Эффективные способы формирования у студентов межличностных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 10:09, курсовая работа

Краткое описание

Психологи отмечают, что большое значение для развития личности имеет состояние полного душевного, физического и социального благополучия.
Поэтому основными задачами в период становления характера являются :
- формирование интереса к другому человеку как к личности;
- развитие интереса к себе, стремление разобраться в себе, формирование первичных навыков самоанализа;
- формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1.Проблема формирования навыков межличностных отношений подростков в психолого-педагогической литературе……. …………………. 5
Глава 2. Экспериментальная деятельность по формированию у студентов навыков межличностных отношений ……………………….. 13

Заключение …………………………………………………………. 22
Список литературы………………………………………………….. 24

Вложенные файлы: 1 файл

конкурсная работа Сингирцевой.doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

 


 


РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС

«Грани педагогического мастерства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ

У СТУДЕНТОВ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор работы:

Сингирцева Ирина Павловна

Занимаемая должность: преподаватель психологических дисциплин

Место выполнения работы:

ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………… 3

 

Глава 1.Проблема формирования навыков межличностных отношений подростков в психолого-педагогической литературе……. ………………….   5

 

Глава 2. Экспериментальная деятельность по формированию у студентов навыков межличностных отношений  ………………………..      13

 

 

           Заключение   ………………………………………………………….      22

 

Список литературы…………………………………………………..      24

 

Приложение…………………………………………………………..       27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сегодня в российском обществе идет процесс переосмысления идей, теорий, исторических фактов и важно, чтобы не было упущено еще одно поколение молодых людей в смысле ценностных ориентаций. Нравственно-правовые ценности жизни человека общества остались прежними: Добро, Милосердие, Сострадание, Патриотизм, Любовь, Взаимопомощь, Честь, Совесть и т. д.

Педагог во все времена ставил на первое место воспитание Человека и Гражданина, патриота своей Родины. Совершенствуется методика, приходит на помощь учителю-воспитателю научно-технический прогресс, но сохранилось творчество учителя в педагогических коллективах. Значит, процесс воспитания вышел на новый виток развития образования.

 В психологической  науке  накоплен широкий материал о  развитии мотивационной и познавательной  сферы, о становлении самосознания, о специфике общения подростков со взрослыми и сверстниками.

Психологи отмечают, что большое значение для развития личности имеет состояние полного душевного, физического и социального благополучия.

Поэтому основными задачами в период становления характера являются :

- формирование интереса к другому  человеку как к личности;

- развитие интереса к себе, стремление  разобраться в себе, формирование первичных навыков самоанализа;

- формирование адекватных форм  утверждения самостоятельности, личностной  автономии;

- развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;

- развитие форм и навыков  межличностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;

- развитие форм сочувствия и сопереживания другим людям.

Вместе с тем изменения, происходящие в современном обществе, привели к распаду моральных ценностей, ослаблению социального  института семьи и обусловили трудности  самоопределения молодежи в социуме, их умения устанавливать  адекватные межличностные взаимоотношения.

Все это обусловило актуальность темы исследования «Эффективные способы формирования у студентов навыков межличностных отношений»

Цель исследования – исследовать эффективные способы деятельности по формированию межличностных отношений студентов

Поставленная цель позволила определить задачи исследования:

1. Рассмотреть проблему формирования навыков межличностного взаимодействия подростков в психолого-педагогической литературе

2.  Разработать и провести апробацию комплексно-целевой программы по формированию навыков межличностных  отношений у студентов

 

 

Объект исследования – процесс формирования личности и межличностных отношений в процессе общения

Предметом исследования выступают эффективные способы организации деятельности по формированию межличностных отношений студентов

Для решения поставленных задач использовалась комплексная система методов: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, анкетирование,  тренинг.

Теоретическая значимость  исследования состоит в структурировании материала по проблеме.

Практическая значимость определяется  возможностью использования практических материалов исследования классными руководителями, социальными педагогами в процессе учебно-воспитательной работы.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос воспитания для современных

обществ – вопрос жизни и смерти,

вопрос, от которого зависит будущее.

