Формы организации обучения и их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 08:28, реферат

Краткое описание

Наибольшее распространение как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, которую отличают следующие особенности:
— постоянный состав учеников примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);
— работа в каждом классе в соответствии с годовым планом (планирование обучения);
— учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);
— каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);
— постоянное чередование уроков (расписание);
— руководящая роль учителя (педагогическое управление);
— различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 25.25 Кб (Скачать файл)

Формы организации обучения и их характеристика

Форма организации обучения — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, «упаковка» для содержания обучения. Они возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.

Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям.

- По количеству охваченных учеников выделяется индивидуальное, групповое, фронтальное обучение.

- По месту учебы различают школьные, внешкольные формы и экстернат. К первым относятся школьные уроки, работа на пришкольном опытном участке, консультации, кружковые занятия и т.д., к внешкольным — домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на природе и т.д. А экстернат — это особая форма, предполагающая самостоятельное обучение с последующей сдачей экзаменов для получения свидетельства об образовании.

- По длительности обучения различают формы, регламентируемые педагогами, родителями, самими учениками. Среди форм, регулируемых школой и педагогами, — классический урок (45 мин), укороченное занятие (30—35 мин), а также уроки «без звонков» произвольной длительности.

Наибольшее  распространение как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, которую отличают следующие особенности:

  • постоянный состав учеников примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);
  • работа в каждом классе в соответствии с годовым планом (планирование обучения);
  • учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);
  • каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);
  • постоянное чередование уроков (расписание);
  • руководящая роль учителя (педагогическое управление);
  • различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Классно-урочная форма  имеет ряд преимуществ по сравнению  с другими формами, в частности индивидуальной:

  1. она отличается более строгой организационной структурой;
  2. она экономна, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учеников;
  3. создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития школьников.

Вместе с тем данная форма  не лишена недостатков, снижающих ее эффективность, главный среди которых — опора (ориентация) на «среднего» ученика и почти полное отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы.

Главным элементом классно-урочной системы организации обучения является урок. Урок — это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок — сложный и ответственный элемент (этап) учебного процесса: от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Поэтому основные усилия учителей направляются на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обучения. Дать хороший (качественный) урок — дело непростое даже для опытного учителя. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учеников, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.

Классно-урочная форма является главной (основной). Кроме нее, в современной школе используются и другие формы, называемые по-разному — вспомогательными, внеклассными, внеурочными, домашними, самостоятельными и т.д. Вспомогательные формы дополняют и развивают классно-урочную деятельность учеников. К ним относятся:

- консультации,

- дополнительные занятия,

- инструктажи,

- кружковые занятия,

- клубная работа,

- внеклассное чтение,

- домашняя самостоятельная работа  учеников и др.

Иногда к внеклассным формам организации обучения относят учебные экскурсии, работу на пришкольных участках, труд в мастерских, походы по родному краю, физкультурные соревнования и т.д.

 


Информация о работе Формы организации обучения и их характеристика