Эволюционный подход в изучении культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:13, реферат

Краткое описание

ПОЯВЛЕНИЕ дисциплины, систематически изучавшей культуры как особые формы организации жизни человека и регулярно существовавшей в ряде европейских стран, обычно датируется примерно 50-ми годами XIX в. Это не означает, что до этого времени не было культурологических концепций и что особенности жизнедеятельности различных народов не были предметом анализа историков, философов, географов и т. д. Речь идет о формировании самостоятельной дисциплины, исследовавшей историческое развитие культур, осуществлявшей сравнительный анализ их различных типов, изучавшей закономерности функционирования и структурной организации, взаимодействие с природными условиями.

Вложенные файлы: 1 файл

эволюц.docx

— 33.16 Кб (Скачать файл)

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ

1. Исторические условия  и теоретические предпосылки  появления науки о культуре

ПОЯВЛЕНИЕ дисциплины, систематически изучавшей культуры как особые формы  организации жизни человека и  регулярно существовавшей в ряде европейских стран, обычно датируется примерно 50-ми годами XIX в. Это не означает, что до этого времени не было культурологических концепций и что особенности  жизнедеятельности различных народов  не были предметом анализа историков, философов, географов и т. д. Речь идет о формировании самостоятельной  дисциплины, исследовавшей историческое развитие культур, осуществлявшей сравнительный  анализ их различных типов, изучавшей  закономерности функционирования и  структурной организации, взаимодействие с природными условиями. Несколько  позднее, в конце XIX в., были основаны кафедры в университетах и  даже созданы целые институты, главной  задачей которых было изучение культур  в историческом и структурно-функциональном аспектах. Независимо от способа, метода, предметной области исследований все  они опирались на описания самых  различных сторон жизни и быта многочисленных народов, населявших в  прошлом Землю и живущих на ней поныне (конкретно-этнографические  исследования). Для систематизации, обобщения конкретно-эмпирических данных использовались различные методы, приемы, создавались теории культур, культурологические концепции, упорядочивающие  разнообразные разрозненные сведения в единую целостную картину. Оформлению изучения культур в самостоятельную  дисциплину способствовал ряд обстоятельств  и исторических условий.

Среди них необходимо выделить по крайней мере три момента. Первый - это открытие европейцами в XVIII-XIX вв. все новых и новых земель и продолжение колониальной экспансии  Англией (проникновение в Южную  Африку, постепенное покорение Индии, захват Индонезии и т. д.), Францией (покорение Алжира, захват ряда архипелагов  в Полинезии (Таити), захват Южного Вьетнама) и т. д. Расширение экономических  и хозяйственных контактов вело к быстрому росту этнографических  сведений. В свою очередь возрастание  экономического влияния породило необходимость  исследования культур народов для  обеспечения управления ими.

Второй момент - это разработка проблем истории и теории культуры в трудах философов эпохи Просвещения. Имеются в виду идеи географического  детерминизма, основной тезис которого: человек, народы, обычаи - продукты воздействия  окружающих природных условий (Монтескье). Широко распространилась теория "благородного дикаря", живущего по естественным законам  природы (Руссо, Дидро и др.). Тогда  же была разработана схема общеисторических стадий культурного развития (Тюрго, Вольтер, Кондорсе). Кроме этого, делались попытки совместить эти общечеловеческие стадии развития с идеей национального  своеобразия каждого конкретного  народа, высокой ценности каждой конкретной культуры (Гердер).

И наконец, последнее обстоятельство - это утверждение эволюционного  мировоззрения благодаря появлению  космогонической гипотезы И.Канта (1755) и П.Лапласа (1796) в астрономии, эволюционного  подхода в геологии Ч.Лайелля (1830-1833) и др. Особое значение имело применение принципа развития в биологии Ж .Ламарком (1809), К.Бэром (1829-1837) и построение общеорганической теории эволюции Ч.Дарвином и А.Уоллесом (50-е годы). Поэтому, естественно, идея эволюции, развития, одерживавшая победу в различных отраслях знания и  вытеснявшая из них полубогословские взгляды, проникла в область изучения человека и культуры.