Э. Реан

 

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ  В ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

   Межличностные отношения  являются  составной  частью  взаимодействия  и рассматриваются в его контексте. Межличностные отношения  —  это  объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми.  В  их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния  взаимодействующих  людей и  их  психологические  особенности.  В   отличие   от   деловых   отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.

      Развитие  межличностных  отношений  обусловливается  полом,  возрастом, национальностью  и  многими  другими  факторами.  У  женщин   круг   общения значительно меньше, чем у мужчин. В  межличностном  общении  они  испытывают потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации  о  себе. Они чаще жалуются на одиночество (И.  С.  Кон).  Для  женщин  более значимы особенности, проявляющиеся  в  межличностных  отношениях,  а  для  мужчин  — деловые качества. В  разных  национальных  общностях  межперсональные  связи строятся с учетом положения человека в  обществе,  половозрастных  статусов, принадлежности к различным социальным слоям и др.

      Процесс  развития межличностных отношений  включает  в  себя  динамику, механизм  регулирования межперсональных  отношений и условия их развития.        Межличностные  отношения  развиваются  в  динамике:  они  зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего  могут  постепенно ослабляться, Динамика развития межличностных  отношений  проходит  несколько этапов:  знакомство,  приятельские,  товарищеские  и  дружеские   отношения. Знакомства осуществляются в зависимости от  социокультурных  норм  общества. Приятельские  отношения  формируют   готовность   к   дальнейшему   развитию межличностных  отношений.  На  этапе   товарищеских   отношений   происходит сближение  взглядов  и  оказание  поддержки  друг  другу  (недаром   говорят «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию»). Дружеские отношения  имеют общее предметное содержание — общность интересов, целей  деятельности  и  т. д. Можно  выделить  утилитарную  (инструментально-деловую)  и  эмоционально- экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу (И. С. Кон).

      Механизмом  развития межличностных отношений  является эмпатия —  отклик  одной личности на переживания  другой. Эмпатия имеет  несколько  уровней  (Н. Н. Обозов). Первый уровень  включает  когнитивную  эмпатию,  проявляющуюся  в виде  понимания  психического  состояния  другого  человека  (без  изменения своего состояния). Второй уровень предполагает эмпатию  в  форме  не  только понимания состояния объекта, но и сопереживания  ему,  т.  е.  эмоциональную эмпатию. [34, с 18] Третий уровень  включает  когнитивные,  эмоциональные  и,  главное, поведенческие  компоненты.   Данный   уровень   предполагает   межличностную идентификацию, которая является  мысленной  (воспринимаемой  и  понимаемой), чувственной (сопереживаемой)  и  действенной.  Между  этими  тремя  уровнями эмпатии  существуют   сложные   иерархически   организованные   взаимосвязи. Различные формы эмпатии и ее интенсивности могут быть присущи как  субъекту, так  и  объекту  общения.   Высокий   уровень   эмпатийности   обусловливает эмоциональность, отзывчивость и др.

      Условия  развития межличностных  отношений  существенно  влияют  на  их  динамику и формы проявления. В городских условиях, по сравнению  с  сельской местностью, межличностные  контакты более многочисленны, быстро  заводятся  и так  же  быстро  прерываются.  Влияние   временного   фактора   различно   в  зависимости  от   этнической   среды:   в   восточных   культурах   развитие межличностных отношений  как  бы  растянуто  во  времени,  а  в  западных  спрессовано, динамично.[9,с.18]

      Одна  из  главных  тенденций  переходного  возраста  –  переориентация общения с родителей, учителей и вообще  старших  на  ровесников,  более  или менее равных по положению.       Потребность в общении  со  сверстниками,  которых  не  могут  заменить родители, возникает у детей очень рано и  с  возрастом  усиливается.  Уже  у дошкольников отсутствие общества  сверстников  отрицательно  сказывается  на развитии  коммуникативных  способностей   и   самосознания.   Поведение   же подростков по своей сути является коллективно-групповым.    В процессе общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния.

