Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:54, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является: изучение понятия личности как субъекта политики.
Задачами работы является: ознакомление с основополагающими правами человека, такими как личные и экономические права; предпосылками политической деятельности, и более подробное рассмотрение личности как субъекта политики.
Введение 3
1.Личность как субъект политики 4
1.1 Патерналистская концепция личности………………………………………6
1.2 Политический человек у Платона и Аристотеля……………………………7
2.Концепция прав человека 10
3.Основополагающие права человека 12
3.1 Личные и политические права……………………………………………...13
3.2 Экономические права……………………………………………………….15
Предпосылки политической деятельности 17
Заключение 19
Список литературы 20
Содержание.
Введение
В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества.
Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение.
Во-первых, через такое участие создаются условия для более полного раскрытия всех потенций человека, для его творческого самовыражения, что в свою очередь составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач. Так, качественное преобразование всех сторон жизни предполагает всемерную интенсификацию человеческого фактора, активное и сознательное участие в этом процессе широких народных масс. Но вне демократии, доверия и гласности становятся невозможны ни творчество, ни осознанная активность, ни заинтересованное участие.
Целью данной контрольной работы является: изучение понятия личности как субъекта политики.
Задачами работы является: ознакомление с основополагающими правами человека, такими как личные и экономические права; предпосылками политической деятельности, и более подробное рассмотрение личности как субъекта политики.
1.Личность как субъект политики.
Анализ
места человека в политической жизни
открывает крупный раздел политической
науки, посвященный субъектам
1) субъекты персональные, движимые заботой о реализации своих непосредственных, местных, повседневных интересов и не осознающие политических последствий своего участия, своей политической роли;
2)
субъекты-подданные,
3) субъекты-партиципанты (участники), ясно осознающие свои цели и пути их реализации и использующие для этого институциональные механизмы (партии, движения и т.п).
Классификация субъектов политики достаточно разнообразна. Пожалуй, наиболее широко распространено их деление на два основных уровня:
1) социальный, включающий индивидов и различные социальные слои (в том числе профессиональные, этнические, демографические и др.). Сюда относятся личность, профессиональная группа, нация, класс, элита и т.д.;
2)
институциональный,
Иногда выделяется и третий, «функциональный» уровень, включающий социальные институты, предназначенные для выполнения преимущественно неполитических задач, хотя в действительности оказывающие заметное, а порою и весьма существенное влияние на политику: церковь, университеты, корпорации, спортивные ассоциации и т.п.
В англоязычной политологии вместо термина «субъект политики» употребляется понятие «политический актер» (или «актор»). Это связано прежде всего с тем, что слово «субъект» (subject) в английском языке традиционно означает «подданный». Однако имеющиеся в мировой политической науке терминологические расхождения не меняют сути дела. Анализ субъектов политики занимает в ней одно из центральных мест.
Первичным субъектом политики является личность (индивид). Как отмечали еще древние (Протагор), «человек есть мера всех вещей». Это полностью применимо и к политике. Именно личность, ее интересы, ценностные ориентации и цели выступают «мерой политики», движущим началом политической активности наций, классов, партий и т.д. Проблема личности имеет в политической науке по меньшей мере три главных аспекта:
1)
личность как индивидуальные
психо-физиологические (
2)
личность как представитель
3)
личность как относительно
Место человека в политической жизни издавна является предметом горячих споров, которые не утихли и в наши дни. Уже в древности появляются учения, по-разному оценивающие отношение личности к политике и государству. Наиболее влиятельные из них — учения Конфуция, Платона и Аристотеля. Первый из этих мыслителей детально разработал патерналистскую концепцию государства, господствовавшую в мировой политической мысли на протяжении многих веков, а на Востоке — почти двух тысячелетий.
Патерналистский взгляд на политику и личность исходит из неравенства политического статуса людей, трактовки государства как одной большой патриархальной семьи, в которой вся полнота власти принадлежит правителю- отцу. Остальные же граждане делятся на старших — аристократию и чиновничество, и младших — простой люд. Младшие должны безропотно подчиняться старшим, которые, и прежде всего монарх, в свою очередь призваны заботиться о благе народа.
