Работа над фактическим материалом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 02:49, реферат

Краткое описание

Факт – предмет журналистского исследования. Теоретики журналистики рассматривают факт с позиций теории познания как фрагмент действительности и метафорически, наблюдая, как осваивается в процессе журналистского творчества его отвлечённое значение, как происходит его типизация, даётся образная трактовка. Для журналиста факт всегда соотнесён с суждением о событии, служащим утверждению истинности или ложности определённых положений, выяснению связей и отношений между явлениями, между предметом и его свойствами.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 35.63 Кб (Скачать файл)
  1. РАБОТА РЕДАКТОРА НАД ФАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ

Факт – предмет журналистского исследования. Теоретики журналистики рассматривают факт с позиций теории познания как фрагмент действительности и метафорически, наблюдая, как осваивается в процессе журналистского творчества его отвлечённое значение, как происходит его типизация, даётся образная трактовка. Для журналиста факт всегда соотнесён с суждением о событии, служащим утверждению истинности или ложности определённых положений, выяснению связей и отношений между явлениями, между предметом и его свойствами.

Понятие фактический материал, которое принято в редактировании, охватывает все опорные для текста элементы, передающие смысл и предметные отношения. При правке текста они не должны подвергнуться изменениям или выпасть.

Фактический материал может  быть привлечён журналистом как  собственно информация, как аргумент в процессе логического доказательства и основание для общих утверждений и, наконец, как иллюстрация, дополняющая то или иное наблюдение. Приёмы изложения всегда обусловлены функциональным назначением фактического материала.

Любая неясность в журналистском  тексте неприемлема. Поэтому так  важна правильность передачи информации, сквозная оценка и точная разработка фактического материала. Наблюдения над газетной практикой убеждают в том, насколько важна для автора помощь редактора.

И всё же уместно напомнить, что именно «горячий» материал, когда  времени на детальную выверку сведений нет, требует от редактора профессионального навыка выделить из текста фактический материал, подлежащий проверке, и сделать это быстро и чётко. Профессиональное контролирующее мышление редактора должно быть нацелено на соотнесение данных внутри текста и оценку их достоверности. Редактор должен предусмотреть и возможность субъективной трактовки читателем фактов, представленных автором, следить за тем, чтобы картина действительности не была разрушена, а смысловые связи не были искажены. Пусть ситуация подана журналистом как случайная, прогнозировать, как она может быть истолкована читателем.

Фактический материал в  функции иллюстрации – относительно свободный элемент текста. Его включение в текст не обусловлено требованиями логической конструкции. Он дополняет, уточняет смысловую основу материала, часто рассчитан на эмоциональное воздействие, пробуждение читательского интереса. И тем не менее связь фактов-иллюстраций с содержанием текста должна быть для читателя очевидной. «Описательство» как явление не характерно для публицистики наших дней.

Для редактора не существует неточностей больших и малых, ошибок значительных и незначительных. Все неточности и ошибки надо вовремя заметить и устранить. И пусть иногда ошибка кажется совсем безобидной, не угрожает смыслу, но читатель всегда проверит нас. Малейшая небрежность в передаче факта создаст психологическую предпосылку для сомнения в истинности суждений автора.

Требование точности номинации  в первую очередь определяет работу редактора над именами собственными, терминами и в широком смысле охватывает оценку точности словоупотребления в целом.

 Три вида проверки  фактического материала:

- внутренняя проверка. Основывается на соотнесении фактического материала в пределах редактируемого текста и его конкретизации.

- сличение с авторитетным источником. Для выбора авторитетного источника существуют специальные правила. Так, при работе с опубликованными данными фактический материал проверяют только по изданиям, из которых он заимствован. Источников косвенных следует избегать. При необходимости обратиться к справочным пособиям предпочитают издание, последнее по времени. Энциклопедии представляют систематизированную информацию по всем отраслям знания.

- официальное подтверждение. В том случае, когда ни сличение с авторитетным источником, ни внутренняя проверка не дают возможности убедиться в достоверности и точности фактического материала, прибегают к консультации авторитетных специальных учреждений. Их официальное подтверждение – достаточное основание для публикации оригинального фактического материала. Мнение квалифицированного специалиста всегда ценно для редактора, им следует заручиться своевременно.

