесных методов Относятся рассказ, беседа, объяснение, лекция. Группу Наглядных методов Представляют демонстрации опытов, наглядных пособий, показ предметов и явлений в натуральном виде или в изображении (рисунок, схема, муляж, модель). Учитель словом организует Наблюдение, рассмотрение Изучаемого объекта, а ученики, наблюдая, осмысляют его, делают выводы и приобретают знания. ПРактические методы Используют во время лабораторных работ на уроке или практических занятиях, на экскурсии, в уголке живой природы, на школьном учебно-опытной участке. Чрезвычайное разнообразие и взаимосочетание методов обучения, их вариативность обеспечиваются различными МетодичесКими приемами. Методическими приемами называют ЭлеменТы того или иного метода, выражающие отдельные действия учителя и учащихся в процессе обучения. Методические приемы разделили на три группы: логические, организационные и технические. ЛОгические приемы Интеллектуальной деятельности: сравнение, обобщение, выявление признаков, выводы, постановка проблемы, доказательство и др. Организационными приемами Учитель направляв внимание, восприятие и работу учащихся. К Техническим приемам Относится использование различного оборудования, улучшающего познавательную работу школьников.

1. По источником передачи и характеру восприятия информации — система традиционных методов (Е.Я. Голант, И.Т. Огородников, С.И. Перовский):  
а) словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.);  
б) наглядные методы (показ, демонстрация и пр.);  
в) практические методы (лабораторные работы, сочинения и пр.).

2. По основным компонентам деятельности учителя — система методов Ю.К. Бабанского, включающая три большие группы методов обучения:  
а) методы организации и осуществлении учебной деятельности  
(словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя);  
б) методы стимулирования и мотивации учения  
(методы формирования интереса: познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении: разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);  
в) методы контроля и самоконтроля  
(устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

3. По характеру взаимной  деятельности учителя и учащихся  и уровням позновательной деятельности — система методов обучения Лернера — Скаткина:  
а) Объяснительно-иллюстративный 
Используется для первичного усвоения знаний, умений. 
Обеспечивает восприятие, осознание воспринятого и его запоминание. 
б) Инструктивно-иллюстративный (репродуктивный) 
Используется для закрепления знаний и выработки умений. Обеспечивает воспроизведение изученной информации по образцу. 
в) Исследовательский 
Используется для приведения имеющихся знаний в систему и формирования умения применять знания в новых ситуациях: в повседневной деятельности или теоретической деятельности. Обеспечивает активное усвоение новой информации путем синтеза ранее полученных знаний и вновь приобретенных. По данному методу организация учебно-воспитательного процесса строится по следующей схеме – учитель конструирует исследовательскую задачу (без всяких инструкций), а ученик ищет способ ее решения. По степени сложности в исследовательском роде методов выделяют три уровня (подрода):

4. По сочетанию внешнего  и внутреннего в деятельности  учителя и учащегося – система  методов М.И. Махмутова: включает систему методов проблемно-развивающего обучения (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный).

 

Классификация методов обучения по Верзилину: 
1) словесные 
2) наглядные 
3) практические.

Словесными называют методы, в которых главным источником знаний является слово, и применяются  они преимущественно при сообщении учащимся нового материала. 
1) Рассказ – последовательное изложение фактического материала, относящегося к изучаемой теме, проводится учителем при активном внимании учеников. Основная трудность – поддержание интереса к рассказу. Применяется когда речь идет о биографии, истории выдающихся открытий. Пути поддержания интереса: новизна излагаемого материала, демонстрация наглядных пособий во время рассказа, включение элемента беседы. Длительность его учитывается возрастными особенностями учащихся. 
Рассказ ученика: сообщение. Тема должна быть конкретной и не объемной, ограниченное время вступления 3-5 мин, учитель рекомендует литературу и дает план сообщение, сообщение рассказывается, осознается учеником.

2) Объяснение — четкое  изложение материала на основе  анализа фактов с формулировкой  выводов. Применяется в тех  случаях, когда рассказ учителя  и даже показ, не могут обеспечить  ясное понимание, когда необходимо  доказать правильность каких-либо положений и объяснить их.

3) Беседа – «вопросно-ответный»  метод обучения. Она характеризуется  участием в решении вопросов, как учителя, так и учеников. Беседа используется с целью  сообщения новых знаний, актуализации  старых и закрепления вновь  полученных, для проверки и оценки  знаний, при обсуждении результатов  фронтальных и лабораторных работ и так далее. 
Вопросы учителя должны быть краткими и точными; задаваться в логической последовательности; будить мысль ученика, заставить его задуматься, вспомнить, выделить из общего знания требуемое, произвести сравнение, анализ. 
1. Вступительная беседа – проводится или в начале изучаемой темы или в начале урока если не было опроса к новому материалу. 
2. Заключительная беседа – в конце изученной темы или в конце урока, цель – закрепление и выявление уровня усвоения материала. 
3. Проверочная беседа – фронтальный опрос. 
4. Объяснительноиллюстративная – вопросы ставятся к знакомому материалу. 
5. Поисковая или проблемная – учитель ставит вопрос к материалу, который еще не изучен. В результате возникает дискуссия.

4) Лекция — комбинированный  словесный метод (рассказ, объяснение, беседа), характеризуется большей  длительностью изложения учебного  ма­териала. Школьная отличается от вузовской, она = 20 мин., прерывается другими методами, чаще используется в старших классах, т. к. этому возрасту характерна большая устойчивость внимания. Должно быть большое количество наглядности (ветки, шишки, картины, таблицы). В урок должен быть введен соревновательный момент: составление лучшего конспекта лекции. 

