Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 19:37, контрольная работа
Зарождение идеи прав человека возникает в V — IV вв. до н. э. в древних полисах (Афинах, Риме), проявление принципа гражданства было крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения прав между различными классовыми структурами было неизбежной частью для тех этапов развития общества. Каждая новая ступень добавляла новые качества правам человека, распространяла их на все более широкий круг субъектов. Происходило это не стихийно, а в результате постоянной борьбы и в течении долгого периода времени.
Права человека — сложное, многомерное явление, в значительной мере зависящее от генезиса правовых норм (в которых они сформулированы). Появившись сначала, как мононорма, позднее трансформировалось в норму права. Большой вклад в развитие гражданских прав и свобод, через совершенствование норм права, внесли римляне.
Введение
Глава 1. Понятие и классификация прав и свобод человека
Глава 2. Основные права и свободы человека
Глава 3. Гарантии прав и свобод человека
Глава 4. Международные стандарты в области прав и свобод человека
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие и классификация прав и свобод человека
Глава 2. Основные права и свободы человека
Глава 3. Гарантии прав и свобод человека
Глава 4. Международные стандарты в области прав и свобод человека
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Так сказано в конституции (Г.2 КРФ). К сожалению не все, что написано, имеет место быть в реальности, но, тем не менее, целью этой работы является краткое (не вдаваясь в подробности) описание основных прав и свобод человека и основных принципов этих понятий. Организация Объединенных Наций определяет права человека как “права, которые присущи нашей природе и без которых мы не можем жить как люди”. Права человека
называют также “общим языком
человечества” - и не без оснований.
Наряду с врожденной и присущей
исключительно людям
объясняет юрист, специализирующийся на правах человека, “мы используем термин “права человека”, а не “потребности человека”, поскольку с юридической точки зрения слово “потребность” не имеет такой силы, как слово “право”. При такой формулировке мы возводим удовлетворение человеческих потребностей в ранг права, которым в моральном юридическом отношении наделен каждый человек”.
Зарождение идеи прав
Права человека — сложное, многомерное явление, в значительной мере зависящее от генезиса правовых норм (в которых они сформулированы). Появившись сначала, как мононорма, позднее трансформировалось в норму права. Большой вклад в развитие гражданских прав и свобод, через совершенствование норм права, внесли римляне.
В период средневековья
на пути обеспечения прав
человека явился “ Хабеас
10 первых поправок к Конституции
США, в которых закреплялся
Идеи Руссо, Гроция, Локка, Монтескье стали мощным фактором Великой Французской Революции, а так же дальнейшее развитие идей прав человека, яркий тому пример — “ Декларация прав человека и гражданина ” 1789 г.
Современное воплощение идей прав человека представлено в “ Всеобщей
декларации прав человека ” (1948 г.), “ Международном пакте о гражданских и политических правах ” (1976 г.), “ Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах ” (1976 г.).
Существует две
Теория природных (неотъемлемых) прав рассматривает публичные свободы
как природные и неотъемные, даже тогда когда действуют в отношениях с
властью. Основные права приобретаются человеком фактично, по факту людского существа (при рождении).
Таким образом, эти права
являются природными и не
(и даже противостоят ему); выступают как фактор, который государство
должно признавать и уважать основные права — права автономии индивида в государственно-организованном обществе. Автономия индивида в отношениях с властью. Теория предоставленных прав. Основные права существуют всегда в юридической форме, а право — форма выполнения власти, даже основные права сами по себе являются аспектами воплощения государственной власти. Эти права наделяются государством индивиду, а поскольку это так, то и ограничиваются государством, т.к. нет абсолютных прав. Государство наделяет индивида правами в соответствии со своими реальными возможностями, поэтому в различных государствах основные права не повторные (специфические).
Основные фундаментальные
Первое поколение прав
сформулированы в процессе
буржуазной революции, а позже
закреплены и расширены в
Глава 1. Понятие и классификация прав и свобод человека и гражданина
Права и свободы человека занимают центральное место в общей шкале гуманитарных ценностей. Они внетерриториальны и вненациональны, т.е. их признание и соблюдение, а также защита являются не внутренним делом какого-либо государства, а объектом международного регулирования.
В отношении прав и свобод человека сложилось несколько теоретических подходов. Сторонники естественно-правовой теории, со времен Аристотеля считают права человека естественными, вытекающими из неизменной природы разумного существа. В основе прав и свобод по их мнению могут быть лишь правила морали и критерии справедливости безотносительно к правовым нормам государства. Естественно, правовой подход долгое время категорически отрицался советской правовой наукой. В частности, С.С. Алексеев писал: «В соответствии с подлинным научным взглядом на общество никаких прирожденных, якобы связанных только с одной «природой человека» прав нет и существовать не может»[1]. Следует отметить, что постперестроечная отечественная теория права в значительной мере следует именно этой концепции. Так, и принятая в 1991 г. Декларация прав человека и гражданина, и новая Конституция России признают, что «права и свободы человека являются естественными и неотчуждаемыми, даны ему от рождения, признаются высшей ценностью и не носят исчерпывающего характера»[2].
