Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 03:58, контрольная работа
Целью исследования является рассмотрение правового статуса и юридической природы института наблюдателей в Российской Федерации, порядка проведения наблюдения за выборами.
Согласно поставленной цели, задачами работы являются:
1. Уточнить характеристику сущности института наблюдения за выборами
2. Дать определение наблюдателя в российском праве
3. Выяснить нормативную - правовую базу института наблюдателя в РФ
Введение…………………………………………………………………………...2
1.Наблюдатели в избирательном процессе……………………………………..4
1.1Развитие института наблюдателей в российском законодательстве………4
1.2Задачи и цели введения института наблюдения…………………………….6
1.3Правовой статус наблюдателя………………………………………………..8
2.Полномочия наблюдателя: законодательные основы и практика их применения……………………………………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….37
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Наблюдатели в избирательном процессе……………………………………..4
1.1Развитие института
наблюдателей в российском
1.2Задачи и цели введения
института наблюдения…………………………
1.3Правовой статус
2.Полномочия наблюдателя:
законодательные основы и
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Наблюдение – важнейшая гарантия честных выборов и проведения референдума. Проведение честных и справедливых выборов практически неосуществимо без надлежащего контроля всех стадий избирательного процесса, особенно, заключительной – процесса подсчета голосов избирателей и установления итогов голосования.
Институт наблюдения – один из самых молодых институтов Российской Федерации, хотя функции наблюдения "за правильностью выбора" – как неотъемлемая часть выборного производства, осуществлялась всегда, начиная с древности, органами и лицами организующими "выбор". Но, общественное наблюдение за выборами гражданами или их организациями, это довольно поздний этап в эволюции самой избирательной системы в России. Отечественный опыт, а также опыт зарубежных стран подтверждает, что присутствие на выборах наблюдателей способствуют формированию атмосферы гласности и открытости, что в свою очередь влечет повышение уверенности граждан в справедливом характере выборов, способствует их более активному участию в избирательном процессе.
Как известно выборы занимают особое место в формировании представительных органов власти и ротации высших должностных лиц на федеральном уровне, в субъектах РФ и в системе местного самоуправления. Свободные выборы – это один из важнейших демократических способов легитимации государственной власти и местного самоуправления. Для успешного решения столь важных задач существенное значение имеют качество избирательного законодательства, демократическая практика организации и проведения выборов, а также их признание участниками избирательного процесса и международным сообществом. Особую роль в этом призваны сыграть наблюдатели на выборах.
История знает примеры нарушения законодательства и коррумпированности выборов. Отсюда возникает необходимость в наличии института, способного производить контроль за точностью подсчёта голосов, отсутствии каких либо нарушений и фальсификаций на выборах. И хотя, контроль за совершением действий в ходе подготовки и проведения голосования осуществляют избирательные комиссии, объективный контроль невозможен без участия наблюдателей.
Конституция РФ закрепила, что референдум и свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа. В связи с этим в научной литературе возрастает внимание к механизму обеспечения гласных, свободных и нефальсифицированных выборов.
Актуальность данной работы прослеживается вследствие относительно низкой подготовки наблюдателей, недоверия граждан к официальным итогам выборов, проблемой упрочения демократии в Российской Федерации, а также стремительным развитием избирательного законодательства. Изменения федерального законодательства о выборах привели к соответствующим изменениям избирательного законодательства субъектов Российской Федерации. В настоящее время идет становление законодательства о муниципальных выборах. Вместе с тем, такой важный элемент демократических выборов как контроль за их проведением со стороны гражданского общества, находился вне пристального внимания ученых. В научной литературе на сегодняшний день не существует устоявшегося мнения относительно статуса наблюдателей, в том числе статуса иностранных (международных) наблюдателей в избирательном процессе.
Институт наблюдения – один из самых молодых институтов Российской Федерации, хотя функции наблюдения "за правильностью выбора" – как неотъемлемая часть выборного производства, осуществлялась всегда, начиная с древности, органами и лицами организующими "выбор". Но, общественное наблюдение за выборами гражданами или их организациями, это довольно поздний этап в эволюции самой избирательной системы в России. Отечественный опыт, а также опыт зарубежных стран подтверждает, что присутствие на выборах наблюдателей способствуют формированию атмосферы гласности и открытости, что в свою очередь влечет повышение уверенности граждан в справедливом характере выборов, способствует их более активному участию в избирательном процессе.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в связи реализацией гражданами Российской Федерации и зарубежных стран права на наблюдение за выборами, проведения референдума.
Предмет исследования составляют общественные отношения урегулированные нормами конституционного, международного и избирательного права, регламентирующие правовой статус наблюдателей, их компетенции и полномочия, а также порядок проведения наблюдения как гражданами России, так и зарубежных стран.
Целью исследования является рассмотрение правового статуса и юридической природы института наблюдателей в Российской Федерации, порядка проведения наблюдения за выборами.
Согласно поставленной цели, задачами работы являются:
1. Уточнить характеристику сущности института наблюдения за выборами
2. Дать определение наблюдателя в российском праве
3. Выяснить нормативную - правовую базу института наблюдателя в РФ
4. Определить правовой
статус иностранного и
5. Раскрыть правовые основы
правонарушений в сфере
Понятие института наблюдателей в избирательном праве России
Участие независимых наблюдателей в выборах является необходимым атрибутом избирательного процесса как в государствах со сложившейся политической системой, так и в государствах, создающих или перестраивающих свои политические системы.
