Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 08:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика".

Вложенные файлы: 1 файл

МПЕ.docx

— 28.09 Кб (Скачать файл)

1.МПЕ естествознания-педагогическая наука. Предмет, задачи и методы исследования МПЕ.

Естествознание — это система наук о природе, совокупность естественных наук, взятая как целое.  Методика преподавания естествознания — это наука о системе и закономерностях пед процесса обучения М Ш основам наук о природе. Методика преподавания естествознания относится к системе педагогических наук и опирается на основные дидактические принципы, применительно к своеобразию изучения природоведческого материала. Объектом ее изучения является процесс преподавания курса естествознания (природоведения) в начальной школе. Природа — это окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений, это объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания. В более узком смысле природа—это объект науки, а точнее, совокупный объект естествознания.

Неорганическое естествознание изучает неживую природу (физика, химия, астрономия). Органическое естествознание изучает живую природу. (биология)

Науки, содержащие синтез и  живой и неживой природе( география, экология, биохимия, биофизика)

В начальной школе изучается  пропедевтический (подготовительный) курс естественных наук. Предмет окружающий мир в начальной школе включает основы знаний по истории и обществознанию.

Методы исследования:

1.сравнительный – исторический  анализ литературы, архивных материалов, документации, программ и учебников  в аспекте рассматриваемой проблемы.

2.Изучение массового опыта  учителей.

3.Пед наблюдение непосредственное  и опосредованное.

4.Опросные методы: анкетирование,  тестирование, контрольные срезы  и т.п

5.Педа эксперимент: констатирующий, формирующий (поисковый), контрольный

6.методы матем статистики и теории статистического вывода.

Задачи:

Правильно выделить цели нач естеств-науч обр-я

Определить принципы отбора материала и содержание учеб предмета

Разработать эффективные  методы, формы и средства его преподавания.

Выявить оптимальные условия  развития М Ш в процессе изучения нач курса естествознания.

2.История развития  МПЕ.

XVIII век

Первая половина XIX в

Вторая половина XIX в.

XX в. Развитие методики  естествознания до 1917 г

Развитие методики естествознания с 1917 по 1931 г

Развитие методики естествознания с 1931 по 1959 г

Развитие методики преподавания природоведения с 1959 по 1991 г

Развитие методики естествознания с 1991 года

Первая школа, в кот преподавались сведения из географии, была открыта в Москве при Петре 1 в 1701г. Это была школа математических и навигационных наук

В 1786 г по указу Екатерины  II были открыты главные народ училища в губернских городах и малые народ училища в уездных городах. В глав народ училищах был введен курс естественной истории.

Зарождение МПЕ связано  с именем Василия Федоровича Зуева. В 1786 году был напечатан учебник  в 2-х книгах. 1 часть – «Ископаемое  царство» - нежив природа, «прозябаемое царство» - растения. 2 часть – Животное царство. В том числе и человек.

Таким образом, уже в первом учебнике содержалось требование изучать  природу от неживого к живому и от близкого к далекому. Учебник Зуева имел практическую направленность. К учебнику был издан атлас «Фигуры по естественной истории», в кот были рисунки животных к каж уроку. Раст мир и нежив природа изучались с натуральной наглядностью. Гербарии и коллекции собирались самими учащимися во время экскурсий.

Учебник Зуева существовал  до 1809 г, затем начал заменятся  учебником Теряева «Начальное основание  ботанической философии». В школах преобладала зубрешка, наглядности  почти е было, это было связано  с введением естественной системы  Линнея. С 1828 г по указу Николая ! изъяли естествознание как несущие гибельный материализм. В 1848 г вернули естествознание сначала в гимназии, а через 2 года и в школы. В Сер.19 века огромный вклад К.Д Ушинского(1824-1870). Учение Дарвина привело к развитию методики естествознания. Основными методами изучения природы были наблюдения за окружающими объектами. Ушинский предлагает в нач школе ввести курс отечествоведения(краевед), т.е отбор содержания курса вести на основании краеведческого принципа обучения.

