Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 12:44, реферат
Мировой политический процесс – это ход развития политических явлений в общепланетарном масштабе, в котором воплощается динамика развития взаимоотношений народов и стран мира, глобального преобразования политической реальности.
Общемировой политической тенденцией современности является глобализация экономических, политических, социальных и культурных процессов, демократизация политической жизни народов и стран мира.
Однако тенденции современного мирового политического процесса по-разному оцениваются сегодняшними политологами.
Введение………………………………………………………………………………………….3
Раздел I. Режимы протекания и характер политического процесс…………………………...5
Понятие политического процесса………………………………………………………….5
1.2 Основные стадии и структура политического процесса………………………………..…8
Раздел II. Особенности мирового политического процесса…………………………………11
2.1 Мировой политический процесс…………………………………………………………..11
2.2 Структурные элементы мирового политического процесса…………………………….12
Заключение……………………………………………………………………………………...15
Список использованной литературы………………………………………………………….16
Содержание
Введение…………………………………………………………
Раздел I. Режимы протекания и характер политического процесс…………………………...5
1.2 Основные стадии и структура
политического процесса……………………
Раздел II. Особенности мирового политического процесса…………………………………11
2.1 Мировой политический процесс……
2.2 Структурные элементы мирового
политического процесса……………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
Введение
Мировой политический процесс – это ход развития политических явлений в общепланетарном масштабе, в котором воплощается динамика развития взаимоотношений народов и стран мира, глобального преобразования политической реальности.
Общемировой политической тенденцией современности является глобализация экономических, политических, социальных и культурных процессов, демократизация политической жизни народов и стран мира.
Однако тенденции современного мирового политического процесса по-разному оцениваются сегодняшними политологами. Так, современные американские ученые М. Зингер и А. Вилдавский отмечают разделенность планеты на:
По мнению этих исследователей, большинство людей проживает в «зонах брожения», где преобладают бедность, анархия и тирания.
В «зоны мира» входят только 25 стран Западной Европы, Северной Америки и Океании (включая Австралию, Новую Зеландию и Японию). В этой зоне преобладают «богатые демократии», в которых уровень жизни граждан высок (10-30 тыс. годового душевого потребления ВНП). Такого благосостояния страна может добиться только на основе высокоразвитой наукоёмкой экономики.
Экономика постиндустриальных стран базируется на использовании компьютеров, электронных средств связи и информационной техники. Высокие технологии стимулируют развитие тонкости, гибкости и способности к творчеству, оттесняя на задний план такие устаревшие «ценности», как массовость и власть. Успех здесь определяется умением договариваться, финансировать и торговать, налаживать и развивать эффективное производство, приспосабливающиеся к повседневному изменению запросов. Наиболее верным путем к успеху является убеждение партнера. Главной ценностью качественной экономики стали люди (а не вещи). Ценность человеческой личности настолько высока, что несопоставима уже ни с какими потенциальными приобретениями – поэтому невозможно, неразумно и немыслимо жертвовать бесценными человеческими жизнями ради приобретения относительных ценностей в виде территориальных и сырьевых ресурсов.
М. Зингер и А. Вилдавский считают в принципе реалистичной перспективу последовательной, постепенной демократизации и стабилизации «зон брожения», хотя последние в настоящее время и составляют 7/8 стран мира.
Альтернативной позиции придерживается известный современный американской социолог-футуролог Ф. Фукуяма, автор концепции «конца истории». Ф. Фукуяма считает, что человечество останется навек разделенным на развитый «центр» (Запад) и отсталую «периферию» (государства Азии, Африки, Латинской Америки, бывшие соцстраны). Отсюда выводится «неоспоримое право» стран «либеральной цивилизации» на монопольное господство в мире. «Периферия» будет поставлять «центру» энергоносители и играть роль свалки для ядовитых отходов, получая взамен гуманитарную помощь от «центра». Только таким образом будет достигаться стабилизация международных отношений.
