Экономическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 18:23, реферат

Краткое описание

Открыть для себя мир детей может только тот, кому интересны и кто их знает. Дошкольники чрезвычайно чувствительны к разному рода воздействиям. Ребенок как губка, впитывает впечатления, знания, стили поведения педагога, работающего с ним. Поэтому как стихийное, так специально организованное обучение и воспитание во многом определяют особенности его психического, физического и интеллектуального развития.

Вложенные файлы: 1 файл

экономичческое воспитание дошкольников.docx

— 16.53 Кб (Скачать файл)

Белорусский государственный педагогический университет имени М.Танка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономическое воспитание детей дошкольного возраста

 

 

 

 

 

                                                         Выполнила Верхола Ольга

                                                               студентка ФДО, 201 группы

 

 

 

Минск ,2015

Открыть для себя мир детей может только тот, кому интересны и кто их знает. Дошкольники чрезвычайно чувствительны к разному рода воздействиям. Ребенок как губка, впитывает впечатления, знания, стили поведения педагога, работающего с ним. Поэтому как стихийное, так специально организованное обучение и воспитание во многом определяют особенности его психического, физического и интеллектуального развития. Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у ребенка с помощью взрослого складываются необходимые качества и свойства личности.

Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие за пределами системы образования, являясь очевидцем активного становления рыночного механизма хозяйствования, требующего от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, признала, что экономическое воспитание детей дошкольного возраста-глобальная социальная проблема, неотделимая от ребенка с самых ранних лет его жизни. Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область «разумного ведения домашнего хозяйства», искусство его ведения экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений: научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию; с помощью игр, экономических задач, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений; объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, и нравственными-«бережливость, честность, экономичность достоинство, щедрость»; научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней; вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Экономическое воспитание-важный компонент в развитии и воспитании ребенка, так как мы стали очевидцами активного становления рыночного механизма хозяйствования, «коммерческого образа жизни», требующего от современного человека особых качеств, особой экономической культуры. Другими словами, современным детям предстоит жить в новых условиях, овладевать принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний, профессиональных и личностных качеств.

В дошкольной педагогике проблема экономического воспитания и обучения расматривается как составная часть трудового воспитания. В последнее время данная проблема рассматривается как некий синтез трудового, нравственного и экономического воспитания. Исследования А.Д.Шатовой посвящены проблеме изучения возможности экономического образования и воспитания в условиях дошкольно-образовательных учреждений. Проблемы формирования экономических знаний, понятий, категорий, развития экономического мышления практически не рассматривались и недостаточно изучены в дошкольной педагогике и психологии. Несмотря на отсутствие научно-теоретического обоснования данной проблемы в области дошкольного воспитания, учебных программ, технологии формирования экономических знаний, развития экономического мышления, многие дошкольные учреждения осуществляют работу по экономическому образованию и воспитанию, порой на чисто интуитивном уровне.

Занятия по экономике можно проводитиь в различных формах. Это занятия-путешествия, занятия-соревнования, беседы, экскурсии, экономические викторины. Прежде всего, нужно создать в группе предметно-развивающую среду-то пространство, в котором ребенок живет и развивается. Например, можно сделать так: на видном месте, на полке, расположить карточки с экономическими понятиями, положить экономическую карту, по которой дети любят путешествовать. Здесь же поставить кукол-гнома Эконома и царицу Экономики. Эти сказочные персонажи помогают детям усвоить новые сложные понятия («потребности», «ресурсы», «товар» и т.д.). На стене повесить «экономическое дерево» с необычными листочками: «услуги», «товары», «бартер» и др.

Кроме задач, можно предложить детям много интересных и познавательных заданий: ребусы, головоломки, проблемные ситуации, загадки на темы экономики. При изучении новых тем и при закреплении старых активно использовать элементы теории решения изобретательских задач: дети определяют различные потребности человека, животных, растений, используя морфологические таблицы, фантастические гипотезы, игры «Хорошо-плохо», «Да-нет», «Верно-неверно».

Особенно любимы детьми «практические занятия». Например, во время экскурсии в разные магазины дети видят, что у каждого продавца есть свое рабочее место, инструменты и оборудование. Отмечают, как оформлены витрины, рассматривают ассортимент товаров с ценниками, прослеживают за процессом купли-продажи, а затем, конечно с разрешения родителей, делают свои первые покупки. Посещение рынка раскрыло его отличия от магазина, специфику купли-продажи (свободные цены, больше продавцов и покупателей, возможность поторговаться с продавцом). Обсуждая в группе, чем отличвется продажа товаров на рынке от продажи товаров в магазине, ребенок познает такие экономические явления, конкурентность, свободные цены.

Очень заинтересовывают ребят и рекламные игры. На занятии они наперебой рекламируют лучшие товары, подчеркивая их привлекательный внешний вид, многофункциональность, преимущества. Даже когда в качестве «объекта» предлагают бывшие в употреблении, имеющие не очень привлекательный вид игрушки, дети придумали рекламу о том, как по-другому можно их использовать в деле.

Так как игра-это ведущий деятельности у дошкольников, то конечно дети лучше всего усваивают элементарные экономические знания в различных играх. Вот например такие игры:

Игра «Хочу и надо».

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

Правила: определить, к какому понятию-«хочу» или «надо»,-относится изображенный на картонке предмет, и приклеить картинку.

Материал: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы; игровое поле.

Игра «Где пригодится».

Цель: уточнить использование данного продукта.

Правила: соединить линиями кушанья и растения, из которых они готовится.

Материал: слева на карте изображены растения, справа-готовые блюда.

Слева: яблоко, земляника, огурец, рис, морковь.

Справа: гречневая крупа, плов, салат, каша, варенье, повидло, сок.

Игра: «Кто что производит».

Цель: подчеркнуть, что для выполнения различных работ необходимы определенные знания и умения.

Правила: соединить стрелочкой, кто что производит.

Материал: изображения готовой продукции, людей разных професий; карандаш. Повар у плиты, Токарь у станка. Садовод в саду, художник за мольбертом, портной за швейной машиной.

Проведение вышеперечисленных занятий игр у дошкольников способствует: формированию экономического сознания дошкольника; приближению к реальной жизни; пробуждению экономического мышления; получению знаний об основных профессиях и умению рассказывать о них; умению честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремлению доводить начатое дело до конца и строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. 

 


Информация о работе Экономическое воспитание детей дошкольного возраста