Редакторская подготовка литературно-художественных изданий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 21:41, контрольная работа

Краткое описание

Художественная литература выражает мировоззрение, идеалы. Будучи средством постижения действительности, она представляет собой формирующуюся на протяжении тысячелетий систему литературных родов, жанров, мотивов, сюжетов, образов, поэтических и прозаических форм современного языка. Ее цель — помочь человеку понять себя самого, поднять его веру в себя, бороться с наглостью, хамством, уметь находить хорошее в людях, делать все для того, чтобы люди смогли стать благородно сильными и смогли одухотворить свою жизнь «святым духом красоты».

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1.Редактирование эпических произведений……………………………..4
2. Специфика художественного образа…………………………………..7
Заключение………………………………………………………………..10
Список использованной литературы…………………………………….11

Вложенные файлы: 1 файл

мой контр..doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

Кафедра редакционно-издательских технологий

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

«Редакторская подготовка литературно-художественных изданий»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 5 курса

                       Шифр: (09-24644)  

                                 Заочного факультета

                                 Специальности ИД

                                 Новородовская О. Б.

                                            Преподаватель:  Зылевич Д. П.

 

 

 

 

 

 

Минск 2010

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3

1.Редактирование эпических произведений……………………………..4

2. Специфика художественного образа…………………………………..7

Заключение………………………………………………………………..10

Список использованной литературы…………………………………….11

 

 

 Введение

Художественная литература — это явление искусства, эстетически выраженное общественное сознание.

Художественная литература выражает мировоззрение, идеалы. Будучи средством постижения действительности, она представляет собой формирующуюся на протяжении тысячелетий систему литературных родов, жанров, мотивов, сюжетов, образов, поэтических и прозаических форм современного языка. Ее цель — помочь человеку понять себя самого, поднять его веру в себя, бороться с наглостью, хамством, уметь находить хорошее в людях, делать все для того, чтобы люди смогли стать благородно сильными и смогли одухотворить свою жизнь «святым духом красоты».

Редактор при анализе и оценке произведений художественной литературы должен исходить из коренных свойств художественного образа как основы.

Редактору необходимо понимать все свойства художественного образа, потому что они во многом предопределяют его подход к анализу и оценке произведений.

Редактор должен уметь глубоко чувствовать автора, видеть в рукописи феномен художественности и предвосхитить силу воздействия на будущего читателя. Редактор должен владеть научно обоснованными критериями оценки, которые вырабатываются эстетикой, литературоведением, языкознанием и творчески применять все достижения науки. Опираясь на теоретический материал и на практические навыки, редактор сможет выявить все недочеты текста, исправить их и преподнести читателю высокохудожественный текст.

 

 

 

 

Задание 1. Редактирование эпических произведений

Эпос  — литературный род, выделяемый наряду с лирикой и драмой. Для эпоса характерно повествовательное изображение мира, окружающего человека. Повествовательный пласт речи эпического произведения непринуждённо взаимодействует с диалогами и монологами персонажей. Эпическое повествование то становится самодовлеющим, на время отстраняя высказывания персонажей, то проникается их духом в несобственно прямой речи; то обрамляет реплики героев, то, напротив, сводится к минимуму или временно исчезает. Но в целом оно доминирует в произведении, скрепляя воедино всё в нём изображённое. Поэтому черты эпоса во многом определяются свойствами повествования. Речь здесь выступает главным образом в функции сообщения о происшедшем ранее.  Арсенал литературно-изобразительных средств используется эпосом в полном его объёме (портреты, прямые характеристики, диалоги и монологи, пейзажи, интерьеры, действия, жесты, мимика и т. п.), что придаёт образам иллюзию пластической объёмности и зрительно-слуховой достоверности.

К эпическим жанрам относятся:

    • роман (И. С. Тургенев «Отцы и дети», И. А. Гончаров «Обыкновенная история»);
    • повесть (Ф. М. Достоевский «Белые ночи», Л. Н. Толстой «Два гусара»);
    • рассказ (Л. Н. Толстой «Метель», «Разговор с прохожим»);
    • новелла (О. Генри «Фараон и хорал», «Пока ждет автомобиль»);
    • очерк (А. И. Куприн «Памяти Чехова», И. И. Панаев «Онагр»).

Редактирование романа – наиболее сложная редакторская задача.

Роман — произведение глубоко социальное, в котором исследуется человеческая личность в ее связи с обществом, временем, историей и опосредованные обстоятельства, среди которых она живет и которые формируют ее характер.

Особенности романа: идейно-художественная масштабность, синтетичность, многоплановость.