Обе концепции мирового политического процесса вызывают серьезные возражения. Так, не возражая против взаимосвязанности понятий «мир», «благосостояние» и «демократия», можно заметить, что 8 стран Персидского залива с населением по 1 млн. человек в каждой, будучи, несомненно, богатыми, не строят своего богатства на высокой производительности и технологичности труда и абсолютно не являются демократическими. В то же время наиболее демократичные страны мира обрели своё богатство, не владея избыточными энерго - и иными природными ресурсами.
Актуальность работы состоит в том, что человечество вступило в третье тысячелетие с твердыми и обоснованными надеждами на мир, процветание, прогресс и взаимное сотрудничество стран и народов мира, хотя процесс становления нового мирового порядка объективно осложняется множеством проблем, унаследованных от исторического и недавнего прошлого – в экономических, политических, социальных реалиях и в сознании миллионов людей, длительное время искусственно «разгораживавшихся» барьерами разнотипного противостояния.
Цель данной работы состоит в том, чтобы исследовать мировой политический процесс: понятие и сущность.
Задачи работы:
Раздел I. Режимы протекания и характер политического процесс
Политический процесс - одна из центральных и, вместе с тем, весьма специфическая категория политической науки. Правда, некоторые ученые отождествляют ее с понятием политики в целом (Р.Доуз). Другие же, напротив, видят специфику политических процессов либо в результатах функционирования политической системы (Т.Парсонс), либо в поведенческих аспектах реализации субъектами своих интересов и целей (Ч.Мэрриам) [1, с. 235].
Но при всех различиях в подходах общепризнанно, что политический процесс отображает реальное взаимодействие субъектов политики, сложившееся не в соответствии с намерениями лидеров или программами партий, а в результате действия разнообразных внешних и внутренних факторов. Иначе говоря, политический процесс показывает, как индивиды, группы, институты власти со всеми своими стереотипами, целями, предрассудками взаимодействуют друг с другом и с государством, реализуя свои специфические роли и функции. А так как ситуации, стимулы и мотивы человеческого поведения постоянно изменяются, политический процесс исключает какую-либо заданность или предопределенность в развитии событий и явлений.
Раскрывая содержание политики через сложившиеся формы исполнения субъектами своих ролей и функций, политический процесс демонстрирует, как их осуществление воспроизводит одни элементы политической системы, разрушает другие, развивает и создает третьи. Тем самым политический процесс раскрывает как поверхностные, так и глубинные изменения политической системы, характеризует ее переход от одного состояния к другому. При этом для политического процесса важна продолжительность или краткосрочность временных периодов данных изменений в формах отправления власти, соотношении сил, способах принятия решений и т.д.
Учитывая названные черты политического процесса, можно сказать, что он раскрывает движение, динамику и эволюцию политической системы, изменение ее состояний во времени и пространстве. Политический процесс представляет собой совокупность действий институциализированных и неинститу-циализированных субъектов политики, преследующих свои цели по обеспечению, формированию и изменению политического порядка.
Применительно к обществу в целом политический процесс раскрывает взаимодействие социальных и политических структур и отношений, то есть показывает, как общество формирует свою государственность, а государство, в свою очередь, “завоевывает” общество. С точки зрения внутреннего содержания, политический процесс выражает своего рода технологию осуществления власти, представляя собой совокупность относительно самостоятельных, локальных взаимодействий субъектов, структур и институтов, связанных теми или иными специфическими целями и интересами в поддержании (или изменении) системы правления.
Как известно, система - это совокупность элементов, целостность, состоящая из частей, находящихся во взаимодействии, взаимозависимости. Политическая система, выражает целостность политики, характер взаимосвязи ее элементов, позволяющий ей выживать, достигать стабильности и самосохранения [1, с. 236].
Формой функционирования политической системы общества выступает политический процесс. В связи с этим необходимо уяснить, прежде всего, понятие процесса. Термин «процесс» латинского происхождения (processus), обозначающий последовательную смену состояний, тесную связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единое движение. Такое определение понятия «процесс» в большей степени соответствует стабильно и планово развивающимся явлениям, управленческой деятельности с ее целеполаганием, последовательностью определенных действий, предвидимыми результатами.
