Нации, народности, этносы - общее и особенное

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 16:15, контрольная работа

Краткое описание

Этнос (в переводе – народ) – исторически образовавшаяся группа людей, объединенная общими языковыми и культурными признаками. Еще древние греки пользовались словом «этнос» для обозначения других народов, не являющихся греками. В русском языке аналогом этого слова долгое время было понятие «народ». А в научный оборот слово «этнос» было введено в 1923 году С. М. Широкогоровым – ученым эмигрантом – «этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексов обычаев, укладом жизни, хранимых и освещенных традицией и отличаемых ею от таковых других групп». При таком понимание этноса учитывается общность культуры: этногенез, традиции, язык, быт.

Вложенные файлы: 1 файл

Нации, народности, этносы - общее и особенное.docx

— 19.71 Кб (Скачать файл)

Тема: Нации, народности, этносы - общее и особенное.

 

Понятие «этнос» и его сущность».

Этнос (в переводе – народ) – исторически образовавшаяся группа людей, объединенная общими языковыми и культурными признаками.  Еще древние греки пользовались словом «этнос» для обозначения других народов, не являющихся греками. В русском языке аналогом этого слова долгое время было понятие «народ». А в научный оборот слово «этнос» было введено в 1923 году С. М. Широкогоровым – ученым эмигрантом – «этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексов обычаев, укладом жизни, хранимых и освещенных традицией и отличаемых ею от таковых других групп». При таком понимание этноса учитывается общность культуры: этногенез, традиции, язык, быт.

На сегодняшний день можно обозначить два подхода в толковании этого термина: во-первых, как формы существования самого человека и его культуры с учетом влияния природных факторов; во-вторых – как историко-социальной системы подразумевающей ее зарождение, развитие и изменение структуры. При такой интерпретации этноса его расселение может не совпадать с границами государств. Отдельные группы (диаспоры) русских, армян, евреев, поляков и др.; проживая за пределами своей национальной государственности, относятся к своему этносу. Генезис любого этноса предполагает  значительную протяженность по времени. Формирование историко-культурных ареалов зачастую происходит вокруг определенных элементов культуры, например языка или религии. В этом смысле мы говорим: « романская культура», «мир ислама», «христианская культура».

 

Основные условия возникновения этноса – общность территории и языка – впоследствии выступают в качестве ее главных признаков. При этом этнос может складываться и из разноязычных элементов.

Дополнительными условиями сложения этнической общности могут служить общность религии, близость компонентов этноса в расовом отношении или наличие или наличие значительных метисных (переходных) групп.

В ходе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определенных природных условиях формируются специфические для данного этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик. У членов этноса появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является наличие общего самоназвания – этнонима.

Сформировавшаяся этническая общность выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путем  преимущественно этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций и т.д.

 

Этносы подвержены изменениям в ходе этнических процессов – консолидации, ассимиляции и т.д.  Для более устойчивого существования этнос стремится к созданию своей социально – территориальной организации (государства).

 

 

Понятие «нация» и его сущность.

Нередко между понятием «нация» и понятиями «народ», «этнос»  ставят знак равенства. В действительности же этнос и нация – явления, относящиеся к разным социальным сферам. Сущность этнической общности наиболее ярко проявляется в этнических процессах: этнической ассимиляции, этнического слияния, этнического включения и этнического расщепления. Они происходят стихийно и во многом независимо от сознания и воли людей.

Сущность же нации наиболее отчетливо выражается в национальных движениях, которые представляют собой деятельность масс людей, направленную к достижению определенных целей, причем чаще всего – политических. Каждое такое движение имеет определенную программу. Национальные движения в отличие от этнических процессов относятся к сфере политики. Они представляют собой один из видов политических движений. Нация в этих движениях выступает как определенная общественная, прежде всего политическая, сила, с которой надо считаться.

Этнические общности как более или менее самостоятельные образования начали возникать с переходом от первобытного общества к классовому. Формирование нации связано с возникновение в начале предпосылок  капитализма, а затем и самого капитализма. Капитализм спонтанно зародился только в одной области земного шара - в Западной Европе. Именно она и дает нам классические примеры зарождения и развития нации.

В эпоху, предшествующую тем сдвигам, которые привели к капитализму, на каждой из территорий, на которой в дальнейшем сложились геосоциальные организмы, основная масс населения принадлежала к одной этнической общности или несколькими родственным этническим общностям, которые в нашей исторической и этнологической литературе чаще всего именуются народностями.  В свою очередь эти этносы делились на субэтносы, а последние нередко на субсубэтносы или этнографические группы. Подобного рода этническая картина имела свои корни в структуре общества, для которого была характерна хозяйственная и политическая раздробленность, именуемая обычно феодальной.