Очевидным является тот факт, что атмосфера гласности и открытости во время проведения избирательной кампании, присутствие национальных и международных наблюдателей на избирательных участках в день выборов повышает уверенность граждан в свободном и справедливом характере выборов, способствует более активному их участию в избирательном процессе.
Кроме того, наблюдатели выполняют важную функцию, отслеживая подсчет голосов, они обеспечивают независимое общественное определение итогов голосования, результатов выборов, используя законные способы и методы общественного контроля. Таким образом, наблюдатели являются независимым источником информации, на основе которой могут быть сделаны оценки и заключения относительно подлинности официальных итогов выборов.
Выявление наблюдателями и анализ наиболее распространенных нарушений избирательных процедур позволяет совершенствовать национальное избирательное законодательство и избирательные технологии. Присутствие на выборах иностранных (международных) наблюдателей помимо основной своей задачи – выявления степени легитимности результатов выборов – позволяет соотнести национальное законодательство и саму избирательную процедуру с международными избирательными стандартами.
Институт наблюдателей в избирательном праве может пониматься в трех значениях:
1. Совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся по поводу участия в избирательном процессе на стадии голосования и подсчета голосов специально уполномоченных лиц – наблюдателей от зарегистрированного кандидата, избирательного объединения (избирательных объединений), общественных организаций
2. Совокупность лиц – граждан Российской Федерации и иностранных граждан, имеющих статус наблюдателя, осуществляющих полномочия по удостоверению законность процедур голосования и подсчета голосов на выборах и голосования и определения результатов референдума;
правовой инструмент обеспечения законности и гласности проведения выборов и референдумов в Российской Федерации.
Виды и статус наблюдателей на выборах в России
Законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах закрепляет следующие виды наблюдателей, наделяемых полномочиями по удостоверению законности проведения голосования и подсчета голосов в России:
наблюдатели – категория наблюдателей, имеющих гражданство Российской Федерации и представляющих интересы кандидатов, избирательных объединений и общественных организаций;
иностранные (международные) наблюдатели – представители иностранных государств и международных организаций, основной задачей которых является осуществление своеобразного контроля за законностью проводимых процедур голосования и подсчета голосов на выборах в Российской Федерации.
Положение каждого из указанных видов наблюдателей регламентируется избирательным законодательством России.
Итак, становясь участником общественных правоотношений, лицо использует закрепленные за ним законодательством Российской Федерации права, исполняет обязанности, несет ответственность. То, как и каким образом лицо является участником общественных отношений определяется его правовым статусом, фактическим положением в системе общественных отношений.
Физическое лицо – гражданин Российской Федерации или гражданин иностранного государства – может являться наблюдателем на выборах в России и в таком случае он приобретает статус избирателя. Именно этот статус позволяет лицу выступать в избирательном процессе с особой ролью – ролью стороннего наблюдателя.
В переводе с латинского status –это правовое положение гражданина либо юридического лица. Правовой статус характеризует отношение субъекта к государству, его органам, другим лицам.
Еще правовой статус может рассматриваться как «установленное нормами права положение его субъектов, совокупность его прав и обязанностей».
Н.В. Витрук отождествляет правовой статус органа государства с его компетенцией, установленной законодательством.
Н.И. Матузов и А.В. Малько под правовым статусом понимают признанную Конституцией России и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. В структуре правового статуса указанные ученые выделяют: законные интересы, правосубъектность, гражданство, юридическую ответственность, правовые принципы. Наличие или отсутствие каждого из перечисленных элементов будет зависеть от того, какой конкретно субъект права является объектом исследования.
По мнению С.А. Авакьяна, под статусом необходимо понимать «оформленное нормативным актом положение органа, организации, объединения, должностного лица, личности. Статус характеризует их природу, место в системе общественных отношений и субъектов права, важнейшие права и обязанности, формы (порядок) их реализации и принимаемые при этом акты или совершаемые действия».
Соответственно, правовой статус наблюдателя на выборах можно представить как некую правовую конструкцию, состоящую из таких элементов как гражданство (российское или иного государства), дееспособность, права, обязанности, гарантии, запреты, ответственность.
Сразу оговоримся, что не все из указанных элементов правового статуса наблюдателя прямо закреплены в избирательном законодательстве России.
Наблюдателем на выборах может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, т.е. достигший 18-летнего возраста, полностью дееспособный, не отбывающий наказание в виде лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.
Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002 г. при проведении выборов наблюдатель может быть назначен зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов. При этом, специально оговорено, что законом может быть предусмотрена возможность назначения наблюдателей иными общественными объединениями.
В том же законодательном акте сказано далее, что при проведении референдума наблюдатель может быть назначен инициативной группой по проведению референдума, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне.
В свою очередь, наблюдателями
не могут быть выборные
Кроме того, статус наблюдателя не может иметь доверенное лицо кандидата.
Отдельного и специального внимания заслуживает институт иностранных (международных) наблюдателей.