В середине XIX в. и даже несколько  ранее в европейских странах  организовывались географические, антропологические, этнологические общества, в которых  аккумулировались сведения об особенностях развития и функционирования различных  культур. Первым было создано "Парижское  общество этнологии" (1839), впоследствии реорганизованное в "Общество антропологии" (1859). В Нью-Йорке в 1842 г. сформировалось "Американское этнологическое общество". В Англии в 1843 г. было открыто "Этнологическое общество", а в 1863 г. оно было дополнено  еще и "Антропологическим обществом", которые при объединении в 1871 г. образовали "Королевский антропологический  институт Великобритании и Ирландии". В Германии "Общество антропологии, этнологии и доистории" сформировалось в 1869 г.

Наряду с этими организациями  центрами по изучению культур стали  антропологические и этнографические  музеи, такие, как музеи в Будапеште (1872), Стокгольме (1874), Париже (1877), Роттердаме (1883), Варшаве (1888) и т. д. С большим  вниманием к изучению разнообразных  культур относились в США, где  был открыт целый ряд антропологических  музеев. Наиболее известны из них Чикагский  музей естественной истории (1893), музей  Карнеги в Питтсбурге (1895, Пенсильвания), музей антропологии в Беркли (1901, Калифорния).

Окончательным этапом в организационном  оформлении изучения культур (независимо от того, называлась ли дисциплина этнологией, социальной или культурной антропологией) было появление специальных периодических  изданий: в Англии - "Фольклор" (1890) и "Человек" (1901), в Германии - "Ethnologica" (1909), в США - "Американский антрополог" (1899).

2. Первые эволюционистские  теории культур

В АТМОСФЕРЕ живейшего  интереса к жизни народов в  условиях других культур почти одновременно в Германии, Франции, Австрии, Англии и США появились первые эволюционистские концепции культуры. Основные черты  этого подхода: идея единства человеческого  рода и единообразия развития культур, прямая однолинейность этого развития - от простого к сложному, очень часто  обязательность выделенных стадий развития для всех обществ, идея общественного  прогресса и исторического оптимизма, просветительско-рационалистический идеал будущего развития культур, психологическое  обоснование явлений культуры и  нередко выведение закономерностей  развития обществ из психических  свойств индивида. Важнейшими его  представителями являются: в Англии - Г.Спенсер, Дж.Мак-Леннан, Дж.Лебок, Э.Тайлор, Дж.Фрезер; в Германии - А.Бастиан, Т.Вайц, Ю.Липперт; во Франции - Ш.Летурно; в  США - Л.Г.Морган.

Касаясь характеристики предметной области и задач, которые ставили  перед собой первые исследователи  культур, необходимо выделить основополагающую идею практически всех теорий культур. Это идея создания общей науки  о человеке и культуре, независимо от того, как назывались дисциплины, - культурная или социальная антропология, культурология или просто антропология. Главными предметными областями  исследований были стадии развития культур, исторические формы брака и семьи, выяснение причин ряда запретов (табу), обычаев (экзогамия), анализ культурного  своеобразия первых форм религии.

А.Бастиан (1826-1905) одним из первых создал эволюционную концепцию  культур. Его центральный труд "Человек  в истории" (1860) имеет подзаголовок "К обоснованию психологического мировоззрения". Книга состоит  из трех томов, названия которых много  говорят об особенностях его концепции  культур ("Психология как естественная наука"; "Психология и мифология"; "Политическая психология"). Автор использует психологический метод в исследовании культур и человеческого духа. Единством человеческой психики обусловливается единство человеческой культуры. Каждый народ порождает определенный круг идей, остающийся неизменным, пока он живет изолированно. При общении с другими народами в круг идей вводятся новые положения, побуждающие к новым формам деятельности. Естественно-научный метод А.Бастиана состоял в психологической интерпретации клеточной теории. "Клетки" или "измерительные единицы" были у Бастиана "элементарными идеями". По его мнению, они лежали в основе всех явлений и давали ключ к пониманию исторического развития, которое конкретно проявлялось в различных провинциях земного шара в виде "этнических идей" более высокого уровня организации, чем "элементарные идеи". Он стремился свести все многообразие явлений культур к немногочисленным основным элементам, совокупность которых и составляла его теоретическую конструкцию.