 

Перелом в развитии феодального общества произошел с появлением городов как центров промышленности и торговли. Развитие товарно-денежных отношений постепенно вело к консолидации ранее обособленных областей в единое хозяйственное целое, что необходимо предполагало политическую централизацию. Единый в экономическом отношении социоисторический организм формировался одновременно и как единое централизованное государство. Зарождение капиталистических связей превращение охватывающего всю страну рынка в капиталистический, обусловило дальнейшее возрастание экономического и политического единства. Вместе с этим возникали и объективные интересы, которые не могли не быть интересами основной массы людей, входивших в его состав.

В результате этого единый социоисторический организм, который был одновременно и централизованным государством, выступил в глазах его членов как их общее отечество, а они все вместе взятые, стали общественной силой, отстаивавшей интересы этого отечества, т.е. нацией. Нация есть совокупность людей, имеющих одно общее отечество.

Отечеством в этом смысле, которое это слово приобрело с переходом от средних веков к новому времени, является более или менее крупный социоисторический организм, имеющий своим фундаментом первоначально просто рыночные, а затем рыночно – капиталистические связи. В идеальном случае принадлежность к нации совпадает с принадлежностью к  такому социоисторическому организму. Именно это и дало основание отождествлять нацию с социоисторическим организмом. В результате нации стали приписываться такие признаки, как общность территории, общность экономической жизни, которые в действительности характеризуют капиталистический геосоциальный организм. В след за этим возникла потребность в обозначении объективных интересов геосоциального организма. Проще всего, конечно, было бы назвать их государствами, но этому препятствовала  многозначность термина «государство». Под интересами государства можно было понимать интересы не только социоисторического организма, но и государственного аппарата, прежде всего правящей верхушки, которые могли не совпадать с интересами социума. В этом отношении термин «национальные интересы» был более предпочтительным.

С этим и связано широкое использование в литературе слова «нация». Это наблюдается уже в XVIII веке. Название вышедшего в 1776 году основного труда знаменитого экономиста Адама Смита «Исследование о причинах и природе богатства наций». И именно под нациями Смит понимал социоисторические организмы, основанные на рыночных связях.

Но еще до Адама Смита слово «нация» использовали для обозначения социоисторических организмов такой выдающийся мыслитель как Джамбаттиста Вико в своем труде «Основания новой науки об общей природе наций (1725 год). Такое обозначение используется и сейчас, достаточно вспомнить такие названия как – «Лига наций»,  «Организация Объединенных Наций».

Таким образом, слово «нация» многозначно.  Нацией называют не только собственно нацию, но и социоисторических организм. Кроме того, это слово в англоязычной литературе не редко употребляется в тех же смыслах, что и слово «народ».

Понятие «народность».

 

 Народность, исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, предшествующая нации. Начало формирования народности относится к периоду консолидации племенных союзов. Оно выражалось в постепенном смешении племен, замене прежних кровнородственных связей территориальными. Первыми сложились народности рабовладельческой эпохи (древнеегипетская, древнеэллинейская). В Европе процесс образования народностей завершился в основном в период феодализма (древнерусская, польская, французская). В остальных частях света этот процесс продолжался и в последующие эпохи. Народности обычно складывались из нескольких племен, близких по своему происхождению и языку или из разноязычных племен, смешавшихся а результате завоевания одних племен другими. В процессе складывания народности, по мере усиления связей между ее частями, язык одного из этнических компонентов (более многочисленного или более развитого) превращается в общий язык народности, а остальные племенные языки низводятся до роли диалектов, а иногда совсем исчезают; формируется территориальная, культурная и хозяйственная общность с общим самоназванием. Становление государства способствовало упрочению народности, но в процессе исторического развития народности могли не совпадать с государством ни территориально, ни по языку.

С развитием капиталистических отношений и усилением экономических и культурных связей, народности превращаются в нации. Народности, оказавшиеся разделенными на части государственными границами, могут дать начало нескольким национальным образованиям (немцы и люксембуржцы). Древнерусская народность явилась общим корнем русской, украинской и белорусской народностей, сложившихся впоследствии в нации. Многие народности (особенно мелкие), отставшие по ряду причин в свое развитии, могут и не превратиться в нации. С течением времени они вступают в связи с другими, более развитыми народностями и нациями, усваивают их культуру, язык и постепенно сливаются с ними.

 

Распад колониальной системы и завоевание многими странами Африки и Азии государственной независимости ускорили процессы этнической консолидации и рост национального самосознания. Из племенных территориальных этнических групп формируются новые народности и нации.

 


Информация о работе Нации, народности, этносы - общее и особенное