В
патерналистской концепции
В
современном мире патерналистские
взгляды на соотношение индивида
и власти в основном преодолены,
хотя многие из отмеченных выше идей и
сегодня достаточно широко распространены
в развивающихся странах с преимущественно
крестьянским населением, в авторитарных
и тоталитарных государствах, представляющих
вождя-диктатора как отца нации, защитника
простого человека, а в какой-то степени
и в демократических государствах, где
часть населения все еще воспринимает
президента или премьера как главу единой
большой семьи, а себя — как маленького
человека, покорного исполнителя указаний
властей.2
Не
менее существенное влияние на последующую,
в том числе современную
Взгляды Платона на роль индивида в политике оказали определенное влияние и на мировоззрение крупнейшего мыслителя античности — Аристотеля, хотя в целом в вопросе о соотношении личности и власти его творчество отмечено целым рядом новых, конструктивных идей. Прежде всего, к ним относится антропологическая трактовка власти (и политики), обоснование ее производности от природы человека. Аристотель считает индивида существом политическим по своей природе в силу его естественной предопределенности жить в обществе, коллективе. Человек не может существовать без общения с другими людьми. Исторически первыми формами такого общения являются семья и селение. На их базе, на определенной стадии общественного развития возникает государство. Оно есть высшая форма общения людей.
В
отличие от семьи, предполагающей отношения
неравных: подчинение детей и всех младших
отцу, рабов — своему господину, государство
основывается на взаимодействии свободных
и равных граждан. В нем реализуется высшая
цель природы человека — индивид становится
органической частью живого и целостного
политического организма. И в этом смысле
государство имеет первенство перед личностью.
Догосударственные формы человеческого
общежития и аполитичность индивида —
признак низкого уровня развития человеческой
природы, характерного для варваров и
рабов. Хотя Аристотель и выступает за
приоритет государства в отношениях с
гражданином, но, в отличие от Платона,
он противник огосударствления общества,
обобществления имущества, жен и детей.
По его мнению, тотальная унификация всех
граждан, чрезмерное единство государства
ведет к его распаду. Индивиду и семье
необходима определенная автономия. В
целом же Аристотель, как и его предшественники,
еще не отделяет личность и общество от
государства. Гражданин выступает у него
не только субъектом партиципантом власти,
но и ее объектом во всех своих жизненных
проявлениях. Взгляды Аристотеля на гражданина
как на активный органический элемент
государственного целого, непосредственно
участвующий в политической жизни, законодательной
и судебной деятельности государства
и полностью подчиняющийся его решениям,
характерны для античного понимания демократии.
Эта демократия, считая свободных граждан
непосредственными участниками властных
решений, в то же время никак не защищала
личность от произвола, санкционированного
волей большинства.3
2.Концепция прав человека
Права личности занимают одно из центральных мест в политической и юридической науках. Они представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получать определенные блага (это собственно права).
Современное понимание прав человека восходит к идеям естественного права, которые возникли в далекой древности. Так, еще софисты (Ликофрон, Антифон, Алкидам) в V—IV вв. до Р.Х. утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, обусловленные природой естественные права. Само же государство и его законы Ликофрон трактовал как результат общественного договора.
Идею
договорного происхождения
Аристотель высказал ряд идей, близких к современной концепции прав человека. Так, он не только признает права гражданина государства, но и различает естественное и условное, позитивное право, а также считает, что естественное право должно служить образцом для права условного, которое, в свою очередь, более изменчиво и является результатом деятельности властей и соглашений между людьми. Эта идея верховенства естественного права над законами государства получила свое развитие в современных теориях прав человека, в том числе и в концепции правового государства.
Однако
в период феодализма воцарилось принципиально
иное понимание прав личности. Идея равенства
от рождения естественных прав всех людей
или хотя бы правового равенства всех
свободных граждан была отвергнута и сами
права трактовались как привилегии, дарованные
монархом подданным. Каждое из сословий
имело специфические права, которые сокращались
по мере снижения по лестнице общественной
иерархии. Лишь в XVII в. произошло возрождение,
либеральное переосмысление и развитие
концепции естественного права.