В те же годы опубликовал  свои работы Т.Вайц (1821-1864). Его шеститомная "Антропология естественных народов" (1858-1872) была посвящена созданию новой  науки, которая должна была бы объединить антропологические, психологические  и культурно-исторические подходы  к анализу культур. Важнейшей  задачей новой науки Вайц считал изучение психических, моральных и  интеллектуальных способностей людей. Он отвергал идею прямого влияния  географической среды на культуру людей  и исходил в своих исследованиях  из идеи единства человечества.

Английский ученый Дж.Мак-Леннан (1827-1881) делал акцент в своих исследованиях  на брачно-семейных отношениях как  стороне культуры. Большую известность  получила его книга "Первобытный  брак" (1865). Он привлек внимание ученых мира к любопытным особенностям обычаев, существовавших в различных культурах: брак через похищение, экзогамию (запрещение брачно-семейных отношений внутри кровнородственного коллектива), полиандрию (многомужество). Достаточно непривычным для европейцев казался обычай иметь одной женщине  нескольких мужей. Мак-Леннан выделял  два типа полиандрии:

"наирский тип", когда  мужья женщины не родственны  между собой, и "тибетский  тип", где они являются родными  братьями. Именно распространением  этого обычая Мак-Леннан объяснял  женский счет родства.

Не был чужд английский исследователь теоретическим построениям  эволюционистского характера, сделав основной акцент на единстве человеческой культуры, на сходстве "семей человечества", которое намного превышало их различия. В 1870 г. вышла еще одна работа Мак-Леннана "О почитании животных и растений", послужившая первичным  импульсом к изучению первобытных  форм религии, прежде всего тотемизма.

Во Франции эволюционный подход к изучению культур формировался в рамках социологии, что наложило отпечаток на особенности его  развития и изучения культур в  стране в целом. О.Конт - один из создателей социологии - составил эволюционную периодизацию исторического процесса. Первобытный  период истории он подразделил в  соответствии с формами религиозных  верований: фетишизм (охотничье хозяйство), политеизм (скотоводство) и монотеизм (земледелие). Последователями О.Конта  стали Ш.Летурно и Э.Дюркгейм. Направление в изучении культур, существовавшее во Франции в конце XIX - первой половине XX в., называют социологическим.

3. Эволюционистская концепция  культуры Э.Тайлора

АНГЛИЙСКИЙ ученый Тайлор (1832-1917) первоначально готовился  к торгово-промышленной деятельности. Но судьба распорядилась иначе. Оказавшись волей обстоятельств в 1855 г. в  Америке, он серьезно заинтересовался  изучением древних культур этого  континента. Возвратившись на родину, он все свое время начал отдавать изучению традиционных культур. В 1865 г. Тайлор издал свой первый труд "Исследования в области древней истории  человечества". В нем он отстаивал  идею прогрессивного развития культуры от эпохи дикости до современной  цивилизации. Различия в быте и культуре отдельных народов Э.Тайлор объяснял неодинаковостью достигнутых ими  ступеней развития. За первой работой  последовали "Первобытная культура" (1871), "Антропология" (1881), "О методе исследования развития учреждений" (1888). Официальную должность (хранитель  этнографического музея в Оксфорде) ученый занял лишь в 1883 г. В 1886 г. он стал профессором открывшейся в Оксфордском  университете кафедры антропологии.

