Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 21:33, доклад
Задачей учителя начальных классов является не только развитие умственной активности у учащихся, выработка прочных и глубоких знаний, но и формирование навыка самоконтроля.
Современный урок должен обеспечить усвоение основ науки, выработку умений и навыков, специфических для каждого предмета, развивать эмоциональную восприимчивость, мотивировать на самостоятельное добывание знаний и использование их в теоретических и практических задачах.
Формирование самоконтроля и взаимоконтроля на уроках в начальной школе
Задачей учителя начальных классов является не только развитие умственной активности у учащихся, выработка прочных и глубоких знаний, но и формирование навыка самоконтроля.
Современный урок должен обеспечить усвоение основ науки, выработку умений и навыков, специфических для каждого предмета, развивать эмоциональную восприимчивость, мотивировать на самостоятельное добывание знаний и использование их в теоретических и практических задачах.
Развитие навыка самоконтроля немыслимо без развития таких психических качеств, как внимание, воображение, мышления и память. Поэтому на уроках целесообразно использовать задания по их формированию и совершенствованию.
Школьник должен овладеть приемами учебной работы, осознать себя самостоятельным в выборе способа усвоения знаний, т.е. научиться пользоваться учебной и справочной литературой, наглядными материалами, овладеть приемами, которые помогают воспринимать учебный материал (наблюдение, запоминание, создание образов, логических связей, ассоциаций).
Зачастую эти приёмы не контролируются, т.к. они происходят в уме, никак не проявляются внешне. Если учитель просить вставить пропущенные буквы и списать упражнение, или решить задачу, или выучить стихотворение, ученики с готовностью принимаются за дело, но, как и почему они делают так, остаётся скрытым. А ведь чтобы успешно справиться с заданием, необходимо точно знать, какие операции и в каком порядке надо сделать, т.е. нужно раскрыть технологию выполнения задания. Именно поэтому можно предложить детям памятки «Как учить стихотворение», «Как решать задачу», «Как правильно списывать» и т.п.
Под руководством учителя ученики должны овладеть обобщенной схемой действия. При выполнении следующих упражнений и заданий, руководствуясь усвоенными алгоритмами действий, ученики уже будут способны сконцентрировать внимание на главных вопросах и смогут выбрать рациональные способы решения учебных задач, те. Контролю подвергнется не только конечный результат, но и сам процесс выполнения задания.
Прежде чем начать контролировать свои действия, надо научиться контролировать действия других людей. Поэтому сначала надо научиться проверять тетради одноклассников. Обмен тетрадями повышает ответственность ребят, они становятся более внимательными, это заставляет их вспомнить и повторить про себя правило, т.к. им нужно будет не просто исправить механическую ошибку, но и обосновать ее исправление. Бывает, что при взаимопроверке ученик находит аналогичную ошибку, которую допустил в своей работе. Развивается зоркость. Улучшается каллиграфия, т.к. небрежно написанная буквы или цифра при взаимопроверке защитана, как ошибка. «Пиши красиво, аккуратно!»
Действенным приемом обучения самоконтролю является коллективная проверка в сочетании с контролем учителя. Такая ситуация возникает тогда, когда весь класс слушает ответ ученика и под руководством учителя проводится разбор ответа или выполненного на доске задания, устанавливаются допущенные ошибки и проводится их коллективное исправления с объяснением. Если ученики делают это же задание у себя в тетради, после устного разбора каждый должен сверить свою работу с образцом. Таким образом, дети приучаются следить за правильностью и логичностью действий других, а также критически относится к своим собственным действиям. Такие взаимные и фронтальные проверки являются переходным этапом между контролем учителя и самоконтролем учащихся.
Развитие самоконтроля у младших школьников подчинено закономерностям. Сначала он является отдельной формой деятельности. Постепенно превращается в обязательный элемент выполнения основного задания. Так как изменяется отношение ученика к самоконтролю, меняется и уровень его сформированности. Можно говорить о следующих показателях сформированного самоконтроля:
Говоря о способностях и возможностях самопроверки в начальных классах, надо учитывать уровень подготовленности и индивидуальные особенности учащихся. Возрастными особенностями младших школьников объясняется использование игровых заданий и дидактических игр с элементами соревнования. Это оживляет учебную деятельность, повышает интерес и воспитывает веру в свои силы и возможности. В результате такого построения уроков, учащиеся приучаются работать коллективно, и вместе с тем, каждый самостоятельно. Предлагаемые приемы позволяют учителю так организовать урок, чтобы дети практически тренировались контролировать на только товарищей, но и формировали навык самоконтроля:
Эти приемы будут способствовать формированию ответственности за свои действия, а, в конечном счете – сформируется привычка самоконтроля.
Сам учу, сам пишу, сам оцениваю
(элемент урока)
Рис. Дети с апельсином Мы делили апельсин,
Много нас, а он один
Рис. Ежик с долькой Эта долька – для ежа!
Апельсина
Рис. Чижик с долькой Эта долька – для чижа!
Апельсина
Рис. Утята с долькой Эта долька – для утят!
Апельсина
Рис. Котята с долькой Эта долька – для котят!
Апельсина
Рис. Бобр с долькой Эта долька – для бобра!
Апельсина
Рис. Волк с кожурой А для волка – кожура!
От апельсина
Заучивание стихотворения по плану из ситуационных картинок, отражающих содержание каждой части стихотворного текста.
Разбор орфограмм
Письмо по памяти
Самопроверка по тексту с доски
Оценка своей работы
Развитие воображения
Иллюстрации к стихотворению М. Ю. Лермонтова
«Дары Терека»
Слово вызывает образ. С опорой на образное восприятие ученики заучивают текст стихотворения, развивая память.
ДАРЫ ТЕРЕКА.
Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плачь его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:
Расступись, о старец-море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.
Я родился у Казбека,
Вскормлен грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить был готов.
Я, сынам твоим в забаву,
Разорил родной Дарьял
И валунов им на славу
Стадо целое пригнал.
Информация о работе Формирование самоконтроля и взаимоконтроля на уроках в начальной школе