Д.Д Семенов издал учебник отечествоведения в 6 выпусков и разработал методику проведения экскурсий, выпустил метод пособия для УНК уроки географии в 3-х частях, им издан первый краеведческий учебник для Петербурга.. основоположником МПЕ как науки был АЯ Герд «Мир Божий»

В конце 19 века вновь убрали естествознание из начальной школы. В 1901 министерство было вынуждено вернуть  Е с 1 по 7 класс. Автором программы  был Д.Н. Кайгородов. И.И Полянский в 1904 году издал учебник о трех царствах, создана методика нач обр-я. С 1917 г началась перестройка, школа была оббъяалениа трудовой. Главными метадома стали исследовательский, экскурсионный, урок был назван пережитком старой буржуазной системы. Главный принцип обучения – краеведческий. С 1923 г введены комплексые программы, изучались не отдельные предмета, а выдвигались общие темы. В 1931 такой подход был раскритикованв постановлении ВКПБ ЦК партии о школе. Вернулись в предметы . осн форма – урок, были изданы единые программы и учебники для всей страны. Для нач школы дополн издавались учебники по краеведению(Титюрев). Сов курс природоведения был введен  в 1959, объединились сведения из курса естеств и географии. З.А. Клепинина написаны на основе сезонности, Плешаков идеи многообразия, целостности и уважения к миру. В 1 редакции ФГОС – обществознание. В ред 2004 окр мир без разделения

3.Принципы отбора  материала по предмету «Окружающий  мир». Цели изучения предмета.

В дидактике выделены общие принципы обучения:

В основе построения любого школьного курса должен лежать принцип научности, но это не означает, что школьный предмет должен стать тонной копией науки в сжатом виде. Учебный материал должен быть изложен с учетом принципа доступности. Этот принцип предполагает использование определенных правил, выработанных в педагогической науке со времен Я.А. Коменского. В их основе лежит знание возрастных особенностей детей. Важнейшие дидактические правила:

1. От простого — к сложному, от известного — к неизвестному.

2. От близкого к далекому.

Это правило лежит в  основе краеведческого принципа обучения

3. От конкретного к отвлеченному.

Это правило требует, чтобы  обобщению и выведению определенных закономерностей предшествовало знакомство с конкретными объектами и  явлениями, которые будут служить  основой для создания в сознании ребенка ярких образов окружающего  мира.

Одним из старейших в дидактике  является принцип наглядности.

При изложении материала  учебного предмета необходимо соблюдать принцип систематичности и последовательности, который отвергает изучение отдельных фактов без выяснения их значения и связи с ранее изученным материалом. Из вышеизложенного вытекает принцип преемственности знаний, который требует последовательного перехода от одного курса к другому; усложнения методов изучения предмета; последовательного развития понятий и практических умений; возрастания требований к уровню подготовки школьников; углубления и укрепления межпредметных связей.

В современной дидактике  выделен принцип сознательности и активности учащихся в обучении, согласно которому учение становится эффективным только тогда, когда ученик становится субъектом деятельности, проявляет познавательную активность.

Построение учебных программ должно осуществляться с учетом принципа практической направленности обучения. Учет данного принципа не означает изъятия из содержания предмета того материала, который не имеет практического значения.

С принципом практической направленности тесно связан краеведческий принцип обучения, являющийся специфическим принципом естественно-научного образования. На нем следует остановиться подробно.

Краеведческий принцип обучения может быть определен как нормативное положение, отражающее необходимость решения общеобразовательных задач во взаимосвязи с организацией познания учащимися своего края, с применением знаний в общественно полезной деятельности.

В последнее время в  методической литературе выделен принцип экологической направленности обучения, который требует изучать взаимосвязи, существующие в природе, учить детей прогнозировать последствия хозяйственной деятельности людей и развивать доступные природоохранные умения и навыки.

4.Экологическое  образование младших школьников  в процессе преподавания курса  естествознания.

Концепция общего среднего экологического образования рассматривает его как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природно-социалъной среде и здоровью.

Ученые-педагоги, занимающиеся вопросами экологического образования (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Сура-вегина, Л.П. Симонова и др.) считают, что целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества.

По определению Б.Т. Лихачева сущность экологической культуры может быть рассмотрена как органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности.

К компонентам экологической культуры относятся:

  • экологические знания и умения;
  • экологическое мышление;
  • ценностные ориентации;
  • экологически оправданное поведение.

В концепции непрерывного экологического образования указывается, что формирование основ экологической  культуры как качества личности включает:

  • формирование знаний о единстве природы, ее значении для жизни человека, о взаимодействии в системе человек — природа — общество;
  • формирование интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;
  • воспитание ценностных ориентации экологического характера;
  • формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам;
  • участие в активной практической деятельности по охране окружающей среды.

