Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 16:05, реферат
Актуальность темы исследования: адаптация младших школьников с нарушениями речи является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой.
Цель работы – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Задачи исследования:
1. Дать общую характеристику детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Рассмотреть виды школьной дезадаптации и её факторы.
3. Раскрыть причины и проявления дезадаптации у детей с ОВЗ.
Введение
Глава 1. Школьная дезадаптация детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья………………………………..
1.1. Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья ……………………………………………………………………..
1.2. Виды школьной дезадаптации и её факторы…………………………
1.3 Причины и проявления дезадаптации у детей с ОВЗ ………………..
Глава 2. Педагогическая диагностика признаков адаптационных
нарушений, как основа индивидуализации обучения и коррекционно-развивающей помощи………………………………………………………
2.1. Место и задачи педагогической диагностики в многоуровневой системе изучения ребенка ………………………………………………….
2.2.Организация диагностической деятельности…………………………
2.3 Методы диагностической деятельности по предупреждению школьной дезадаптации…………………………………………………….
Заключение
Список литературы
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГБОУ СПО «Ирбитский гуманитарный колледж»
Специальность: 050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Характеристика школьной дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья
Реферат
Карфидова Лидия Андреевна
Курс: 3
Группа: 31- К
Форма обучения: заочная
Руководитель: Щербакова О.В.
Ирбит
2013
Оглавление
Введение |
|
Глава 1. Школьная дезадаптация детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья……………………………….. 1.1. Общая характеристика детей
с ограниченными возможностями
здоровья ……………………………………………………… 1.2. Виды школьной дезадаптации и её факторы………………………… 1.3 Причины и проявления Глава 2. Педагогическая диагностика признаков адаптационных нарушений, как основа индивидуализации обучения и коррекционно-развивающей помощи……………………………………………………… 2.1. Место и задачи педагогической
диагностики в многоуровневой
системе изучения ребенка …………… 2.2.Организация диагностической деятельности………………………… 2.3 Методы диагностической деятельности
по предупреждению школьной дезадаптации……………………………………………… Заключение Список литературы Приложение |
5
5 8 11
14
14 18
21 |
Введение
"Школьная дезадаптация" - это
нарушение приспособления
Физиологические исследования последних десятилетий показывают, что во многом способность ребенка к адаптации определяется структурно-функциональной организацией его мозга. Выявлена и безусловная зависимость адаптационных возможностей человека от особенности строения и функционирования нервной системы, но этот вопрос еще не до конца изучен. Однако однозначно установлено, что эти особенности во многом связаны и с условиями жизни и развития ребенка, включая условия его внутриутробной жизни. По данным ученых, здоровье детей и дальше будет ухудшаться, что неминуемо отразится на следующих поколениях.
Данная работа содержит в себе множество информации, которая поможет раскрыть все аспекты школьной дезадаптации. В ней представлен всесторонний анализ школьной дезадаптации, как педагогического явления, что является наиболее важным фактором в изучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Раскрываются современные научные взгляды, объясняющие предпосылки, факторы и механизмы развития адаптационных нарушений. Так же рассматриваются основные типы этих нарушений в младшем школьном возрасте детей с ОВЗ и педагогические методы их профилактики и коррекции. Особое внимание уделено организации и методам педагогического диагностирования предпосылок и признаков адаптационных нарушений, как обязательного условия обоснованного выбора адекватных форм и способов коррекционно-развивающей помощи.
Актуальность темы исследования: адаптация младших школьников с нарушениями речи является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой.
Цель работы – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Задачи исследования:
1. Дать общую характеристику детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Рассмотреть виды школьной дезадаптации и её факторы.
3. Раскрыть причины и проявления дезадаптации у детей с ОВЗ.
4. Определить место и задачи педагогической диагностики в многоуровневой системе изучения ребенка.
5. Проанализировать сущность
6. Выявить методы диагностической деятельности по предупреждению школьной дезадаптации.
Методом исследования является анализ литературы по проблеме школьной дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Глава 1. Школьная дезадаптация детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
1.1. Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут быть следующие: "дети с проблемами", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети".
Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами. (3, с.6)
Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4. Дети с нарушением опорно-
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными
Источником приспособления детей с ограниченными возможностями к окружающей среде являются сохранные психофизические функции. Глухой ребенок использует зрительный и двигательный анализаторы. Для слепого ведущими становятся слуховой анализатор, осязание, обонятельная чувствительность.
Таким образом, на развитие ребенка с ограниченными возможностями будут влиять четыре фактора:
1.Вид (тип) нарушения.
2.Степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения могут быть - ярко выраженными, слабо выраженными и почти незаметными. Степень выраженности отклонения определяет своеобразие атипичного развития. Существует прямая зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений развития нетипичного ребенка от степени и качества первичного дефекта.
3.Срок (время) возникновения первичного дефекта. Чем раньше имеет место патологическое воздействие и как следствие - повреждение речевых, сенсорных или ментальных систем, тем будут более выражены отклонения психофизического развития.