Факты истории. Прошлое и настоящее всегда взаимосвязаны, и дело публициста – сделать эту связь зримой для современников. Публикации, сообщающие факты истории, могут послужить примером того, как важна помощь редактора при оценке точности фактического материала, приёмов его разработки и включения в текст. Неумелое его использование разрушает конструкцию текста, препятствует точной передаче последовательности событий, перегружает текст сведениями, не делающими суждения автора более убедительными.

Если журналист говорит о конкретных ситуациях, называет имена и фамилии реальных людей, домысел недопустим, если в публикации представлены лишь обобщённые, «безадресные» суждения, – домысел ситуаций и эпизодов не противопоказан.

Цифры в тексте. Цифра – символ иной, чем слово, знаковой системы. Как обозначению числа ей изначально присуща точность, обобщение, концентрированность информации. Этот сложный для редактирования материал требует особого внимания редактора. Начать следует с того, чтобы убедиться, легко ли прочитать текст вслух. Так, заголовок «1 100 000 000-й гражданин» наверняка представит трудности для многих читателей.

Издательская практика выработала специальные рекомендации для обозначения чисел в тексте.4 Числа от 1 до 9 включительно принято обозначать словом, когда они не имеют при себе единиц измерения и стоят в косвенном падеже. Словом обозначаются числа при стечении нескольких цифровых обозначений (семнадцать 19-летних военнослужащих оказались на больничных койках). Цифрой принято обозначать однозначные числа, когда они находятся в одном ряду с многозначными, а также когда они имеют при себе единицы измерения. Цифровая форма предпочтительна для многозначных чисел. Она более отчётлива и лучше воспринимается. И, наконец, приём конкретизации цифры, очень важный для работы над публицистическим материалом. Он заключается в том, чтобы, пусть в общих чертах, представить реальное значение цифры.

Обработка таблиц. Обычно, обращаясь к таблицам, журналист имеет дело с фактами, уже обработанными специалистом и сгруппированными определённым образом. Такие таблицы подробны, содержат много данных, группировка которых продиктована специальными задачами. Для журналиста – это лишь исходный материал, но тем не менее надо уметь прочитать любую, даже самую сложную, таблицу, сопоставляя данные друг с другом, выявляя логические связи между величинами, понять принцип их группировки. Это необходимо, чтобы помочь автору упростить таблицу, освободить её от лишних данных и правильно оформить. Редактор проверяет достоверность, существенность, сопоставимость показателей, точность формулировок, оценивает построение и оформление таблицы, судит о том, насколько наглядно представлены в ней данные и связи между ними.

Работа с литературными  цитатами. Требование точности воспроизведения цитаты охватывает не только слова, но и знаки препинания, шрифтовое оформление. В газете не принято давать подробные ссылки на источник цитаты, читатель принимает её на веру, и редактор полностью ответственен за то, чтобы в тексте не было искажений. Поэтому он обязан тщательно выверить цитату, не передоверяя это техническим работникам. Известно, что автор иногда цитирует по памяти. Редактор не должен позволять себе этого.

 

Задание 2. Корректурные знаки и их применение

1. Знаки замены

 

1.1. Знаки замены отдельных букв  и знаков

 

Заменить:

   - одну букву другой

Зноком перечоркивают бакву

   - прописную букву строчной

Знаком Перечеркивают Букву

   - строчную букву прописной

знаком перечеркивают букву

   - тире дефисом

оригинал – макет 

1.2. Знаки замены нескольких букв, знаков, слов, строки

 

Заменить:

   - несколько букв или знаков другими

Знаком перемиркивают буквы

   - одно или несколько слов другим (другими)

 

Знаком замазывали слова

 

Знаком передалывали слова

   - одну строку другой

Этот знак напоминает «Н»

1.3. Знаки замены нескольких слов  другими

 

Заменить:

   - несколько строк другими

К промахам, которые мы замечаем в  рукописи после набора, наборщик добавляет  свои.