Редактору следует выяснить, сумел ли автор определить правильные размеры полотна для своей картины. Если материал не заполняет избранную писателем жанровую форму, то размеры произведения вступают в противоречие с узостью темы с ее трактовкой. В этом случае редактору необходимо показать автору, что он не сумел правильно выбрать масштабы повествования. Если одна и та же тема укладывается в очерк или в повесть, то очерк всегда будет лучше повести, а роман из того же материала никуда не годится. Редактору необходимо обратить внимание на главный недостаток современного романа  — многословие, когда описательность преобладает над изобразительностью. Редактор должен уметь отличить полноту художественного воспроизведения жизни от излишней детализации, от перенасыщенности. Редактор должен учитывать такое свойство романа, как его синтетичность. В романе переплетаются разные явления, судьбы. Используются различные элементы повествования: описание и характеристики, диалоги и лирические отступления, различные формы организации речи. Поэтому особое значение приобретает тщательно продуманное композиционное решение, которое дает возможность гармонически соединять все элементы повествования в одно целое.

При редактировании рассказа редактор, в первую очередь должен четко представлять характерные особенности рассказа. Прежде всего редактор, обращаясь к рассказу, определяет его значимость. Особое значение приобретает умение автора отобразить такие события, которые позволяют вскрыть существующие нравственные, социальные конфликты современности и показать их сущность. Именно бесконфликтность, отсутствие  авторской позиции мешают многим современным рассказам стать подлинно художественными.

Рассказ — произведение одноплановое и содержит одну сюжетную линию. При работе над ним нет необходимости составлять рабочий план, биографии героев, т.к. небольшой объем позволяет охватить содержание целиком.

Рассказ может включать только один случай из жизни героев, но очень яркую значительную сцену. Также рассказ может строиться на сопоставлении ряда эпизодов, которые охватывают некоторые промежутки ремени. Особое значение в рассказе приобретает динамика повествования, стремительное развитие сюжета. Противоречие между материалом и жанром возникают и в том случае, если автор старается включить в повествование большой запас своих наблюдений. Перед редактором стоит задача выявить все ненужные побочные мотивы, бытовой материал, лишние эпизоды и предложить автору исключить или переработать данные элементы.

Рассказ должен быть не просто краток, а должен обладать подлинно художественной лаконичностью.

Очерк — это небольшое произведение, краткое описание жизненных фактов. Очерк включает в себя 3 важных аспекта: публицистичность, документальность, художественность.

Обращаясь к очерковому жанру, автор должен уметь осмысливать явления не на уровне обыденного сознания, а значительно глубже. Для этого он использует различные науки. Важная черта публицистичности — научность. Автор должен глубоко понимать общественные процессы и уметь определять тенденции их развития.

Редактор при редактировании очерка, в первую очередь, должен обращать внимание на фактический материал. Он должен тщательно его перепроверять, поскольку часто материал берется из разных источников, а также может быть записан с уст говорящего.

И еще одной важной составляющей очерка является его художественность. Использование различных компонентов образного повествования — непременное условие создания полноценного художественного образа. Оценка образных элементов текста является необходимой составляющей частью редакторского анализа.

Все эти три аспекта действуют в полноценном очерке и не существуют изолировано друг от друга. Редактор должен о них всегда помнить.

Задание 2. Специфика художественного образа

1.Образ  Леньки из повести В. Осеевой «Динка»

  1. Имя: Ленька; чаще всего употребляется именно эта ласкательная форма. Сочетание букв при произношении создает непрерывный мягкий звук. Это отражает мягкий и добрый характер героя, его человечность.
  2. Портрет: герой представляется нам худощавым, но крепким из-за физической нагрузки мальчиком. Несмотря на то, что он сутулится и старается не смотреть в глаза людям, он обладает пытливым взглядом, что характеризует его как любознательного мальчика, который хочет жить полной жизнью и помогать людям. Эти детали портрета вызывают сочувствие у читателя и заставляют сопереживать герою.
  3. Биография: после того как мать Леньки умерла, его забрал отчим. Там мальчика научил писать и читать сосед, который стал его единственным другом. После долгой работы отчим отдал Леньку на воспитание птичнице. После ему понадобился бесплатный рабочий на барже и он обратно забрал Леньку к себе, заставлял его работать, избивал и морил голодом. Автор при помощи этих деталей хочет показать тяжелую судьбу героя, то, в каких условиях формировался его характер и отношение к жизни.
  4. Речь: речь героя простая и незамысловатая, он говорит простыми предложениями. Но, несмотря на их односложность, чувствуется внутренний потенциал Леньки, его сообразительность.
  5. Внутреннее состояние героя: Ленька тяжело работает, выполняя наказания отчима, но постоянно находится в состоянии поиска жизненного пути. Несмотря на тяжелую жизнь, он продолжает любить людей, особенно таких же детей-сирот и может отдать последние деньги, чтобы помочь таким же одиноким и обездоленным детям. Он хочет сбежать от отчима, строит планы о будущем, о том, как он убежит, и что будет делать дальше.
  6. Пейзажи и интерьер: с детства автор описывает Леньку в доме, где все серое и мрачное, как и последние дни жизни его матери. Позже, когда он находится на барже среди природы, несмотря на всю красоту окружающего мира, обстановка все равно остается серая из-за внутреннего состояния героя, омрачая все вокруг.
  7. Детали: одежда героя старая и потрепанная.