Сторонники позитивистского подхода к правам и свободам личности считают, что права и свободы граждан устанавливаются и гарантируются прежде всего государством, т.е. носят конкретно-исторический характер. Отражением этого подхода является и точка зрения известного советского теоретика права С.С. Алексеева: «О правах человека возможно говорить лишь в смысле тех социальных возможностей, той социально оправданной свободы поведения человека как общественного существа, которые определены конкретными условиями его жизнедеятельности в данной общественной системе, действием объективных социальных закономерностей»[3]. Интересно, что впоследствии С.С. Алексеев несколько смягчает свою позицию, называя права человека непосредственно-социальными правами. Он соглашается, что «права человека относятся к самым глубоким, первичным естественным основам бытия человека…, однако подчеркивает, что «вторжение» прав человека в самую ткань правовой системы характеризуется тем, что они начинают приобретать непосредственно юридическое значение. Этот процесс идет через механизм внутригосударственного права»[4]. Сторонникам позитивистского подхода были российские юристы Н.М. Коркунов, Б.А. Кистяковский, советские правоведы В.С. Нерсесянц, В.М. Чхикварзе и др.
Существуют также дуалистическая и монистическая концепции прав и свобод человека. Дуализм заключается в том, что международное право и право отдельного государства рассматриваются как различные, но взаимосвязанные системы, влияющие друг на друга. Монистическая концепция может исходить либо из примата внутригосударственного права, либо из верховенства международного права, в любом случае рассматривая их как изолированные друг от друга системы.
Современная российская правовая наука в основном придерживается дуалистической концепции, а также выступает за примат международного права, что отражено в ст. 15 действующей Конституции РФ.
В теоретическом понимании прав и свобод человека редко делается разграничение между понятием «право» и понятием «свобода». Так, В.Н. Кудрявцев и М.С. Строгович считали: «Политическая свобода – это также право на определенный вид свободного поведения»[5]. Юрист В.Г. Стрекозов и Ю.Д. Казанчев также рассматривают свободу как меру возможного поведения лица, не проводя различий с понятием субъективного права личности. В то же время В.З. Пущин считает, что понятие «свобода» – «более емкий феномен, предполагающий возможность человека по своему усмотрению исповедовать идеалы, придерживаться ценностных ориентаций. В содержании свободы может входить набор нескольких прав человека»[6].
Об условности разграничения понятий «право» и «свобода» говорят также юристы Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин. Тем не менее, они отмечают, что «понятие «свобода» в большей мере связано с такими правомочиями личности, которые очерчивают сферу ее самостоятельности, защищенной от вмешательства в ее внутренний мир (свободы совести, вероисповедания, мысли, слова, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания). Понятие «право» в большей мере предполагает какие-то положительные действия, услуги со стороны государства или правомочия человека на участие в деятельности определенных общественно-политических, хозяйственных структур»[7].
Дискуссионной в правовой науке является проблема различий между правами человека и гражданина. Различие между ними проводится исходя из естественно-правовой концепции. Права человека могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления. Права гражданина находятся под защитой государства. Ряд лиц вообще не имеет статуса гражданина (лица без гражданства, апатриды), тем не менее, они являются носителями прав человека, но не имеют прав гражданина. Таким образом, «права человека не всегда выступают как юридические категории, а только как моральные или социальные»[8]. Однако сами авторы цитируемого учебника признают, что «поскольку прирожденные права человека давно признаны всеми развитыми демократическими государствами… <постольку> …выступают одновременно и в качестве прав гражданина»[9].
В юридической науке все права граждан называют еще субъективными, т.е. индивидуальными правами. «Субъективное право – это гарантированная государством мера возможного (дозволенного) поведения личности, важнейший элемент ее конституционного статуса»[10].
Многообразие подходов к пониманию прав и свобод человека не умаляет возможности и необходимости выработки и признания определенного минимума общегуманитарных и общедемократических требований к правовому и социальному положению личности.
Одним из общепризнанных критериев классификации прав и свобод человека и гражданина являются сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности. В соответствии с данным критерием права и свободы традиционно в науке подразделяются на личные и гражданские (экономические, политические, социальные, культурно-духовные, экологические и т.д.).
Личные права представляют собой совокупность правомочий, отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность и оригинальность личности во взаимоотношениях с государством и обществом.
К ним относятся: право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, личную и семейную тайну, свободу передвижения и т.д.
Экономические права — это правомочия, отражающие экономические аспекты естественных прав человека и обеспечивающие одновременно хозяйственную автономность индивидов и их взаимосвязи друг с другом и обществом. Это право частной собственности, право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом, как единолично, так и совместно с другими лицами, право на предпринимательскую деятельность, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессии т.д.
Политические права определяют возможность участия граждан в управлении государством и обществом. Сюда относятся: право на объединение, на проведение собраний, митингов и демонстраций, на участие в управлении делами государства, как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранным, и т.д.
Социальные права - это права на достойный уровень жизни и социальную защищенность индивида. Среди них наиболее важное значение имеют право на труд, социальное обеспечение, право на жилище, право на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь и др.
Культурно-духовные права - это права на пользование культурно-духовным наследием, ценностями, накопленными в обществе, на формирование духовного мира личности. В данную группу входят: право на пользование родным языком, право на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, право на доступ к культурным ценностям.
Информация о работе Международные стандарты в области прав и свобод человека