Макиавелли и макиавеллизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 01:15, реферат

Краткое описание

Сам Макиавелли выдвинул главный тезис, послуживший потом всем защитникам научности его смелых высказываний, — требование «действительной истины».
Нравственность есть такое же историческое явление, как государство и религия. Она вызвана потребностями общежития и слагается под влиянием условий общественной жизни. А так как эти потребности и условия не остаются неизменными везде и всегда, то и содержание нравственных правил не одинаково у всех народов и во все времена. Но и у одного и того же народа нравственные понятия не всегда совпадают, и различные общественные группы исповедуют различные правила морали.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Автобиография Макиавелли………………………………………………4
Макиавелли и новая политика о политике. Отделение политики от морали………………………………………………………………………5
Макиавелли о природе государственной власти и качествах правителя……………………………………………………………………8
Макиавеллизм……………………………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………..16
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Makiavelli_1.docx

— 58.14 Кб (Скачать файл)

                                   Республика  Казахстан

Алматинский университет энергетики и связи

 

 

Кафедра Социальных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семестровая работа №1

по курсу  «Политология»

Макиавелли  и макиавеллизм

 

 

 

 

 

 

 

 

        Выполнил: студент гр. ТЭС-08-4

        Дьяченко О. А.

        Проверила: профессор

        Абдуллина З.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы 2010 

План

  1. Введение……………………………………………………………………3
  2. Автобиография Макиавелли………………………………………………4 
  3. Макиавелли и новая политика о политике. Отделение политики от морали………………………………………………………………………5
  4. Макиавелли о природе государственной власти и качествах правителя……………………………………………………………………8
  5. Макиавеллизм……………………………………………………………..13
  6. Заключение………………………………………………………………..16
  7. Список литературы

 

Введение

 

     В Николо Макиавелли удивительным образом сочетались политик и писатель, человек действия и мыслитель, практик и теоретик. Себя он не без гордости считал одним из одарённых политической мудростью.

     Чтобы понять философский смысл данного у Макиавелли решения нравственно-политической проблемы, нужно сказать два слова о принципиальной возможности научного подхода к «субъективной сфере» морали, тем более, что Макиавелли до сих пор объявляется иногда «чистым политиком, разделившим политику и мораль. В свое время тезис о разделении политики и морали сыграл положительную роль, поскольку он апеллирует к научности и снимает с Макиавелли как ученого обвинения в аморализме.  Но сегодня, очевидно, что от одного противопоставления политической реальности и нравственных норм для науки пользы мало. Нужно объяснить их расхождение, тем более что и государство и мораль вызваны к жизни общим интересом.

     Сам Макиавелли выдвинул главный тезис, послуживший потом всем защитникам научности его смелых высказываний, — требование «действительной истины».

     Нравственность есть такое же историческое явление, как государство и религия. Она вызвана потребностями общежития и слагается под влиянием условий общественной жизни. А так как эти потребности и условия не остаются неизменными везде и всегда, то и содержание нравственных правил не одинаково у всех народов и во все времена. Но и у одного и того же народа нравственные понятия не всегда совпадают, и различные общественные группы исповедуют различные правила морали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Автобиография Макиавелли 

 

     Выдающийся итальянский историк и политический мыслитель эпохи Возрождения, Макиавелли родился во Флоренции, в семье юриста. Образование получил в городской и частных школах, изучал латинских классиков, право. В 1498 - 1512 гг. был на государственной службе в должности секретаря второй канцелярии Флорентийской республики, много ездил по делам Синьории (высший орган республики), был во Франции, Тироле, Милане, Мантуе. Среди друзей Макиавелли ведущие политические деятели Флоренции - Пьеро Содерини и Франческо Веттори. Его карьера была прервана в 1513 г., когда в республике вновь (после1494 г.) установилась тирания Медичи. Подозреваемый в заговоре против Мидичи, Макиавелли был удален от политических дел и отправлен в ссылку в свое небольшое имение под Флоренцией.

     1513 - 1520 годы стали временем наибольшей творческой активности Макиавелли. В этот период он пишет свои главные политические сочинения "Государь" и "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия", тракт "О военном искусстве", комедию "Мандрагора''. В последующие годы, выполняя поручения флорентийских купцов, Макиавелли совершает поездку в Лукку и Венгрию, пишет "Историю Флоренции " (по заказу папы Климента 7), которую преподносит папе в Риме в 1525 г. В 1526 - 1527 гг., когда Флоренции угрожали испанские войска, Макиавелли создает проект укрепления стен города и входит в комиссию, занятую реализацией этого проекта. В мае1527 г., когда власть Медичи была свергнута, Макиавелли предлагает свою кандидатуру на пост канцлера Флорентийской республики, но голосование в Большем Совете оказалось не в его пользу. Тяжело переживая неудачу, он скоро скончался.

