Личность и политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:04, контрольная работа

Краткое описание

В цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Человек является не только объектом но и субъектом политики, ее творцом и исполнителем, когда вовлекается в политико-властные отношения, в процесс принятия решений и управления. Социальные группы слои, классы, массовые движения, партии, общественные организации, государственные структуры несомненно играют важную роль в политике, являются ее субъектами. Однако сами эти группы и организации также состоят из личностей.

Содержание

1. Введение.
2. Личность как субъект и объект политики.
3. Права и свободы личности. Проблема прав человека в современном мире. Права человека в Конституции РФ.
4. Политическая социализация личности.
5. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 42.81 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ.

 

 

 

  1. Введение.
  2. Личность как субъект и объект политики.
  3. Права и свободы личности. Проблема прав человека в современном мире. Права человека в Конституции РФ.
  4. Политическая социализация личности.
  5. Список литературы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Введение

 

     В  нормальном,  цивилизованном  обществе  политика  осуществляется  для людей и через людей.   Какую  значительную  роль  ни  играли  бы  социальные группы, массовые общественные  движения,  политические  партии,  ее  главным субъектом выступает личность, так как сами эти группы,  движения,  партии  и другие  общественные  и  политические  организации   состоят   из   реальных личностей. Только через взаимодействие  их  интересов  и  воли  определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической  жизни общества. Активное участие  личности  в  политической  жизни общества  имеет многоплановое значение.

    Во-первых, через такое участие  создаются   условия  для  более  полного раскрытия  всех возможностей человека,  для его  творческого  самовыражения, что составляет   необходимую   предпосылку   наиболее  эффективного  решения общественных  задач.   Качественное   преобразование   всех   сторон   жизни предполагает всемерную интенсификацию   человеческого  фактора,  активное  и сознательное  участие  в  этом  процессе  широких  народных  масс.   Но  вне демократии,  доверия и гласности становятся невозможны  ни  творчество,   ни осознанная активность, ни заинтересованное участие.

    Во-вторых, всеобщее развитие человека как   субъекта  политики  является  важным   условием  тесной  связи  политических  институтов   с   гражданским обществом,  контроля  за   деятельностью   политико-управленческих  структур со  стороны  народа,    средством   противодействия   деятельному   аппарату управления, отделений функций управления от общества.

    В-третьих,   через    развитие   демократии   общество    удовлетворяет потребность своих членов участвовать в управлении делами государства.

В цивилизованном обществе политика осуществляется для людей  и через людей. Человек является не только объектом, но и субъектом политики, ее творцом и исполнителем, когда вовлекается в политико-властные отношения, в процесс принятия решений и управления. Социальные группы, слои, классы, массовые движения, партии, общественные организации, государственные структуры, несомненно, играют важную роль в политике, являются ее субъектами, однако сами эти группы и организации также состоят из личностей.

Именно взаимодействие личностей, их интересов, в конечном счете определяет содержание политического процесса. Поэтому политика в системе ценностных ориентаций личности занимает одно из ведущих мест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Личность как  субъект и объект политики

 

 В решении проблемы «личность – политика» важно определить место и роль человека в общественной жизни, в политической деятельности, в управлении государством. Большинство политических доктрин исходят из интересов человека, его свободы, как приоритетной ценности. Поступательное движение общества есть движение от несвободы к свободе, в ходе которого реализуются творческие возможности личности, воплощаются общечеловеческие ценности и демократические идеалы.

Понятие «личность», выражая социальную сущность человека, существует в неразрывной связи с понятием «общество». Личность - это человек, воплощающий конкретно-исторические общественные отношения, оказывающий воздействие на них в меру своих сил и способностей и в зависимости от положения, которое он занимает в обществе.

Психологически политическая активность личности обусловлена человеческой потребностью принадлежать к социуму, то есть общности, отождествлять себя со своей нацией, социальным слоем, группой, политической партией, объединением. Зачастую человек приобщается к политике, чтобы стать именно частью социальной общности. Это избавляет от одиночества, дает почувствовать силы и способности влиять на ход политических процессов. Научный подход к определению места и роли личности в обществе дает возможность показать, при каких условиях личность становится подлинным субъектом социальных отношений, субъектом власти, определить социальный статус личности.