Политический процесс, сохраняя в себе целеполагание и стадийность, по своему содержанию явление более сложное, потому как политика отражает интересы различных слоев, групп, их устремленность к власти для удовлетворения этих интересов. Категория «политический процесс» отражает изменчивость политики, раскрывает взаимодействие политических институтов и субъектов, выполняющих определенные функции и роли. Содержание политических взаимодействий составляют то явная, то скрытая борьба за власть, перераспределение ресурсов и статусов, нарушающее прежде сложившееся равновесие интересов и переводящее политическую систему в новое состояние. Тезаурус понятий «политическая система» и «политический процесс» позволяет сделать вывод, что понятие политической системы -- статичное, охватывающее состояние политической жизни к данный конкретный момент, а политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политических явлений, конкретное изменение их состояний во времени и пространстве.
Сущность политического процесса заключается, с одной стороны, в политической деятельности человека, его политическом участии во всех сферах общественной жизни, в развитии политической культуры, норм, традиций, во взаимоотношении человека с властными структурами, а с другой стороны в развитие, политической системы в целом, с ее противоречиями и разнообразными тенденциями.
Структура политического процесса состоит из ряда последовательно совершающихся и циклически повторяющихся стадий (в различных Источниках рассматриваются по-разному).
1.аКонституирование. Эта стадия происходит обычно в переломный, революционный период: повторяется и закрепляется, видоизменяется и обновляется исторический тип политической системы, ее классовая природа. Связи с другими подсистемами общества. Воссоздаются политические отношения и институты, политические нормы и ценности, толы. Воспроизводятся сами участники политического процесса как выразители определенных политических позиций, носители соответствующих взглядов, исполнители тех или иных политических ролей. Для понимания сущности данной стадии политического процесса важно учитывать, что политическая система строится не из самой себя, ее порождает, конституирует и воспроизводит общество, это есть фрагмент всего целостного процесса общественного развития.
2.вВторая стадия (второй структурный элемент) политического процесса представляет собой принятие политико-управленческих решений. Клода включаются такие обязательные элементы, как выделение из политического контекста конкретных проблем, сбор информации, рассмотрение возможных альтернатив, последствий принимаемых решений, выбор и корректировка плана действий. В данном аспекте политический процесс предстает как сфера деятельности правящих и оппозиционных элит.
Следует, однако, заметить, что возможности выработки решений, отвечающих потребностям общества зависят от целого ряда факторов: от уровня властных структур; от соотношения прав и обязанностей центральных и местных органов власти; взаимодействия партийных и государственных структур; степени разделения и взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной властей; уровня политического сознания и политической культуры граждан; уровня правопорядка и стабильности общества.
3.вТретья стадия политического процесса предстает в реализации политико-управленческих решений. Главным вопросом здесь выступает выбор средств и методов количественного регулирования. Они могут быть насильственными и ненасильственными, идеологизированными и неидеологизированными. Разумеется, в этом смысле должны быть соблюдены правящими кругами рациональные политические лоции, меры, условия. В то же время правящей элите необходимо добиваться ограничения возможности политических оппонентов с целью предотвращения блокирования ими решений. Важным фактором в этом процессе выступает и характер информации, возможность доступа к ней. От этого во многом зависят основные мотивы политического поведения граждан, а следовательно, и характер их влияния на институты власти.
Несомненно огромную роль (если не решающую) в реализации политико-управленческих решений играет контроль, который осуществляется, как правило, двумя группами институтов. Во-первых, учреждения, которые находятся внутри самой политической системы и состоят из лиц профессионально занимающихся контролированием. Во-вторых, установления, объединения самого различного рода, с помощью которых к контролю подключаются граждане, не являющиеся служащими, входящими в учреждения власти.
Базовый политический процесс. Характеризуется разнообразным способом включения масс в политику (политическое участие), способом преобразования индивидуальных и групповых интересов в политические решения (государственное и местное управление, формирование политических элит и т.д.)
Периферийный политический процесс. Раскрывает динамику формирования и развития отдельных политических институтов (партий. ассоциаций, групп интересов, политических элит и т.д.). Возможна типология и по другим основаниям.