     Как политический мыслитель Макиавелли произвел подлинный переворот в устоявшейся традиции, освободив политику от пут теологии и поставив ее на реальную основу - изучение самой действительности. Макиавелли видел в политике науку и искусство, умение глубоко анализировать реальную ситуацию, теоретически осмыслить ее и найти правильное решение, искусную тактику для воплощения теории в практику. Особенно четко реализм его политической мысли виден в "Государстве", имевшем целью дать руководство по созданию сильного централизованного государства, способного противостоять внешним и внутренним врагам. Макиавелли глубоко переживал трагедию раздробленной Италии, ставшей ареной разорительных войн, которые вели на ее территории Франция и Испания. Трезво оценивая обстоятельства, опираясь на средние слои, не доверяя в полной мере ни знати, ни плебсу, государь должен твердой рукой укреплять сваю власть, не сковывая себя моральными нормами, если это диктует ситуация. "Государи должны обладать гибкой способностью изменять свои убеждения сообразно обстоятельствам и... если возможно, не избегать честного пути, но в случае необходимости прибегать и к бесчестным средствам". Жесткие методы правления, включая коварство, обман, подкуп, предательство и т.д., взятые в отрыве от патриотической цели, которой руководствовался Макиавелли, создавая "Государя", в политической мысли последующих столетий были абсолютизированы, оформившись в понятие "макиавеллизм".

      Велик был вклад Макиавелли в развитие исторической мысли, он впервые обратил внимание на социальную борьбу как важный фактор развития общества. Анализируя средневековую историю Флоренции, он делает четкий вывод: "Раздоры возникали сперва среди нобилей, затем между нобилями и пополанами и, наконец, между пополанами и плебсом, и вдобавок очень часто случалось, что даже среди победивших происходил раскол". Макиавелли подошел к пониманию классовой борьбы как движущей силы истории.

Макиавелли  прославился и как писатель, особенно сатирической комедии "Мандрагора", высмеивающей ханжескую мораль.

 

Макиавелли и новая политика о политике. Отделение политики от морали

Сочинениями Макиавелли положено начало политико-правовой идеологии Нового времени. Его политическое учение было свободно от теологии; оно основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств Античного мира, на представлениях Макиавелли об интересах и стремлениях участников политической жизни. Макиавелли утверждал, что изучение прошлого дает возможность предвидеть будущее или по примеру древних определить средства и способы действий, полезных в настоящем. "Чтобы знать, что должно случиться, достаточно проследить, что было... Это происходит от того, — пояснял Макиавелли, — что все человеческие дела делаются людьми, которые имели и всегда будут иметь одни и те же страсти и поэтому они неизбежно должны давать одинаковые результаты".

     У Макиавелли политика рассматривается автономно, как самостоятельная область человеческой деятельности, имеющая свои собственные цели и свои законы, независимо не только от религии, но и от морали. Было бы, однако, неверно рассматривать политическое учение Макиавелли как проповедь безнравственности. Моральные соображения у Макиавелли всегда подчинены целям политики. Политическая деятельность, т.е. прежде всего создание и укрепление государства, имеет единственный собственный критерий оценки, заключенный в ней самой: критерий этот - польза и успех, достижение поставленных целей. Хорошим и благим флорентийский секретарь объявляет все» что содействует укреплению государства, его похвалы удостаиваются те политические деятели, которые добиваются успеха любыми средствами, в том числе и с помощью обмана, хитрости, коварства и открытого насилия.1

Н. Макиавелли считается родоначальником политической науки. Именно он определил предмет, метод и закономерности политики.

Макиавелли  обосновал самостоятельность политической сферы, ее относительную автономность от других областей жизни общества (экономики, культуры и т. д.), поскольку политика имеет собственную логику, содержание которой определяет политическая власть. Именно власть во всех ее проявлениях и является предметом политической науки.

Макиавелли  изучал политику как социальную реальность, а не воображаемый, идеальный мир. Он перенес политику из сферы воображаемого в плоскость объективного и реального.