Свою эволюционистскую концепцию  развития культур Тайлор наиболее полно  изложил в книге "Первобытная  культура". В ней он всесторонне  развивал идею прогрессивного развития культур, противопоставляя ее "теории вырождения" графа Ж . де Местра. Суть последней можно свести к двум положениям. Во-первых, история культуры начинается с появления на Земле  полуцивилизованной расы людей; во-вторых, с этой стадии культура пошла двумя  путями: назад, к обществу дикарей, и  вперед, к цивилизованным людям. Данная теория стремилась сгладить некоторые  противоречия креационистско-богословской концепции. Согласно религиозным представлениям, люди были сотворены уже с определенным (и немалым) уровнем культуры. Сыновья  Адама занимались земледелием и  скотоводством, их ближайшие потомки  построили корабль-ковчег и пытались сложить из обожженного кирпича  Вавилонскую башню. Но тогда откуда взялись дикие охотники и рыболовы? Они постепенно деградировали и  стали носителями низшей культуры.

Э.Тайлор не отрицал возможности  регрессивных изменений в культурах  в результате исторических или природных  катаклизмов, но при этом утверждал, что магистральным направлением в истории человечества является эволюционное прогрессивное развитие культур. Он считал также, что направление  этого развития самоочевидно, ибо  очень "много известно фактов, которые  по своей последовательности могут  быть размещены в одном определенном порядке, но никак не в обратном" (1) . Тайлор был убежден, что все  культуры должны пройти примерно те же стадии в общекультурном развитии, что и цивилизованные (европейские  страны), от невежественного состояния  к просвещенному, когда все большую  роль должны играть рационалистическая наука и идеология.

Идеалом, образцом для него были точные, естественные, науки. В  своих исследованиях Э.Тайлор пытался  применить естественно-научную систематику. Единицы изучения для него - отдельные  элементы культуры. Это или отдельные  категории материальной культуры (орудия труда, копья, лук и стрелы, ткани), или явления духовной культуры (мифы, жертвоприношения, ритуалы и т. д.).

Все явления культуры Тайлор уподоблял "видам растений и животных, изучаемых натуралистами". По его  мнению, "история человечества есть часть или даже частичка истории  природы и человеческие мысли, желания  и действия сообразуются с законами столь же определенными, как и  те, которые управляют движением  волн, сочетанием химических элементов  и ростом растений и животных".

К числу важнейших закономерностей  Э.Тайлор относил "общее сходство природы человека" и "общее  сходство обстоятельств его жизни". Все народы и все культуры соединены  между собой в непрерывный  и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд. Особо Тайлор подчеркивал постепенный характер эволюции, развитие от простого к сложному.

Естественно-научный метод  Э.Тайлора страдал существенным недостатком: эволюция явлений или  элементов культуры изучалась вне  зависимости и связи их друг с  другом. Культура есть лишь совокупность, по его определению, орудий труда, оружия, техники, обрядов, верований, ритуалов и т. д. Она не представляет целостного явления. Однако Тайлор сам ощущал недостатки такого способа изучения и понимал, что явления культуры тесно связаны  между собой. Он писал "о том  молчаливом согласии, или единодушии, которое в такой сильной степени  побуждает целые народы соединяться  в употреблении общего языка, в исповедании  общей религии, в достижении общего уровня искусства и знания" (2) . Но эти положения никак не влияли на ход его же исследований и обобщений, в том числе изложенных в книге "Первобытная культура". Тем  не менее приемы естественно-научного изучения явлений культуры, поиска их общих черт впоследствии получили название типологического сравнения  и стали составной частью сравнительно-исторического  метода. В процессе изучения культур  Э.Тайлор применял также "метод пережитков". Под пережитком он понимал "живое  свидетельство или памятник прошлого" , "те обряды, обычаи, воззрения и  прочее, которые, будучи в силу привычки перенесены из одной стадии культуры, свойственной ей, в другую, более  позднюю, остаются живым свидетельством или памятником прошлого" (3) . Таких "пережитков", сохранившихся от древних времен, Э.Тайлор во множестве  находил в быту народов Европы современной ему эпохи. Например, пожелание здоровья при чихании - остаток веры в то, что через  отверстие в голове могут войти  или выйти духи, жертвоприношения при закладке зданий, предубеждения  против оживления утопленников и  т. д. На основании таких следов более  древней культуры можно было реконструировать прежние культуры.

Информация о работе Эволюционный подход в изучении культуры