Вывод:

На мой взгляд, автору удалось создать этот художественный образ, поскольку он очень запоминающийся. Очень трагична судьба мальчика, и читателю жалко Леньку, он сопереживает вместе с ним. Никто не хотел бы оказаться на его месте.  

 

2. Утес как художественный образ живой природы

  1. Образ художественно конкретен (мы с легкостью можем представить себе утес, на котором герои проводят много времени, место его расположения, природу вокруг).
  2. Он многопланов, то есть автор описывает утес не просто как место, где живет Леня, а место, где оживают фантазии и загадываются желания, как символ детства, личного пространства, так необходимого каждому человеку, чтобы жить и создавать уют.
  3. Читая описание утеса, чувствуется каждая деталь, каждая травинка и каждый камушек. Это место описывается с любовью и трепетностью человека, который по-настоящему любит природу и, быть может, провел в похожем месте свое детство или продолжительный промежуток времени.
  4. Упоминания об утесе вызывает у читателя разные чувства: и радость, которую герои разделяют там, и фантазии, которыми они делятся, и холод и голод, которые испытывает Ленька там по ночам. Читатель будто сам перемещается на это место и переживает все те эмоции, которые переживают герои там. Из этого можно сделать вывод, что образ является эмоциональным.

Вывод:

Этот образ очень часто возникает в произведение и его легко представить, поэтому он интересный и запоминающийся.

3.Кухня как художественный образ неживой природы

  1. Автор ясно и четко описывает это помещение, мы легко можем представить месторасположение вещей и даже почувствовать запах, витающий там в разное время суток.
  2. Образ вызывает довольно четкие ассоциации у читателя, является многогранным. С уходом Лины наступил очередной этап в жизни Динки,  и это является одним из переломных моментов в развитии сюжетной линии. Это не только пустота в помещении и отсутствие знакомых предметов, но и тоска девочки. Также кухня, содержащая в себе различные предметы, будь то кухонные или предметы личного пользования (как фотографии или иконы), предстает перед нами как нечто целостное, как внутренний мир человека: одни вещи появляются, другие исчезают; а с коренными изменениями и вовсе может опустеть.
  3. Кухня как место, где жила Лина, в каком-то плане дает читателю понять характер автора. А именно то, что для автора окружающие люди, и особенно близкие, значат очень много, то, что создаваемый ими уют и тепло, которое от них исходит, исчезает с их уходом. То, что надо ценить людей и дорожить ими.

4. Сначала  кухня претерпевает небольшие  внутренние изменения (замена иконы  на портрет Чернышевского), которые символизируют о переменах в жизни. Позже, когда она становится просто нежилым помещением, Динка даже заходить туда боится. Это можно объяснить тем, что опустела не только кухня, но и сердце девочки, она почувствовала себя преданной и одинокой, никому не нужной. Приходит страх остаться наедине со своими страхами и переживаниями. Мы можем почувствовать горечь разлуки и тоску по уехавшей Лине. Все это делает образ ярким и эмоциональным.

Вывод:

Этот образ автору также удалось создать. Поскольку кухня важное место в доме, она является и как самостоятельный образ, и как дополнение к образу Лины.

Заключение

В данной работе были рассмотрены особенности редактирования прозаических жанров: романа, рассказа и очерка. Было выяснено, как правильно редактировать эти жанры, с чего начинать, какие могут быть нюансы при редактировании данных жанров.

В практической части мною были охарактеризованы основные свойства художественных образов из любимого произведения В. Осеевой «Динка».  Автору удалось создать в произведении все образы. Они очень запоминающиеся, трогательные, чувственные.

 

Информация о работе Редакторская подготовка литературно-художественных изданий