Экологическое содержание направлено на формирование отношений, представляющих из себя сплав знаний, чувств и действий. Оно включает научно-познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный аспекты.Научно-познавательный аспект природопользования позволяет воспринять природу как единое целое, где объекты неживой и живой природы тесно взаимосвязаны.Ценностный аспект обосновывает необходимость охраны природных объектов, комплекс нравственных, эстетических, познавательных, практических, санитарно-гигиенических и других ценностей и их значение в жизни человека.Нормативный аспект отражает нормы поведения человека в природе, знакомит с ними, приучает действовать в соответствии с ними.Деятельностный аспект предусматривает усвоение соответствующих знаний норм и правил, позволяющих оказывать реальную помощь растениям и животным, воспроизводить природные ресурсы.

Эти аспекты лежат в  основе определения основных задач начального экологического образования, которые требуют:

  • доказать ученикам, что в природе все взаимосвязано;
  • помочь понять, для чего человек должен знать природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей вЛечет за собой отрицательные последствия (и для природы и для самого человека;
  • научить строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (по А.А. Плешакову)

 

5.Краеведческий  принцип преподавания курса естествознания. Краеведческий принцип обучения может быть определен как нормативное положение, отражающее необходимость решения общеобразовательных задач во взаимосвязи с организацией познания учащимися своего края, с применением знаний в общественно полезной деятельности.

Анализ истории становления краеведческого принципа преподавания естествознания в школах России позволяет выделить несколько исторических периодов, определивших путь развития школьного краеведения.

Идея использования местного материала в преподавании зародилась в городских училищах с момента  введения в них естествознания как  учебного предмета в 1786 г. Становлением «родиноведения» и «отечествоведения» характеризовались 60-е годы XIX в., когда разрабатывалось содержание, методы и формы преподавания начального курса естествонания. У его истоков стояли такие талантливые педагоги, как К.Д. Ушинский, Д.Д.Семенов, Н.И. Бессель. Ими была доказана методическая ценность использования местного материала в обучении, определены принципы его отбора и формы изучения.

Следующий период бурного развития школьного краеведения пришелся на 1918-1931 гг., когда советская школа проходила путь становления и наблюдался кризис классно-урочной системы преподавания. В эти годы практиковалась локализация школьных программ, учебный материал изучался с использованием таких форм преподавания, как экскурсии и практические работы. Пути введения краеведческого материала в школьные программы и учебники были намечены видными советскими педагогами: Н.К. Крупской, П.Л. Блонским, А.П. Пинкевичем, СТ. Шацким. Этими учеными были заложены методологические основы конструирования учебников для начальной школы, сохраняющие актуальность в настоящее время. Однако проблема соотнесения в школьных программах и учебниках общего и локального материала так и не получила в эти-годы удовлетворительного решения.

С1931 г. интерес к краеведению  постепенно снижался.

Проблема использования краеведческого материала в начальном естественно.-научном образовании вновь возникла в 60-е годы XX в. в связи с введением в начальную школу нового предмета — природоведения. Содержание, методы и формы его изучения разрабатывали известные методисты: М.Н. Скаткин, Л.Ф. Мельчаков, З.А. Клепинина и др. С этого времени определяются принципы отбора содержания курса природоведения, помогающие наметить оптимальное сочетание общего и частного материала в школьных программах и учебниках.

Интерес к краеведению, возникший  в последние годы, объясняется  вхождением России в систему мировой культуры и необходимостью, в связи с этим, повысить уровень патриотического воспитания детей. Кроме того, стандартизация образования потребовала разработки и внедрения в базисные учебные планы национально-регионального компонента и его учебно-методического обеспечения (об этом будет сказано в следующей главе).

Многие годы велись споры о педагогическом статусе краеведения, не завершившиеся и по сей день. Однако. большинством ученых краеведение отнесено к категории педагогических принципов.

связи обучения с жизнью. Он признан в современной методике преподавания естествознания большинством ученых и дает возможность строить преподавание согласно дидактическим правилам: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому».

На основе наблюдений за окружающими  природными объектами дети убеждаются , что в природе все взаимосвязано и нарушение этих связей приводит к непоправимым экологическим последствиям. Краеведение — источник экологического образования младших школьников.

     

 

       
       
       
       
       
       


Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"