Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:44, реферат
Феномен либерализма занимает особое место в духовной и политической жизни общества. Либерализм имеет достаточно долгую историю своего существования, при чем существования не «пассивного», а «активного в форме мощных общественных движений, деятельности многочисленных партий и т.д.
Либерализм не имеет себе равных по широте распространения в современном мире: вряд ли сегодня существует индустриально-развитое государство, где хотя бы в какой-то степени не была бы представлена та или иная разновидность либерального мировоззрения.
Введение 3
Становление и развитие 4
Основные положения классического либерализма 4
Борьба за социальные права 6
Демократия классического либерализма 8
Отличительные черты либеральной демократии 9
Слабости либеральной демократии 10
Неолиберализм (Либерал-реформизм) 11
Правый и левый либерализм 12
Российский либерализм 13
Заключение 15
Список литературы 17
Санкт-Петербургский
институт (ТУ)
Кафедра социологии
Реферат на тему:
Либерализм
Выполнили студенты
Преподаватель:
Санкт-Петербург 2012 г.
Содержание
Введение
Становление
и развитие
Основные
положения классического
Борьба за
социальные права
Демократия
классического либерализма
Отличительные
черты либеральной демократии
Слабости
либеральной демократии
Неолиберализм (Либерал-реформизм)
Правый и
левый либерализм
Российский
либерализм
Заключение
Список литературы
Введение
Феномен либерализма занимает особое место в духовной и политической жизни общества. Либерализм имеет достаточно долгую историю своего существования, при чем существования не «пассивного», а «активного в форме мощных общественных движений, деятельности многочисленных партий и т.д.
Либерализм не имеет себе равных по широте распространения в современном мире: вряд ли сегодня существует индустриально-развитое государство, где хотя бы в какой-то степени не была бы представлена та или иная разновидность либерального мировоззрения.
Слово «либерализм» происходит от латинского liberalis — «свободный», «имеющий отношение к свободе».
«Сущностью либерализма, - говорит английский политолог Д.Хитер, - является свобода. А так как свобода может быть обеспечена только через приоритет человека, то главным для либерала является не общество или какая-то его часть, а отдельный индивид и его воля». Индийский политолог Джохари определяет либерализм как «голос в защиту свободы», как «стремление реализовать идею свободы в общественной жизни и следовать принципам свободы».
Однако
понятие свободы весьма
В современном
мире либерализм существует как историко-философская
доктрина, как идеология, обосновывающая
программные установки
Становление и развитие
Унаследовав ряд идей древнегреческих мыслителей Лукреция и Демокрита, либерализм как самостоятельное идеологическое течение сформировался на базе политической философии английских просветителей Д. Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце XVII— XVIII вв. Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека, а также с системой частного владения, либерализм положил в основу своей концепции идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства. Соответственно ведущими политическими идеями либерализма были и остаются правовое равенство граждан, договорная природа государства, а также в более позднее время сформировавшееся убеждение о равноправии соперничающих в политике «профессиональных, экономических, религиозных, политических ассоциаций, ни одна из которых» не может иметь «морального превосходства и практического преобладания над другими».
С момента своего возникновения либерализм отстаивал критическое отношение к государству, принципы высокой политической ответственности граждан, религиозную веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма. Главными проблемами либеральной идеологии всегда были определение допустимой степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь индивида, совмещение демократии и свободы, верности конкретному Отечеству и универсальных прав человека.
Попытки решения этих вопросов привели к возникновению в либерализме многочисленных внутренних течений. Так, в XX в. наряду с традиционным либерализмом сформировались направления, пытавшиеся соединить его основные ценности с тотальной опорой на государство, или с социально ориентированными идеями, утверждавшими большую ответственность общества за благосостояние людей, нежели отдельного индивида, либо с представлениями, напрочь отрицавшими социальную направленность деятельности государства («консервативный либерализм») и т.д.
Основные
положения классического
В период феодализма идеи естественного права не были полностью забыты. Нередко они использовались для обоснования справедливости восстаний против угнетателей, посягающих на традиционные народные вольности. Свое воскрешение, либеральное переосмысление и развитие эти идеи получили в XVII— XVIII вв. в трудах выдающихся мыслителей либерализма и Просвещения.
Виднейшие представители либерализма — Локк, Монтескье, Руссо, Кант, Джефферсон, Смит, Милль, Бентам и другие — по существу заложили основы современного понимания прав человека. Они обосновали понимание фундаментальных прав человека на жизнь, свободу и собственность, сопротивление угнетению и некоторых других как естественных, неотъемлемых (неотчуждаемых) и священных императивов и норм взаимоотношений между людьми и властью.
Основное внимание было уделено идее индивидуальной свободы. В противоположность феодальному абсолютизму, полностью подчинявшему личность социальным порядкам, либерализм отстаивал автономию личности и ее первичность по отношению к обществу и государству. Все люди признавались изначально («от рождения») равными, обладающими естественными, неотчуждаемыми правами на жизнь, свободу и частную собственность. Свобода понималась как отсутствие внешних (государственных, церковных, общественных и т.д.) ограничений на реализацию сознательных действий индивида в рамках закона. Естественным ограничением свобод индивида признавалась свобода другого человека. «Моя свобода кончается там, – отмечал И.Кант, – где начинается свобода другого человека». Предполагалось, что личность должна без какого-либо давления извне нести бремя моральной ответственности. Таким образом, индивидуальная свобода и социальная ответственность личности рассматривались в неразрывном единстве.
