Лекция по "Политике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:57, лекция

Краткое описание

Понятия «эволюция» и «революция» помогают понять характер социальных изменений. Часто данные понятия рассматриваются как противоположные. Эволюционные процессы отождествляются с постепенными изменениями, революционные с радикальными переменами в развитии явлений природы и общества. Но абсолютных граней между революцией и эволюцией не существует. Революции содержат значительные эволюционные вкрапления, во многих случаях совершаются в эволюционной форме. В свою очередь, эволюция не сводится только к постепенным изменениям, она включает и качественные скачки. Следовательно, в обществе постепенные количественные и качественные изменения есть взаимообусловленные и взаимопроникающие звенья одного и того же процесса развития.

Содержание

1. Социальная политика как фактор революционных и эволюционных изменений.
2. Модели социальной политики, как отражение взглядов общества и государства на нее.
3. Развитие концептуальных подходов к построению социальной политики во второй половине ХХ в. Социально-ориентированная экономика.
4. Модель «государства всеобщего благосостояния», ее преимущества и недостатки.

Вложенные файлы: 1 файл

Семинар 3.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Семинар 3

  1. Социальная политика как фактор революционных и эволюционных изменений.
  2. Модели социальной политики, как отражение взглядов общества и государства на нее.
  3. Развитие концептуальных подходов к построению социальной политики во второй половине ХХ в. Социально-ориентированная экономика.
  4. Модель «государства всеобщего благосостояния», ее преимущества и недостатки.

 

    1. Революционные  и  эволюционные изменения.

Понятия  «эволюция»  и  «революция»  помогают  понять характер социальных изменений. Часто  данные понятия  рассматриваются  как  противоположные.  Эволюционные  процессы  отождествляются  с  постепенными изменениями,  революционные  с  радикальными  переменами в развитии явлений природы и общества. Но абсолютных граней между революцией и эволюцией не  существует.  Революции  содержат  значительные  эволюционные  вкрапления,  во  многих случаях совершаются в эволюционной форме. В свою очередь, эволюция не сводится только к постепенным изменениям, она включает и качественные скачки. Следовательно, в обществе постепенные  количественные  и  качественные  изменения есть взаимообусловленные и  взаимопроникающие звенья одного и того же процесса развития. Социальные  революции  как переход к качественно  новой ступени развития носят закономерный характер. Они представляют собой не любые, даже качественные, а коренные изменения всей сферы общества. Социальные  революции  играют  прогрессивную  роль: разрешают многочисленные  противоречия,  накапливающиеся в период эволюционного развития общества, поднимают общественное развитие на новую степень, отбрасывают все устаревшее. Но в XX в. отношение к революционным процессам пересматривались.  Наиболее показательна в этом отношении позиция английского историка и философа А.  Тойнби,  который,  признавая  объективность  революции,  все же оценивает ее как торможение прогресса. Тойнби считает, что революция, уничтожая устаревшие порядки, в то же  время  производит  настолько  громадные  разрушения, что  они  перечеркивают  положительные  моменты  революции. Поэтому современная наука, не отрицая революционной формы  развития,  переносит центр тяжести  в анализе социальных изменений на эволюционную, реформистскую форму. В этом плане представляет интерес теория модернизации, рассматривающая процесс перехода традиционного общества к современному.  Модернизация долго понималась  как  вестернизация,  т.  е.  копирование  западных устоев во всех областях жизни.  Модернизация описывалась как форма  «догоняющего»  развития,  при  котором  предполагалось,  что достижение определенного уровня дохода  на душу населения  автоматически  вызовет изменения в  других  областях  жизни.  Но  такой  взгляд  не  выдержал проверки действительности. На современном этапе не абсолютизируются ни реформы, ни революции. В социальной жизни известны и великие  революции,  и  великие  реформы.  Например,  реформы античного правителя Соломона и многие другие.  Ныне признается,  что  революционные  взрывы   результат  неумения  властных структур  провести  назревшие  коренные реформы.

2.. Парадигма  (модель) социальной политики – совокупность теоретических, методологических и иных установок, определяющих организацию смыслового содержания деятельности, которыми руководствуются в качестве образца (стандарта) при решении социальных проблем.

 

В социальной политике довольно четко сохраняется прагматическое различие определенных подходов. В них отражаются исторические, социальные, культурные, правовые, управленческие особенности самоорганизации жизни и деятельности в различных регионах и странах. В историческом плане парадигмы социальной политики можно связать с доминированием того или иного уровня самоорганизации жизнедеятельности людей.