Статус тесно связан с  политической ролью личности. Политическая роль - динамичная сторона статуса, его функция, определенное поведение. Каждый человек не только занимает место в социальной, политической структуре общества, но и выполняет соответствующие этому месту функции. Политическими ролями личности могут выступать роль избирателя, депутата, члена политической партии, общественно-политической организации, участника митинга, демонстрации и т.п.

Таким образом, мерой политики, движущим началом политической активности нации, класса, политической партии, политического движения и т.п. является именно личность, ее интересы, ценностные ориентации и цели.

Классификация субъектов  политики достаточно разнообразна. Наиболее широко распространено их деление на два основных типа: социальный и институциональный.

Социальный охватывает индивидов и различные социальные слои, в том числе профессиональные, этнические, демографические и другие группы.

Институциональный включает государство, политические партии, профессиональные союзы, политические движения, группы интересов и т.п.

Иногда выделяется и третий тип субъектов политики - функциональный, охватывающий социальные институты, предназначенные для решения преимущественно неполитических задач, хотя в действительности оказывающие заметное, а порою и весьма существенное влияние на политику: церковь, учебные заведения, корпорации, спортивные ассоциации, добровольные общества и т.п.

Быть субъектом политики, т.е. ее сознательным проводником, можно лишь в условиях демократического общества, где господствуют политические права и свободы, имеет место полнота и достоверность информации, гласность, возможность пропагандировать и отстаивать свои убеждения, по своему усмотрению участвовать в различных формах политической жизни.

Тоталитарные и авторитарные режимы, в которых политическая жизнь строго регламентируется государством или партией, характеризуются отсутствием возможностей для самостоятельного, творческого участия личности в политике. Здесь личность выступает не субъектом, а лишь объектом политики, т.е. исполнителем чужой воли.

Объектом политики личность может выступать и в условиях демократического режима, но лишь постольку, поскольку она обязана соблюдать конституцию, законы, распоряжения правительства, нормы общежития и другие предписания, обеспечивающие нормальную, цивилизованную жизнь общества.

Патерналистская концепция личности

 Место человека  в политической  жизни издавна  является предметом горячих споров, которые не утихли и в наши дни.  Уже в древности появляются  учения, по-разному  оценивающие  отношение  личности  к  политике   и   государству. Наиболее влиятельные из них — учения Конфуция, Платона и Аристотеля. 

    Патерналистский  взгляд на политику и личность  исходит  из  неравенства политического  статуса  людей,  трактовки  государства  как  одной   большой патриархальной семьи, в которой вся полнота  власти  принадлежит  правителю- отцу.  Остальные  же  граждане  делятся  на   старших   —   аристократию   и чиновничество,  и  младших  —  простой  люд.   Младшие   должны   безропотно подчиняться  старшим,  которые,  и  прежде  всего  монарх,  в  свою  очередь призваны заботиться о благе народа.

    В патерналистской  концепции власти  рядовому  человеку  уделяется  роль простого исполнителя царской воли,  освещаемой  божественным  происхождением или  церковным  благословением   монарха.  

Политический  человек у Платона и Аристотеля

В политической концепции Платона разработана тоталитарная трактовка  личности. В   своих  проектах  идеального  государства  он  исходит  из   безусловного верховенства целого  (государства) над частью (индивидом).

    Государство,  руководимое  мудрым  царем  или аристократией   —  призвано утверждать   единомыслие    и    коллективизм,    регламентировать       всю жизнедеятельность    человека, следить   за  правильностью  его   мыслей   и верований.    В  своей  земной  жизни  человек  подобен  кукле,  марионетке, управляемой божественными законами.  При  таком понимании личности вопрос  о ее автономии и политическом   творчестве  заведомо  исключается  и   человек  выступает лишь объектом власти.

    Взгляды  Платона  на  роль  индивида  в  политике  оказали  определенное влияние и на мировоззрение крупнейшего мыслителя  античности  —  Аристотеля, хотя в целом в вопросе  о  соотношении  личности  и  власти  его  творчество отмечено  целым  рядом  новых,  конструктивных   идей.   К   ним   относится антропологическая   трактовка   власти   (и   политики),   обоснование    ее производности от природы человека.  Аристотель  считает  индивида  существом политическим по своей природе в  силу  его  естественной  предопределенности жить в обществе, коллективе. Человек не может  существовать  без  общения  с другими людьми. Исторически первыми формами такого общения являются семья  и селение.  На  их  базе,  на  определенной  стадии   общественного   развития возникает государство, которое является высшей формой общения людей.