1.4. Знаки замены линейки другой по начертанию или рисунку

 

Заменить  линейку:

   - другой по начертанию

 

   - другой по рисунку

 

2. Знаки вставки

 

2.1. Знаки вставки в слово пропущенной буквы, букв, знаков.

 

Вставить:

   - пропущенную букву

Коректура            Коректура          Коректура   

   - пропущенные буквы

встать

2.2. Знаки вставки

 

Вставить:

   - слово

Знак в пробел

   - словосочетание

Знак словами 

   - строки

Знак вставляют

повторяют на поле

и рядом пишут текст

3. Знаки выкидки

 

3.1. Знаки замены (см. п.1.1 – 1.3), соединенные  со знаком выкидки

 

Выкинуть:

   - букву

Буквуу перечеркаваюч

   - несколько букв

Буквину перечеркикивают

   - слово

Нужное слово перечеркивают

   - строку

Слово перечеркивают знаком

4. Знаки перестановки элементов набора

 

4.1. Знаки поменять местами соседние  буквы, слоги, слова, строки

 

Поменять  местами:

   - соседние буквы

 

   - соседние слоги

 

   - соседние слова

 

   - соседние строки

 

4.2. Знаки перемены порядка нескольких  слов и строк

 

Изменить  порядок:

   - нескольких слов

 

   - нескольких строк

 

5.  Знаки перестановки слов, строки, строк из одного места в  другое

 

Переставить:

   - слово из строки в строку

 

   - текст с одной полосы на другую

 

6. Знаки подвижки элементов вправо, влево, вверх, вниз до нужного  места

 

Передвинуть:

   - слово влево

 

   - слово вправо

 

   - строку вверх

 

   - строку вниз

 

7. Знаки набора на верхнюю  или нижнюю линию строки

 

   - поднять знак сноски или показатель степени

 

   - опустить индекс

 

8. Знак абзацного отступа

 

   - начать строку с абзацного отступа

 

9. Знак соединения абзацев

 

   - набрать абзацы в подбор

 

10. Знак выключки строки посередине

 

   - выключить посередине (в красную строку)

 

11. Знаки изменения, введения, выравнивания междусловных и междустрочных пробелов

 

   - увеличить пробел

 

   - уменьшить пробел

 

   - ввести пробел

 

   - выровнять пробелы

 

   - те же действия для изменения пробелов между строками

 

12. Знаки шрифтовых выделений и изменений

 

Набрать шрифтом:

   - другой гарнитуры

 

   - курсивом

 

   - вразрядку

 

   - курсивом полужирным

 

   - курсивом вразрядку

 

   - полужирным вразрядку

 

   - жирным

 

   - прописным

 

   - своей гарнитуры

 

   - своего кегля

 

   заменить чужую букву

 

13. Знак устранения разрядки

 

   устранить разрядку

 

14. Знаки устранения дефектов набора

 

14.1. Знак возврата в правильное положение перевернутой вверх ногами буквы, слова, строки

 

   перевернуть букву, слово, строку

 

14.2. Знак выравнивания строк  по вертикали и горизонтали

 

   выровнять строки по по вертикали

 

   выровнять строки по горизонтали

 

14.3. Знак устранения коридора

 

   - уничтожить коридор

 

14.4. Знак усиления или ослабления натиска, устранения грязи, сближения линеек таблицы в стыках

 

   - усилить или ослабить натиск, убрать грязь

 

   - сблизить линейки в стыках

 

15. Знак отмены сделанного исправления

 

   - отменить исправление

 

 

 

Задание 3. Отредактировать предложения. Объяснить, в чем заключалась ошибка.

 

1. Лично я в этом ничего плохого, кроме хорошего, не вижу.

Испр.  Я в этом ничего плохого не вижу.

 

Неуместное употребление антонимов  «плохой» - «хороший» затрудняет восприятие фразы. Для стилистической правки предложения  пришлось отказаться от одного из антонимов и исключить плеоназм «лично я».

Для справок:  Плеоназм – оборот речи, в котором без  надобности повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значению. 