Основоположники классического либерализма были сторонниками теории «общественного договора». Государство рассматривалось как институт, созданный на основе всеобщего консенсуса с целью защиты и обеспечения естественных прав человека. Главная роль в общественной жизни должна принадлежать гражданскому обществу. Объем и сферы деятельности государства должны быть минимизированы. Полагалось, что оно должно выполнять комплекс самых необходимых функций по охране порядка в стране и защите государственной безопасности. Регулирование общественной жизни и деятельность самого государства должны осуществляться строго в соответствии с законами.
Важнейшей заслугой классического либерализма является разработка принципов конституционализма, парламентаризма и правового государства – важнейших идеалов и норм современной демократии. В их числе идея разделения властей, верховенства закона, равенства граждан перед законом, гарантия прав и свобод граждан, веротерпимость, политический плюрализм и т.д.
В экономической области либерализм защищал идеалы свободного рыночного обмена, частного предпринимательства, торговли, выступал за освобождение экономической деятельности от государственной регламентации, за предоставление максимального простора частной инициативе. Государству отводился минимум функций по охране частной собственности и установлению общих рамок свободной конкуренции.
В социальной сфере либерализм исходил из «естественного неравенства» людей, которые обладают неодинаковыми способностями, силой воли, трудолюбием, и поэтому даже в одинаковых условиях результаты их деятельности будут различны. Социальное неравенство рассматривалось как естественный исторический факт.
В духовной
сфере позиции либерализма
Впервые либеральная концепция прав человека нашла систематизированное юридическое выражение в 1776 г. в Вирджинской декларации, положенной в основу Билля о правах конституции США, принятого в 1791 г. В 1789 г. основополагающие права — свобода личности, права на собственность, безопасность и сопротивление угнетению — были конституционно закреплены во французской Декларации прав человека и гражданина. Эти выдающиеся политико-правовые акты не утратили актуальности и сегодня, хотя, конечно же, нынешние представления о правах человека намного богаче по содержанию.
Борьба за социальные права
Либеральные права, постепенно получившие государственное признание в Америке и Европе с конца XVIII в., отвечали в первую очередь интересам буржуазного класса, прямо заинтересованного в отмене феодальных привилегий и сословных ограничений, в устранении государственных запретов на производственную и торгово-предпринимательскую деятельность, в обуздании государства и его подчинении своему контролю с помощью силы денег.
Политический либерализм, подчинив права человека силе денег, показал тем самым свою ограниченность. Примерно до 20-х гг. XX в. в большинстве буржуазно-демократических стран низшие слои общества и женщины не имели избирательных прав. Затруднено было практическое использование провозглашенных в конституциях прав неимущими, так как это требовало необходимых знаний, времени и материальных затрат. Вне государственного внимания оставались экономические и социальные условия свободы личности.
Сама постановка проблемы прав человека в классическом либерализме носит узкий, ограниченный характер. Права охватывают лишь одну сферу взаимоотношений индивидов и государства — их взаимодействие как физических лиц, обладающих собственностью. Права человека обеспечивают гражданам личную безопасность, ограждают их частную (экономическую, семейную, религиозную и иную) жизнь от нежелательного вмешательства со стороны других людей и государства, а также позволяют собственникам контролировать власть посредством избрания ее представителей. При этом вне поля зрения государства остается сфера экономических, культурных и других отношений между людьми и соответствующие виды власти: экономическая, духовно-информационная и др., которые отдаются на откуп собственникам.
Либеральное решение проблемы прав человека хотя и оградило граждан от государственного произвола, однако не защитило их от эксплуатации и деспотизма собственников, не привело к социальному освобождению всех членов общества. Развязав руки буржуазии и создав благоприятные условия для промышленной революции и утверждения капитализма, оно в то же время увеличило социальное неравенство и обострило классовые конфликты. Оказалось, что отсутствие всяких ограничений в использовании гражданских прав делает их привилегией меньшинства. Это породило массовый протест рабочего класса и других низших слоев общества, требовавших принятия законов, создающих социальные условия свободы и уважения человеческого достоинства неимущих граждан и ограничивающих власть собственников.
Впервые требования дополнить либеральные права правами социальными были обоснованы и выдвинуты в первой половине XIX в. чартистским движением рабочих Англии. В своей программе, разработанной в 1839 г., чартисты выступили за эволюционный путь к социализму, не отрицающий либеральные права, в том числе частную собственность, но требующий справедливой, полной оплаты труда и равноправного участия рабочих в управлении государством.
Социальные права и социальная демократия, защищающие личность в производственной сфере и обеспечивающие достойные условия ее существования, являются одним из важнейших лозунгов социалистического движения. Многие из этих прав (право на труд, отдых, образование и др.) впервые были конституционно закреплены в СССР и других странах марксистского социализма, хотя здесь их провозглашение сопровождалось нарушением традиционных либеральных прав. Это привело в конечном счете к нарастанию в обществе различных социальных привилегий, уравниловке в оплате труда, снижению его эффективности, массовому распространению психологии социального иждивенчества, низкому уровню благосостояния большинства граждан.