Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 12:28, реферат
Одним из основных специфических свойств политической власти является легитимность. Данное понятие впервые было введено в политический лексикон во Франции в начале XIX века сторонниками свергнутой королевской власти - роялистами, которые требовали восстановить в стране власть короля из династии Бурбонов, как единственно законную в отличие от власти «узурпатора» Наполеона. Считалось, что правомерной и заслуживающей доверия является лишь власть, полученная в результате престолонаследия. С того времени требование легитимности стало обязательным признаком всякой власти, т. е. признание за руководителями их права управлять вообще и именно так, как они это делают, в частности. На этой основе достигается доверие граждан к власти, их убежденность в том, что существующие властные институты являются единственно правомерными и необходимыми.
В
Легитимность политической власти.
Одним из основных специфических свойств политической власти является легитимность. Данное понятие впервые было введено в политический лексикон во Франции в начале XIX века сторонниками свергнутой королевской власти - роялистами, которые требовали восстановить в стране власть короля из династии Бурбонов, как единственно законную в отличие от власти «узурпатора» Наполеона. Считалось, что правомерной и заслуживающей доверия является лишь власть, полученная в результате престолонаследия. С того времени требование легитимности стало обязательным признаком всякой власти, т. е. признание за руководителями их права управлять вообще и именно так, как они это делают, в частности. На этой основе достигается доверие граждан к власти, их убежденность в том, что существующие властные институты являются единственно правомерными и необходимыми. [1]
Термин «легитимность» по своему содержанию весьма близок к термину «легальность» (от лат. legalis – законный). Легальность означает только законность власти, а легитимность - гораздо более глубокое понятие. Легальность исходит от самой власти в лице государства, принимающего законы и контролирующего их исполнение, легитимность же исходит от граждан, народа. Поэтому легальность и легитимность реальной власти не всегда соответствуют друг другу и могут находиться даже в состоянии конфликта, например, когда сформированное в результате государственного переворота правительство действует через принимаемые им законы (т.е.оно легально), но не признаётся гражданами и, значит, не легитимно. [3]
В качестве основных источников легитимности, как правило, рассматриваются три субъекта: население, правительство и внешнеполитические структуры. Легитимность, которая означает поддержку власти со стороны широких слоев населения, является самой заветной целью всех политических режимов. Именно она, в первую очередь, обеспечивает стабильность и устойчивость власти. Население может поддерживать правителей и тогда, когда они плохо управляют государством. В силу этого, такая легитимность может формироваться даже в условиях снижения эффективности правления. Поэтому при такой форме легитимности во главу угла ставится не зависящая от формально-правовых установлений реальная расположенность и комплиментарность граждан к существующему режиму.
В то же время легитимность может инициироваться и формироваться не населением, а самим государством (правительством) и политическими структурами (проправительственными партиями), побуждающими массовое сознание воспроизводить положительные оценки деятельности правящего режима. Такая легитимность базируется уже на праве граждан выполнять свои обязанности по поддержанию определенного порядка и отношений с государством. Она непосредственно зависит от способности властей, элитарных структур создавать и поддерживать убеждения людей в справедливости и оптимальности сложившихся политических институтов и проводимой ими линии поведения.
Легитимность может формироваться и внешними политическими центрами – дружественными государствами, международными организациями. Такая разновидность политической поддержки часто используется при выборах руководителей государства, в условиях международных конфликтов.
В научный обиход термин “легитимность” ввел М. Вебер.
Немецкий ученый выделил три основных типа легитимного господства:
Данная разновидность легитимности особенно часто встречается при наследственном типе правления, в частности, в монархических государствах. Длительная привычка к оправданию той или иной формы правления создает эффект ее справедливости и законности, что придает власти высокую стабильность и устойчивость;
Данный тип поддержки складывается благодаря пониманию человеком наличия сторонних интересов, что предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следование которым и создает возможность для реализации его собственных целей. Иначе говоря, рациональный тип легитимности имеет по сути дела нормативную основу, характерную для организации власти в сложно организованных обществах. Люди здесь подчиняются не столько олицетворяющим власть личностям, сколько правилам, законам, процедурам, а, следовательно, и сформированным на их основе политическим структурам и института;
Эмоциональный восторг населения, формирующий этот высший авторитет, чаще всего возникает в период революционных перемен, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы и люди не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на только еще формирующиеся правила политической игры. Поэтому харизма лидера воплощает веру и надежду людей на лучшее будущее в смутное время. Но такая безоговорочная поддержка властителя населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности. [2]
Наряду с указанными типами существуют и другие способы легитимации власти. К их числу относится идеологическая легитимность. Её суть состоит в идеологическом оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Идеология обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или класса и её право управлять. Идеологическая легитимность достигается активной обработкой сознания масс, внушением им определенных представлений и стереотипов, для чего широко используются различные институты воспитания и образования. В современных условиях решающая роль в обеспечении идеологической легитимности принадлежит СМИ: телевидению, печати, радио.
Как показывает опыт, наиболее долговременными типами легитимности являются традиционный и рационально-легальный. Идеологическая легитимность особенно эффективна лишь в условиях закрытого общества, когда отсутствуют внешние каналы поступления правдивой информации. Что же касается харизматической легитимности, то она нестабильна. Её значение велико лишь в период крупномасштабных общественных преобразований, в условиях которых харизматическая власть выполняет мобилизующую функцию, связанную с решением принципиально новых задач. Как правило, она опирается при этом на низкую политическую культуру населения и допускает насильственные политические акции. [1]
Легитимность власти – важнейшее условие политической стабильности. Для поддержания легитимности власти используются многие средства: изменения законодательства и механизма государственного управления в соответствии с новыми требованиями; стремление использовать традиции населения в законотворчестве и при проведении практической политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижения легитимности власти; поддержание в обществе законности и правопорядка. Показателями легитимности власти выступают: уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; наличие попыток свержения правительства или лидера; сила проявления гражданского неповиновения; результаты выборов, референдумов; демонстрации в поддержку власти. [4]
Легитимность власти – это не
постоянное, застывшее состояние, а явление
переменное. На каких-то
этапах легитимность власти может либо
возрастать, либо падать. В обществе
постоянно происходят колебания легитимности
власти. Поэтому перед политической
властью всегда остро стоит вопрос о воспроизводстве
её легитимности.
Власть легитимна, если её признает большинство
населения. Поэтому правящие элиты заинтересованы
в расширении социальной базы власти.
Отсюда их стремление сформировать
у граждан ощущение их причастности к
властным органам и проводимой ими политике.
Чем ближе власть к людям, тем основательнее
основа её легитимности. Доверие
же к власти является её дополнительным
ресурсом, что позволяет ей более эффективно
решать поставленные задачи. [1]
Список использованной литературы