     Политика, по Макиавелли, будучи самостоятельной сферой жизни, имеет собственную логику, которую определяет не Божественный Промысел, а действие двух факторов:

1) идея объективной исторической необходимости закономерности: "Чтобы знать, что должно случиться, достаточно проследить, что было...". Эту историческую необходимость мыслитель называет «судьба»;

2) политическая энергия индивида как набор личных качеств (доблести, силы, хитрости, предприимчивости и т. д.), необходимых для завоевания власти.

Природа политики, по мнению Н. Макиавелли, коренится в глубинах человеческой психики. Человек как существо, наделенное разумом и свободной волей, стремится к превосходству над другими индивидами для получения желаемых благ: "Это происходит оттого, что все человеческие дела делаются людьми, которые имели, и всегда будут иметь одни и те же страсти и потому они неизбежно должны давать одинаковые результаты".

Однако  желания всегда обгоняют реальные возможности  человека. "Природа создала людей таким образом, - писал Макиавелли, - что люди могут желать всего, но не могут всего достигнуть".

Из-за этого  люди беспокойны, честолюбивы, подозрительны  и никогда не довольствуются своей  долей.

Участие в борьбе за политическую власть позволяет  человеку удовлетворить те потребности, которые были для него недоступны.

Интересы  и потребности являются мотивами политического участия. Однако наиболее значимые потребности и интересы человек реализует в определенных условиях, с которыми вынужден сообразовывать свои поступки. "Чтобы не была потеряна свободная воля, можно полагать правдой, что судьба предопределяет половину наших действий, а другой половиной, или около этого, она предоставляет управлять нам".2

Макиавелли  считал, что политическая наука — это наука практическая, служащая решению жизненно важных задач. Политическая наука, по его мнению, должна постигать истинное положение вещей, непосредственно наблюдая за фактами: поведением политических лидеров, масс, их взаимодействием.

Метод политического  реализма, который ввел в политическую науку Н. Макиавелли, окончательно освобождает ее от религии.

Задачу  политической науки он видел в том, чтобы выявить:

  • закономерности развития различных форм государства;
  • факторы их устойчивости;
  • их связь с расстановкой политических сил;
  • обусловленность политики экономическими, военными, географическими, психологическими факторами1.

Н. Макиавелли отделил политику и право от морали на том основании, что мораль — это сфера вечного, а политика и право — сфера повседневных интересов. Позднее политику, основанную на культе насилия, безнравственности, назвали "макиавеллизмом".

Политика, по его мнению, не должна основываться на моральных принципах, должна исходить из целесообразности, соответствовать опыту, практике, конкретной ситуации. Политика подчинена достижению определенных целей, которые ставят участники политических взаимодействий. Выбор цели зависит от обстоятельств, а не от морали. Поэтому цель следует сообразовывать со средствами, а средства — с обстоятельствами и результатами. Следовательно, принцип относительности, по Н. Макиавелли, решает проблему соотношения целей и средств в политике. "Государь, - отмечал мыслитель, - если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствует беспорядку. Ибо от беспорядка, который порождает грабежи и убийства, страдает все население, тогда как от кар, налагаемых государством, страдают лишь отдельные лица".

Однако  использование коварства и насилия  является, по Макиавелли, не самоцелью, а неизбежным злом, направленным против еще большего зла.

Прогрессивное по методологической основе политическое учение Макиавелли несло на себе отпечаток эпохи. Это особенно ярко выразилось во взглядах Макиавелли на методы осуществления государственной власти, способы и приемы политической деятельности.

В произведениях  Макиавелли политика не только отделялась от морали, но и противопоставлялась общераспространенным представлениям о должном и недолжном, постыдном и похвальном, человечном и бесчеловечном, позорном и почетном. Деятельность государства он исследовал как такую сферу проявления интересов, чувств, настроений людей, социальных общностей и правительств, в которой действуют особые правила, не тождественные нормам морали, регулирующей отношения между частными лицами. Поступки основателей государств, завоевателей, узурпаторов престола, создателей законов, политических деятелей вообще, рассуждал Макиавелли, должны оцениваться не с точки зрения морали, а по их результатам, по их отношению к благу государства.

Макиавелли  стремился обосновать несовместимость  политических правил и элементарных норм морали и их принципиальную противоположность.

 

Макиавелли о природе  государственной власти и качествах  правителя.

В центре исследования Н. Макиавелли находится  государство. Он создает принципиально новую концепцию государства.

Информация о работе Макиавелли и макиавеллизм