 

Так, естественный уровень самоорганизации доминировал  в Древнем мире. Социальная политика, находящаяся в зачаточном состоянии, осуществлялась на уровне общинной жизнедеятельности. В Средние века, когда доминировал духовный уровень самоорганизации жизнедеятельности людей, государство часто перепоручало заботу о социальной защите населения церкви. В Новое время, для осуществления социальной политики, стал важен акторный уровень, поскольку общественное развитие обеспечивалось массовым трудом на производстве, связанным с многочисленными социальными «рисками».

 

На формирование современных парадигм социальной политики сказались исторические традиции и обычаи, установки религиозных верований, особенности становления государства и общества, идеологические представления о сущности и правах человека и т. п. В современном мире, согласно комиссии Европейского Союза, чьей задачей является разработка унифицированной модели социальной политики, выделяются две основные парадигмы.

 

Первая –  «бисмарковская» модель устанавливает  жесткую связь между уровнем  социальной защиты и успешностью  профессиональной деятельности индивида. Социальные права обуславливаются теми отчислениями, которые выплачиваются человеком на протяжении всей активной жизни в форме страховых взносов. Данная модель социальной защиты принципиально независима от финансовой помощи со стороны госбюджета. Семьи со слабыми возможностями трудового участия могут рассчитывать на социальную солидарность, реализуемую муниципальными службами или благотворительность.

 

Вторая –  «бевериджская» модель исходит из того, что любой член общества имеет  право на минимальную защищенность от социальных рисков, независимо от экономической активности в трудоспособном возрасте. В этой модели действуют системы страхования по болезни, прикрепление к которым является автоматическим. Пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всем престарелым независимо от их прошлых усилий по отчислениям от заработной платы. Такие системы социальной защиты финансируются через налоги из государственного бюджета, реализовывая принцип национальной солидарности, строящийся на концепции распределительной справедливости.

 

Наряду с принятой ЕС модификацией парадигм социальной политики используются и другие обозначения моделей.

 

12.1. Социалистическая  модель

Принципы социалистической (социал-демократической) модели социальной политики:

 

идеология социального  сотрудничества, согласия и равенства;

 

социальное  обеспечение граждан, гарантированное  госбюджетом;

 

высокий уровень  производительности труда и перераспределение  доходов;

 

сокращение  разницы в условиях жизни всех слоев населения;

 

развитая социальная защита населения и система социального страхования;

 

высокая трудовая занятость населения и политика социального партнерства.

 

Социал-демократическая  модель социальной политики наиболее распространена в Норвегии, Швеции, Финляндии, Голландии, Дании и других странах.

 

^ 12.2. Консервативная модель

Принципы консервативной модели социальной политики:

 

идеология рынка  и индивидуального частного предпринимательства;

 

приверженность  к системе социального страхования;

 

низкий уровень  перераспределения доходов;

 

зависимость социального  обеспечения от трудового участия;

 

упор на благотворительность  и общественную помощь;

 

полная трудовая занятость и партнерство на принципе трудового участия.

 

Приверженцами консервативной модели социальной политики являются страны континентальной Европы – Австрия, Германия, Франция, Италия, Испания и другие.

 

^ 12.3. Либеральная  модель

Принципы либеральной  модели социальной политики:

 

идеология социальной активности и самообеспечение индивида;

 

приверженность  к системе страхования работников и работодателей;

 

ограниченная ответственность за социальное обеспечение граждан;

 

политика урезания социальных программ;

 

опора на добровольную и неформальную социальную помощь;

 

ориентация  на полную трудовую занятость населения.

 

Сторонниками  либеральной модели социальной политики выступают Великобритания, Канада, США.

^ 12.4. Католическая  модель

Принципы католической (религиозной) модели социальной политики:

 

идеология протестантизма и личного трудового участия;

 

индивидуальная  ответственность за социальное обеспечение;

 

религиозный гуманизм – социальная помощь обездоленным лицам;

 

«социальное неравенство» как естественное право человека;

 

наличие структуры  клиентизма и патронажа;

 

посильное трудовое участие всех и каждого.

 

Католическая (религиозная) модель социальной политики находит своих сторонников, как на Западе, так и на Востоке.