 

2. В силу слабой разработки этого метода оценка его преждевременна.

Испр.  Из-за слабой разработки этого метода оценка его преждевременна.

В предложении возник оксюморон (соединение несоединимых понятий): первое слово антонимической пары «сильный» - «слабый» выступает в функции предлога, но из-за близкого соседства с его антонимом «слабый» «проявилось» его первоначальное лексическое значение, что привело к соединению несовместимых понятий и стало причиной нелогичности высказывания.

 

3. Жидкость в стенках капилляра опускается на высоту, определяемую формулой.

Испр.  Жидкость в сенках капилляра опускается до уровня, определяемого формулой.

В предложении возникли логические ошибки из-за неудачного выбора одного из синонимов (опускаться на уровень, но подниматься на высоту).

 

4. На вопрос, почему в феврале снижение надоев возрастает с каждым днем, Молотова ответила...

Испр.  На вопрос, почему в феврале надои снижаются с каждым днем, Молотова ответила…

В предложении возник оксюморон  при употреблении противоположных по значению слов «снижение» - «возрастание», и высказывание стало нелогичным. 

 

5. Эти воспоминания устремлены не только в прошлое, но и в будущее.

Испр.  Эти мысли не только обращены в прошлое, но и устремлены в будущее.

При употреблении противоположных  по значению слов «прошлое» - «будущее» в предложении возник оксюморон, и высказывание стало нелогичным. Для стилистической правки предложения пришлось к каждому слову подобрать глагол, соответствующий значению слов.

 

6. Не стремление внешней эффективности ведет перо писателя, а желание глубже и ярче выявить смысл происходящего.

Испр.  Не погоня за внешними эффектами водит пером писателя, а стремление проникнуть глубже в сущность изображаемых событий.

В предложении возникли логические ошибки из-за неудачного выбора одного из синонимов (стремление – погоня, желание – стремление, сущность – смысл и др.), смешения паронимов (эффективность – эффект). 

 

7. Внимательное изучение вопроса широко вскрыло многие узкие места, недоделки и недоработки в работе горняков.

Испр.  Детальное изучение вопроса широко вскрыло многие узкие места, промахи и недостатки в работе горняков.

В предложении возникли логические ошибки из-за неудачного выбора одного из синонимов (внимательное – детальное, недоделки – промахи, недоработки – недостатки).

 

8. Июльским днем прошлого года на Вокзальной площади ночью имел место пожар.

Испр.  В июле прошлого года на Вокзальной площади ночью произошел пожар.

Неуместное употребление антонимов  «день» - «ночь» затрудняет восприятие фразы и приводит к искажению смысла. Неудачный выбор синонимов (имел место – произошел).

 

9. Это произведение Гоголя ценили не только современники писателя, но и его предшественники.

Испр. Это произведение Гоголя ценили не только современники писателя, но и его последователи.

Неверное  употребление антонимов.

 

 

10. Уровень жизни у нас не только не повышается, но постоянно уменьшается.

Испр.    Уровень жизни у нас не только не повышается, но и постоянно снижается.

Неудачный подбор антонимов. Пропуск  отрицательной частицы «не» привел к нелогичности высказывания.

 

11. Интересные примеры этих сюжетов находим в индуистской эпопее и греческой мифологии.

Испр.    Интересные примеры этих сюжетов находим в индийском эпосе и греческой мифологии.

Неоправданное смешение паронимов.

 

12. Изучая личность актера, гример первый проникает в его душевный мир.

Испр.    Изучая лицо актера, гример первый проникает в его духовный мир.

Неоправданное смешение паронимов.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Петрова Л. И. Общий курс редактирования. Минск: БГТУ, 2004.
  2. С. Г. Антонова, В. И. Соловьев, К.Т. Ямчук. Редактирование. Общий курс. М.: МГУП, 1999.
  3. А.Э. Мильчин, Л. К. Чельцова. Справочник издателя и автора. М. (разные годы)
  4. И. Б. Голуб. Конспект лекций по литературному редактированию. М.: Айрис-пресс, 2004.

 


Информация о работе Работа над фактическим материалом