Исследовательский метод 
Основные признаки: педагог организует самостоятельную работу учащихся по изучению нового знания, предлагая им задания проблемного характера и разрабатывая совместно с ними цель работы. Проблемные ситуации, как правило, возникают в ходе выполнения учащимися заданий, имеющих обычно не только теоретический, но и практический (инструментальный) характер (поиск дополнительных фактов, сведений, систематизация и анализ информации и т. д.).

 

Определение: исследовательский  метод — это обусловленная  принципами обучения система регулятивных правил подготовки учебного материала  и организации преподавателем самостоятельной  работы учащихся по решению проблемных заданий с целью усвоения ими  новых понятий и способов действий и развития у них интеллектуальной и других сфер. 
Основные функции: формирование творческого мышления и других составляющих интеллектуальной сферы, самостоятельное усвоение учащимися новых знаний и способов действий, стимулирование появления у них новых способов действий, которым их заранее не обучали; формирование мотивационной, эмоциональной, волевой сфер. 
Правила: 1) педагог, исходя из возможности и целесообразности проблемного учения, дает школьникам самостоятельную работу по решению проблемы; 2) созданием проблемной ситуации и постановкой задания по ее разрешению педагог побуждает учащихся к деятельности поискового характера; 3) контроль и оценка проводятся по рациональному способу решения познавательных заданий, по умению ставить и решать учебные проблемы, излагать результаты и доказывать свои выводы. 
П р и м е н я е т с я исследовательский метод (как более сложный) реже эвристического на доступном учащимся мате­риале, изучение которого чаще связано с выполнением практических или теоретических работ поискового характера. Этот метод применяется в форме организации и проведения лабораторных и практических работ, практикумов, при проведении общественных смотров знаний, при решении в течение нескольких уроков тематических межпредметных (интегративных) учебных проблем, при решении целостной проблемы творческими группами учащихся, при организации учебных игр.

Алгоритмический метод 
Основные п р и з н а к и: устное инструктирование учащихся; показ образца действия и алгоритма (совокупности правил и предписаний) его выполнения; наличие деятельности по образцу и алгоритму; возможны ситуации, когда алгоритмы разрабатывают сами учащиеся. 
О п р е д е л е н и е: алгоритмический метод — это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил организации учителем процесса усвоения новых знаний и способов действий (включая усвоение алгоритмов) путем предписаний и показа алгоритмов выполнения заданий№ 
Основные ф у н к ц и и: формирование у учащихся умений работать по определенным правилам и предписаниям; организация лабораторных и практических работ по инструкциям; формирование умения самостоятельно составлять новые алгоритмы деятельности. 
Основные п р а в и л а: 1) учащихся подробно инструктируют, как выполнить задание; 2) им показывается образец практического выполнения задания; 3) при выполнении задания учащиеся пользуются предложенным педагогом алго­ритмом (или разрабатывают его сами); 4) контроль и оценка осуществляется в ходе и по результатам деятельности. 
П р и м е н я я алгоритмический метод обучения, преподаватель имеет возможность показать учащимся готовые образцы действий, он дает предписания, учит самостоятельно составлять алгоритмы действий, формирует умения и навыки практической исполнительской деятельности (самостоятельное ее планирование, коррекция, контроль, разработка алгоритмов). На основе этого метода формируются индивидуальные способности усвоения новых знаний и овладения умениями. 
В основе данного метода лежит передача алгоритма действия в форме инструктажа о целях, задачах, способах выполнения предстоящего задания (зачем, что и как делать). В зависимости от уровня развития учащихся инструктаж может быть кратким, обобщенным или подробным, детальным, может проводиться в вопросно-ответной форме или с применением письменных предписаний, карточек, ТСО. Например, при выполнении лабо-раторно-практических работ можно предложить такой план деятельности: 1) Какова цель предстоящей работы? Что нужно сделать, какое новое знание усвоить, каким способом овладеть, какое умение выработать? 2) Что для этого необходимо сделать? Что нужно определить в работе? Какую закономерность необходимо проверить? Как она формулируется, как доказывается? и т. д.

К практическим методам относятся  упражнения, лабораторные и практические работы. Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся. Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.

 По степени самостоятельности  учащихся при выполнении упражнений выделяют: 
а) упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления — воспроизводящие упражнения; 
б) упражнения по применению знаний в новых условиях — тренировочные упражнения; 
Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют комментированными. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников. 
Рассмотрим особенности применения упражнений. 
Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей. 
Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими. 
К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д. 
Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер. 
К учебно-трудовым упражнениям относятся практические работы учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся. 
Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений — сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем — на воспроизведение — применение ранее усвоенного — на самостоятельный перенос изученного на нестандартные ситуации – на творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков. Крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию. 
Лабораторные работы – это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применение инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования. 
Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане. 
Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями, как-то: над ростом и развитием животных, над погодой, ветром, облачностью, поведением рек и озёр в зависимости от погоды и т.п. Практикуется в порядке лабораторной работы поручение школьникам сбора и пополнения экспонатами местных краеведческих музеев, школьных музеев, изучение фольклора своего края и др. В любом случае учитель составляет инструкцию, а ученики записывают результаты в виде отчётов, числовых показателей, графиков, схем, таблиц. Лабораторная работа может быть частью урока, занимать урок и более. 
Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обучающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения местности, работа на пришкольном участке). 
Особый вид практических методов обучения составляют занятия на ПК. 
Данная классификация не отражает познавательной деятельности учащихся в обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе. Поэтому, чтобы полнее представать характер деятельности учителя и учащихся при использовании методов обучения, классифицируемых по источникам знании я, рассмотрим в следующей таблице:

Информация о работе Учебный метод