    Взгляды  Аристотеля на гражданина как  на активный  органический  элемент государственного целого, непосредственно участвующий в  политической  жизни, законодательной   и   судебной   деятельности   государства   и    полностью подчиняющийся его решениям, характерны для античного  понимания  демократии.

Эта  демократия,  считая  свободных  граждан  непосредственными  участниками властных решений, в то же время никак не  защищала  личность  от  произвола, санкционированного волей большинства.

    Индивидуалистической  и  гуманистической   реакцией   на   политическую беззащитность личности в отношениях с  государством  явился  либерализм.  Он впервые в истории социально-политической мысли отделил индивида от  общества и государства, провозгласил политическое  равенство  всех  граждан,  наделил личность фундаментальными,  незыблемыми  правами,  утвердил  ее  в  качестве главного элемента политической системы, а также ограничил сферу  действий  и полномочий государства по отношению к личности как объекту властвования.

    Индивид  выступает в либерализме источником  власти.  Государство  же  — результат  соглашения,  договора  свободных  людей.  Оно   подконтрольно   и подотчетно народу  и  призвано  выполнять  лишь  те  функции,  которыми  его наделяют граждане. Это, прежде  всего,  задачи  обеспечения  безопасности  и свободы  граждан,  охраны  их  естественных,  священных  прав,   поддержания общественного порядка и социального мира.

    Провозглашая  верховенство  личности,  во  взаимоотношениях  с  властью, либерализм вместе с тем суживает сферу политики  и  тем  самым  ограничивает диапазон политической активности граждан. В либеральной классической  теории личность выступает скорее первичным источником и высшим контролером  власти, чем ее сознательным повседневным участником. Главной  сферой  самореализации личности,   проявления    ее    творческой    активности,    инициативы    и предприимчивости выступает гражданское общество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Права и свободы личности. Проблема прав человека в современном мире. Права человека в Конституции РФ.

Как и в других странах, в России взаимосвязь личности и  политики менялась на разных этапах истории. Однако здесь имелась специфика, обусловленная особенностями ее экономической жизни, геополитическими и социокультурными факторами и традициями. Так, начиная с образования российской государственности, преобладающая роль в политической жизни общества принадлежала не рядовой личности, не народу, а князю, царю, общине, государству. В условиях господства общинных традиций и отсутствия демократических навыков жизни и институтов политическим субъектом здесь выступает не личность, а социальное целое или лидер — царь, вождь и т. д.

Этому способствовала и постоянная тесная связь власти и церкви. Достаточно вспомнить знаменитое послание псковского монаха Филофея к царю Василию IV, в котором он изложил свою теорию «Москва — третий Рим». В ней автор высказывает церковную поддержку царской власти и утверждает вечность последней в случае сохранения приверженности православной вере.

С одной стороны, общинность, соборность образа жизни и мысли русского народа с самого начала глубоко проникают во все поры общественной жизни, в том числе и в его политическое поведение и политический менталитет, вызывая массовое и повсеместное преклонение перед властью. Вместе с тем именно на власть (государство, князя, царя) человек возлагает и всю политическую ответственность за свое благополучие. ( другой стороны, правители России в соответствии с тем, что государство, власть здесь традиционно носили по преимуществу патерналистский характер, и не отказывались (по крайней мере на словах) от своей ответственности за судьбу человека Его покорность служила как бы своеобразной компенсацией за заботу о нем. Личность, таким образом, рассматривалась и со стороны власти и в своем собственном мнении лишь как объект политики. В возникающих конфликтных ситуациях и в трудные моменты жизни человек надеялся прежде всего не на свои силы и поступки и апеллировал не к закону и правовым нормам, а к Богу или царю-батюшке, прекрасно понимая при этом, что «до Бога — высоко, до царя — далеко». Поэтому практическое решение вопросов и конфликтных ситуаций возлагалось на более близкого, непосредственного хозяина, начальника, бари на и т.д.: «вот приедет барин, барин нас рассудит».

Информация о работе Личность и политика