Общение со сверстниками у подростков столь же эмоционально, что и увлечения. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подростковая дружба - сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать (а для этого нужно иметь сходные проблемы или такой же взгляд на мир человеческих отношений), становится своеобразным психотерапевтом. Он может помочь не только лучше понять себя, но и преодолеть неуверенность в своих силах, бесконечные сомнения в собственной ценности, почувствовать себя личностью. Если же друг, занятый своими, тоже сложными подростковыми делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений. И тогда подросток, чувствуя себя одиноким, снова будет искать идеал и стремиться к как можно более полному пониманию, при котором тебя, несмотря ни на что, любят и ценят. Вспомним старый фильм «Доживем до понедельника». Представление о счастье мальчик смог отразить в одной фразе: «Счастье - это когда тебя понимают».[22, с. 297]

 Во-первых, общение сверстников  очень важный канал информации; по  нему подростки узнают многие  необходимые им вещи, которые  им  по  тем  или  иным причинам  не сообщают взрослые,  например,  подавляющую  часть  информации  о вопросам пола подросток  получает  от  сверстников,  поэтому  их  отсутствие может задержать его психосексуальное развитие  или  придать  ему  нездоровый характер.

      Во-вторых, это специфический вид  межличностных  отношений.  Групповая игра и  другие виды совместной деятельности вырабатывают  необходимые  навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной инициативе  и  в то  же  время  отстаивать  свои  права,  соотносить  личностные  интересы  с общественными.  Вне  общества  сверстников,  где   взаимодействия   строятся принципиально  на  равных  началах  и  статус   надо   заслужить   и   уметь поддерживать,  ребенок   не   может   вырабатывать   необходимых   взрослому коммуникативных  качеств,  соревновательность   групповых   взаимоотношений, которой нет  в  отношениях  с  родителями,  также  служит  ценной  жизненной школой.

      В-третьих, это специфический  вид  эмоционального  контакта.  Сознание групповой  принадлежности,   солидарности,  товарищеской   взаимопомощи   не только  облегчает  подростку  автономизацию  от  взрослых,  но  и  дает  ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

      Психология  общения  в  подростковом  возрасте  строится   на   основе противоречивого  переплетения двух потребностей: обособления  (приватизации) и аффиляции, то есть потребности в  принадлежности,  включенности  в  какую- либо группу, общность.

      Обособление  чаще всего проявляется в эмансипации  от контроля  старших. Однако оно  действует и в отношениях со сверстниками.

      Усиливается   потребность   не   только   в   социальной,   но   и   в пространственной автономии, неприкосновенности своего личного пространства. Однако   кроме   спокойного   умиротворенного   уединения   существует мучительное и напряженное  одиночество  –  тоска,  субъективное  состояние душевной  и  духовной  изоляции,  непонятности,  чувство   неудовлетворенной потребности в общении, человеческой близости.       Чувство  одиночества  и  неприкаянности,   связанное   с   возрастными трудностями становления личности, порождает у  подростков  неутолимую  жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят  или надеются  найти  то,   в   чем   им   отказывают   взрослые:   спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значимости.[2,с.19]      Напряженная потребность в общении и аффиляции  превращается  у  многих ребят в непобедимое стадное чувство: они не могут не  только  дня,  но  часа пробыть вне своей , а если своей  нет  –  какой  угодно  компании.  Особенно сильна такая потребность у мальчиков.

      При сходстве  внешних контуров социального  поведения глубинные  мотивы, скрывающиеся  за  юношеской  потребностью  в  аффиляции,   индивидуальны   и многообразны. Один ищет в  обществе  сверстников  подкрепления  самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другому важно  чувство  эмоциональной сопричастности, слитности с группой. Третий черпает  недостающую  информацию и коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет  потребность  властвовать, командовать  другими.  Большей  частью  эти   мотивы   и   переплетения   не осознаются.

Информация о работе Эффективные способы формирования у студентов межличностных отношений