Например, у слепорожденного ребенка отсутствуют зрительные образы. Представления об окружающем мире будут у него накапливаться с помощью сохранных анализаторов и речи. В случае потери зрения в дошкольном или младшем школьном возрасте ребенок сохранит в памяти зрительные образы, что дает ему возможность познавать мир, сравнивая свои новые впечатления с сохранившимися прошлыми образами.
4.Условия окружающей
Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня умственного развития и состояния интеллекта детей с ОВЗ, поскольку эта категория дошкольников представляет исключительное разнообразие. В комплексной оценке психического развития и потенциальных возможностей детей с комплексными нарушениями для определеного содержания дальнейшего обучения важным является педагогическое обследование.
Педагогическое изучение предусматривает получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения материала, выявление особенностей образовательной деятельности дошкольников с ОВЗ.
Интересующие сведения можно получить при использовании таких методов, как непосредственная беседа с ребенком и родителями, анализ работ дошкольника (рисунков, поделок и др.), педагогическое наблюдение. Оно позволяет оценить степень сформирования деятельности в целом это ее целенаправленность, организованность, произвольность, способность к планированию действий. Особенно важно наблюдение за познавательной активностью ребенка, в процессе которого отмечается мотивационный аспект деятельности, свидетельствующий о личной зрелости дошкольника. В ходе педагогического наблюдения ребенку предлагается:
- назвать свое полное имя, фамилию, возраст,
домашний адрес;
- рассказать о семье, назвать имя и отчество
мамы, папы; место работы родителей;
- назвать имена и отчества близких взрослых,
имена сверстников;
- рассказать об основных правилах поведения
на улице, в общественных местах; о любимом
занятии дома и др.
Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ. (1,с.7)
1.2. Виды школьной дезадаптации и её факторы
Поступление ребенка в школу является переломным моментом его социализации. Практически ни у одного ребенка переход от дошкольного детства к систематическому школьному обучению не совершается плавно. Приспосабливаясь к новым условиям, организм мобилизует для этого систему
адаптационных реакций.
Термином «школьная дезадаптация» или «школьная неприспособленность» фактически определяют любые затруднения, нарушения, отклонения, возникающие у ребенка в его школьной жизни. Часто термин «школьная дезадаптация» употребляется в значении «социально-психологическая дезадаптация».
Обращается внимание на отрицательное воздействие следующих укоренившихся в школе традиций:
- привычной позы детей во время учебного процесса - согбенной, напряженно-неестественной. Исследования показали, что при таком психомоторном и нейровегетативном закрепощении уже через 10—15 мин ребенок испытывает нервно-психические нагрузки и стрессы, сравнимые с теми, что переживают космонавты при взлете;
- обедненной природными стимулами учебной среды: закрытых помещений, ограниченных пространств, заполненных однообразными, искусственно созданными элементами и лишающих детей живых чувственных впечатлений. В этих условиях происходят угасание образно-чувственного восприятия мира, сужение зрительных горизонтов, угнетение эмоциональной сферы детей;
- вербального (словесно-информационного) принципа построения учебного процесса, «книжного» изучения жизни. Некритическое восприятие готовой информации приводит к тому, что дети не могут свободно развиваться и реализовывать заложенный в них природой потенциал, теряют способность самостоятельно мыслить;
- дробного, поэлементного изучения знаний, умений и навыков, разрушающего целостность мировосприятия и миропонимания у детей;
- чрезмерного увлечения методиками интеллектуального
развития в ущерб чувственному, эмоционально-образному.
Реальный образно-чувственный мир заменяется
искусственно созданным (виртуальным)
миром букв, цифр, символов, что ведет к
расщеплению в человеке чувственного
и интеллектуального, к распаду важнейшей
психической функции — воображения. Директор
Института возрастной физиологии - М. М.
Безруких в числе негативных факторов,
действующих на ребенка в школе, выделяет:
раннее начало дошкольного систематического
обучения; несоответствие программ и технологий
обучения функциональным и возрастным
особенностям учащихся; недостаточную
квалификацию педагогов в вопросах развития
ребенка и охраны здоровья; массовую безграмотность
в этом отношении родителей.
Р.В.Овчаровой выделены также
и социально-педагогические ситуации,
порождающие дезадаптацию. К ним причислены
ситуации «взаимного безразличия», «односторонней
симпатии», «взаимной агрессии», «подавления
активности ребенка». Наибольшее дезадаптирующее
влияние на изначально уязвимых детей
— детей риска — оказывают факторы, обусловленные
нерациональной организацией образовательного
процесса в школе.
Создавая формально равные для всех учащихся условия - школа традиционной модели изначально предопределяет условия, затрудняющие, если не исключающие саму возможность личностно-ориентированного подхода, и порождает глубокое фактическое неравенство между детьми. К числу педагогических факторов, приводящих их к школьной дезадаптации, могут быть отнесены следующие: