Ян Амос Каменский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 12:26, реферат

Краткое описание

Ян Амос Коменский 28.3.1592, Нивнице, ныне близ Угерске-Градиште (Чехия), —15.11.1670, Амстердам] - чешский мыслитель, педагог, общественный деятель.
Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608—10 гг. учился в латинской школе, затем в Херборнской академии и Гейдельбергском университете (1611—14), куда был направлен общиной для подготовки к проповеднической деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

мини-реферат ЯН АМОС КАМЕНСКИЙ.docx

— 80.21 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования  
«Московский педагогический государственный университет»

 

Факультет начального образования  
кафедра педагогики начального обучения  
 

 
Мини-реферат  
по истории педагогики на тему: 
«Ян Амос Каменский» 
 

 


 

 

Работу выполнила:  
студентка 2 курса, 206 группы 
очной формы обучения  
Сердечнова Анастасия Евгеньевна

 

Работу проверила:  
Кандидат педагогических наук, доцент  
Олейникова Марина Анатольевна

 

 

 

 

 

 

Москва 2013г.

 Биография

Ян Амос Коменский 28.3.1592, Нивнице, ныне близ Угерске-Градиште (Чехия), —15.11.1670, Амстердам] - чешский мыслитель, педагог, общественный деятель.

Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил  первоначальное образование в братской школе, в 1608—10 гг. учился в латинской  школе, затем в Херборнской академии и Гейдельбергском университете (1611—14), куда был направлен общиной для подготовки к проповеднической деятельности.

В 1614—20 гг. преподавал и был проповедником  в Пршерове, затем в Фульнеке (Моравия).

Деятельность Коменского была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для «достижения лучшей жизни во всём мире».

Коменский — ведущий представитель  чешской реформаторской церкви, в  ходе 30-летней войны Коменский написал  ряд исторических работ и литературно-философский  трактат «Лабиринт света и  рай сердца» (1623), в котором отразилась общественно-критическая позиция  Коменского.

Один из путей исправления мира Коменский видел в совершенствовании  системы воспитания и образования  людей. Теорию всеобщего универсального образования он изложил в «Дидактике» на чешском языке (1628—30, опубликована в 1849 г.), в которой частные вопросы образования рассматривал в связи с общими проблемами воспитания и ставил цели и методы воспитания в зависимость от положения человека в обществе, его предназначения. Образование, по Коменскому, должно помогать человеку правильно ориентироваться в мире в поисках смысла жизни.

 «Информаторий материнской школы», стал первой теорией дошкольного воспитания детей до 6 лет. В сочинении раскрывались специфика воспитания на каждом этапе жизни ребёнка, соотношение физического и нравственного воспитания, взаимосвязь активной деятельности детей с нравственным и религиозным воспитанием, умственного развития и формирования речи ребёнка.

1633—38гг.возникла «Великая дидактика» ,ставшая основной теоретической базой средней (латинской) ступени образования.

Коменский создал единую систему образования и наметил его структуру — от дошкольного воспитания до высшего образования. От рождения до 6 лет дети воспитываются в семье (материнская школа), с 6 до 12 лет обучаются в элементарной школе (родной язык, арифметика, элементы геометрии, географии, природоведения, Священное Писание).

Коменский считал, что в «школе родного языка» необходимо знакомить  детей с ремёслами.

На следующей ступени обучения — в латинской школе или гимназии (с 12 до 18 лет) Коменский вводит, наряду с традиционными семью свободными искусствами, естествознание, историю, географию.

Высшее образование (с 18 до 24 лет) осуществляется в академии.

Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания.

 «Открытая дверь языков» («Janua linguarum reserata», 1631). Учебник представлял собой пособие нового типа, он отвергал традиционный догматический путь изучения грамматики и синтаксиса, предлагал метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира..

Другие труды: «Преддверие латинского языка», «Зал латинизма» (1643—49, опубликован в 1649 г.), а также «Новейший метод языков» ( 1649).

В 1650 году Коменский был приглашён  для организации школ в Венгрию, где в Шарошпатаке пытался частично реализовать свою идею устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651).

Для повышения эффективности всеобщего  воспитания, обеспечения мира и сотрудничества между народами Коменский предлагал  создать универсальный язык, на котором  будет развиваться национальная культура, — «Всеобщий язык» («Панглотия»),

Творчество Коменского оказало огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Его труды содержат ряд продуктивных идей: единство общего и особенного, целого и частного, развития и воспитания, общественной системы образования и естественного, постепенного свободного развития целостной личности, индивидуального и социального развития и т. д.

Цель воспитания, по Коменскому, — подготовка человека к вечной жизни. Путь к вечному блаженству он видел в познании внешнего мира, в умении владеть вещами и самим собой, в возведении себя к источнику всех вещей — Богу. Таким образом, Коменский выделял три составные части воспитания — научное образование, нравственное воспитание и религиозное воспитание. Понимание Коменским задач воспитания являлось выражением его гуманистического стремления к всестороннему развитию личности. Согласно Коменскому, человек — дитя природы, и поэтому все педагогические средства должны быть природосообразными. Принцип природосообразности воспитания предполагает при этом изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий. Идея универсального параллелизма, т. е. признания общности главных принципов, управляющих природой, человеком и его деятельностью, легла в основу сравнит, метода, который использовал Коменский в своей педагогической системе. 

Главное значение Коменский придавал чувственному восприятию, которое должно подкрепляться затем разъяснением.

Цель воспитания Коменский видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из которых наиболее важными считал справедливость, мужество, умеренность.

 

 

Цитаты из «Великой дидактики» Яна Амоса Каменского

1.Спорить с Природой — напрасное дело (Великая дидактика, гл. XXIII).

 
2. Добродетель взращивается посредством дел, но не посредством болтовни (Великая дидактика, гл. XIII).

 
3. Без примера ничему не выучишься.

 
4. Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле.

 
5. Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать


6. Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными.

 
7. Книги — это инструмент насаждения мудрости.

 
8. Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным.

 
9. Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного.

 
10. Не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально.

 
11.Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.

 
12. Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями.

 
13.Тот, кто мало знает, малому может и учить.

 
14. Ничто притворное не может быть продолжительным.

 
15. Читать и не понимать — то же, что совсем не читать.

 
16. Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, ещё ревностнее — лучшее, и всего ревностнее — наилучшее.

 
17. Следует как можно больше заботиться о том, чтобы искусство внедрять настоящим образом нравственность было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы стали, как их называют, «мастерскими людей».

 
18. Человек есть малый мир

 
19. Наш ум – зеркало.

 
20. Семена знания, нравственности, благочестия даёт, как мы видели, природа, но она не даёт самого знания, добродетели, благочестия

 
21. Только то в человеке прочно и устойчиво, что он впитывает в себя в юном возрасте

 
22. как для рыб должны быть предназначены садки, для деревьев — сады, так для юношества — школы

 
23. искусство обучения не требует ничего иного, кроме искусного распределения времени, предметов и метода

 

Другие цитаты Яна Амоса Каменского

 

  • Следует постоянно освежать в памяти молодых людей золотое правило: ничего лишнего! Дабы везде можно было охранять себя от пресыщения и отвращения.

 

  • Известна особенность людей: до того как будет сделано какое-либо замечательное открытие, они удивляются, как это оно может быть сделано, а после того — как это оно не было открыто раньше?

 

  • Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.

 

 

  • Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но и всю внутреннюю основу побуждений. Противоядием невежеству является образование, которым в школах должны быть напитаны души молодых людей.

 

  • Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом.

 

  • Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом.

 

  • Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает.

 

  • Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, еще ревностнее — лучшее и всего ревностнее — наилучшее.

 

  • Куда не влекут способности, туда не толкай.

 

  • Легко следовать правильно за тем, кто правильно идет впереди

 

  • Что такое красивый невежда как не разукрашенный перьями попугай?

 

  • Извлечение из классиков принесет прекрасную пользу, причем всегда встретится что-нибудь, что крепко засядет в голове, перейдет в плоть и кровь.

 

  • Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными.

 

  • Кто, будучи даже взрослым, умеет говорить лишь одними словами, а не делами, тот и человеком-то считаться не вправе.

 

  • Известна особенность людей: до того как будет сделано какое-либо замечательное открытие, они удивляются, как это оно может быть сделано, а после того — как это оно не было открыто раньше?

 

  • Дерево также нуждается в исправлении и частом освежении при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет. Точно так же человеческому телу необходимы вообще сильные движения, деятельность и серьезные упражнения.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Его учебники, переведенные на многие языки, получили широкое распространение во многих странах, в том числе и в России в 17 - 18 веках, являлись лучшими учебными книгами для первоначального обучения в течение 150 лет и послужили образцами для разработки учебников другими прогрессивными педагогами.  
Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшим много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного дня т т. д.). Рекомендации его по этим вопросам до сих пор в основных чертах применяются в школах различных стран.  
В развитии педагогики Коменский, как отметил Лейбниц, сыграл такую же роль, как Декарт и Бэкон в развитии философии, как Коперник в развитии астрономии.


Информация о работе Ян Амос Каменский