 

^ 12.5. Патерналистическая  модель

Принципы патерналистической модели социальной политики:

 

идеология социалистического  гуманизма, справедливости, равенства;

 

полное государственное  социальное обеспечение всех граждан;

 

государственно-экономическое  перераспределение благ;

 

высокая социальная роль трудовых коллективов;

 

политика государственной  дотации на товары первой необходимости;

 

полная занятость  населения, борьба с безработицей.

 

Патерналистический тип социальной политики реализовывался в СССР, странах социалистического содружества, реализуется в современной Кубе и ряде восточных государств.

 

Система социальной защиты в странах с переходной экономикой (включая и Россию) сталкивается с рядом трудностей. Отличительным их признаком является бедность как весьма распространенное явление. В условиях усиливающегося социального расслоения населения в эту группу включаются многочисленные слои «новых бедных», которые желают трудиться, но не имеют для этого возможности.

 

Здесь наиболее остро стоят проблемы обеспечения  минимальных доходов, организация  рынка труда, охраны здоровья, экономической  защиты населения. Другим препятствием в этих странах является разрушение старой системы социальной защиты населения без предоставления адекватной замены, ограниченность ресурсов и недостатки административной системы.

 

Эти отличия  вызывают необходимость рассматривать  при разработке программ социальной защиты в странах с переходной экономикой следующие важные аспекты:

 

- особое внимание  должно быть уделено созданию  специальной системы социальной  поддержки, позволяющей обеспечить  нуждающихся людей самым необходимым; 

 

- общественные  объединения должны быть включены  в организацию программ социальной  защиты, как при определении размера пособий, так и при определении их получателей.

 

^ В КОНСПЕКТ:

 

Парадигма социальной политики – совокупность установок, определяющих организацию смыслового содержания деятельности, которыми руководствуются  в качестве образца (модели) при решении социальных проблем.

 

В социальной политике сохраняется прагматическое различие определенных подходов, в которых  отражаются исторические, социальные, культурные, правовые, управленческие и особенности самоорганизации  жизни населения.

 

В историческом плане парадигмы социальной политики можно связать с доминированием того или иного уровня самоорганизации жизнедеятельности людей в различных регионах и странах.

 

Естественный  уровень самоорганизации доминировал  в Древнем мире. Социальная политика, находящаяся в зачаточном состоянии, осуществлялась на уровне общинной жизнедеятельности.

 

В Средние века, когда доминировал духовный уровень  самоорганизации жизнедеятельности  людей, государство часто перепоручало заботу о социальной защите населения  церкви.

 

В Новое время для осуществления социальной политики стал важен акторный уровень, поскольку общественное развитие обеспечивалось массовым трудом на производстве, связанным с социальными «рисками».

 

На формирование современных парадигм социальной политики сказались исторические традиции и обычаи, религиозные верования, особенности становления государства и общества, представления о сущности человека и т. п.

 

В современном  мире, согласно комиссии Европейского Союза, чьей задачей является разработка унифицированной модели социальной политики, выделяются две основные парадигмы – «бисмарковская» и «бевериджская».

 

Бисмарковская модель устанавливает жесткую связь  между уровнем социальной защиты и успешностью профессиональной деятельности и теми отчислениями индивида, которые он выплачивал как страховые взносы.

 

Бевериджская  модель исходит из того, что любой  член общества имеет право на минимальную  защищенность от социальных рисков, независимости  от экономической активности в трудоспособном возрасте.

 

Наряду с  принятой ЕС модификацией парадигм социальной политики используются и другие обозначения – социалистическая, консервативная, либеральная, католическая, патерналистическая модели.

3.. Социальной сущностью государственной экономической политики в развитых индустриальных странах является три важнейших компонента:

  • нормативно-договорное регулирование заработной платы наемных работников и доходов самозанятого населения, на которые приходится примерно 50% ВВП (в России эти расходы в последние 15 лет не превышали 25% ВВП);
  • развитые институты обязательного и добровольного социального страхования, которые позволяют минимизировать и компенсировать основные виды социальных рисков - болезни, старости, инвалидности, утраты места работы, на которые приходится около 15-25% ВВП (в России эти расходы в последние 15 лет не превышали 7% ВВП);
  • предоставление государством общественных (публичных) благ, связанных с социальным обеспечением, образованием, здравоохранением, жилищно-коммунальными услугами, с поддержкой прогрессивных форм развития экономики с помощью государственного бюджета, на что выделяется около 18-25% ВВП (в России эти расходы составляют не более 10%).

Информация о работе Лекция по "Политике"