Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 16:57, творческая работа
Всемирная история политических и юридических доктрин - один из важных компонентов духовной культуры человечества. В нем сконцентрирован широкий политический и юридический опыт последних поколений, главные указания, вехи и результаты предыдущих исследователей проблем свободы, права, законодательства, политики, государство отражено. Этот опыт оказывает значимое влияние на современные политические и юридические взгляды.
Версия шаблона |
2.1 |
ЦДОР |
Ереванский |
Вид работы |
Творческое эссе |
Название дисциплины |
История политических и правовых учений |
Тема |
Общая характеристика политической и правовой мысли древней греции и древнего рима |
Фамилия |
Арутюнян |
Имя |
Анна |
Отчество |
Артуровна |
№ контракта |
00500090101002 |
Всемирная история политических и юридических доктрин - один из важных компонентов духовной культуры человечества. В нем сконцентрирован широкий политический и юридический опыт последних поколений, главные указания, вехи и результаты предыдущих исследователей проблем свободы, права, законодательства, политики, государство отражено. Этот опыт оказывает значимое влияние на современные политические и юридические взгляды.
Одна из ведущих ролей в истории
формирования этого опыта игралась
мыслителями Древней Греции. Они
стоят в происхождении
Усилиями древнегреческих исследователей был совершён переход от мифологического восприятия окружающего мира к рационально-логическому способу его познания и объяснения.
Развитие политико-правовой мысли в Древней Греции разделяется на три этапа:
а) ранний период (IX - VI века до нашей эры) связан с возникновением
древнегреческой государственности. В этот период наблюдается
заметная рационализация политико-правовых представлений и
формируется философский подход к проблемам государства и права;
б) период расцвета (V - первая половина IV века до нашей эры) - это
время расцвета древнегреческой
философской и политико-
мысли;
в) период эллинизма (вторая половина IV - II век до нашей эры) - время
начавшегося упадка древнегреческой государственности, попадания
греческих полисов под власть Македонии и Рима.
На ранней стадии своего развития воззрения древних народов на мир носят мифологический характер. В эти времена политические и правовые взгляды ещё не выделились в самостоятельную область и представляют собой составную часть целостного мифологического мировоззрения. В мифе господствует представление о божественном происхождении существующих отношений власти и порядка. Право и закон ещё не выделились в особую сферу норм и существуют в виде аспекта религиозно одобряемого порядка частной, общественной и государственной жизни. В законах этого времени тесно переплетены мифологические, религиозные, нравственные, социально- политические моменты, и законодательство в целом возводится к божественному первоисточнику. Законы приписываются или прямо богам, или их ставленникам - правителям.
Политические и юридические доктрины появляются только во время довольно долгого существования ранних классовых обществ и государств. Древние мифы теряют ритуальный характер и начинают выставляться этической и политической и юридической интерпретации.
Особенно это проявляется в поэмах Гомера и Гесиода. Согласно их трактовке, борьба богов за власть над миром и смена верховных богов (Уран - Крон - Зевс) сопровождалась сменой принципов их правления и властвования, что проявлялось не только во взаимоотношениях между богами но и в их отношениях к людям, во всём порядке, формах и правилах земной общественной жизни.
Характерные для поэм Гомера и Гесиода попытки рационализации представлений об этическом, нравственно-правовом порядке в человеческих делах и отношениях получают дальнейшее развитие в творчестве семи мудрецов Древней Греции. Мудрецами были Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул и Хилон. В своих кратких изречениях (гномах) эти мудрецы сформулировали уже вполне рациональные и светские по своему духу этические и политические изречения. Мудрецы постоянно подчеркивали основную ценность доминирования справедливых законов в листовой жизни. Многие из них были активными участниками политических событий, губернаторами или законодателями и приложили много усилий для практической реализации политических и юридических идеалов.
Они считали соблюдение законов, существенной отличительной чертой благоустроенного полиса. Например, Биант считал наилучшим государственным устройством то, что граждане боялись закона в той же мере, в какой боялись бы тирана.
С
идеей необходимости
Роль определения во всей перспективе Пифагорейцев игралась их доктриной о числах. Число, на их представлениях является началом и сущностью мира.
Правосудие,
согласно Пифагорейцам, состоит в
вознаграждении, равном для равного.
Идеал Пифагорейцев - политика, в
которой справедливые законы доминируют.
Они считали более
Наихудшим
злом пифагорейцы считали
Принципиально общим для подходов Пифагора и Гераклита является выбор ими интеллектуального критерия для определения того, что есть «лучший», «благородный» и т.п.
Социально-политическое неравенство оправдывается Гераклитом как неизбежный, правомерный и справедливый результат всеобщей борьбы. Критикуя демократию, где правит толпа и нет места лучшим, Гераклит выступал за правление лучших. По его мнению для формирования и принятия закона вовсе не обязательно всеобщее одобрение на народном собрании: главное в законе - его соответствие всеобщему логосу (всеуправляющему разуму), понимание чего одному (лучшему) более доступно, чем многим.
Развитию политической и правовой теории за V столетий значительно способствовали, углубляясь философского и социального анализа проблем общества, государства, политики и права.
В учениях Демокртита встречается одна из первых попыток рассмотреть возникновение и становление человека, человеческого рода и общества как часть естественного процесса мирового развития. В ходе этого процесса люди постепенно под влиянием нужды приобрели все свои основные знания и умения, необходимые для общественной жизни.
Человеческое общество появляется лишь после долгой эволюции как результат прогрессивного изменения исходного природного состояния. В этом смысле общество, полис, законодательство созданы искусственно, а не даны по природе. Само их происхождение представляет собой естественно-необходимый, а не случайный процесс.
Законы, по Демокриту, призваны обеспечить благоустроенную жизнь людей в полисе, но чтобы действительно достигнуть этих результатов, необходимы соответствующие усилия и со стороны самих людей, их повиновение закону.
Законы соответственно необходимы для простых людей, чтобы возмутиться врожденный от них зависть, утверждения, взаимное причинение вреда. С этой точки зрения подобные законы не необходимы для мудрого человека.
В условиях укрепления и цветения старинной демократии политическая и юридическая тема широко была затронута и имена, с которыми связываются, софистов. Софистам заплатили учителей мудрости, включая в государственных и правильных вопросах. Многие из них были выдающимися педагогами эры, глубокими и храбрыми новаторами в области философии, логики, gnoseology, риторики, этики, политики и права.
Софисты не составляли какой-то единой школы и развивали различные философские, политические и правовые взгляды. Различали два поколения софистов: старших (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий и др.) и младших (Фрасимах, Калликл, Ликофрон и др.). Многие из старших софистов придерживались в целом демократических воззрений. Среди младших софистов наряду со сторонниками демократии встречаются приверженцы и иных форм правления (аристократии, тирании).
Сократ являлся принципиальным и основным критиком софистов. Уже при жизни он был признан мудрейшим из всех людей. Споря с софистами, он вместе с тем воспринимал ряд их идей и по-своему развил начатое ими просветительское дело.
Сократ отличил естественное право и стратегический закон, но он рассмотрел, поскольку естественное право и листовой закон возвращаются к разумному основанию. Концептуальный подход Сократ стремился отразить и сформулировать эту разумную природу моральных, политических и юридических явлений. На этом пути он пришел к выводу о праздновании, разумном, справедливом и законном.
В плане практической политики сократовские идеи означали правление знающих, т.е. обоснование принципа компетентного правления, а в теоретическом плане - попытку выявить и сформулировать нравственно- разумную основу и сущность государства.
Платон был учеником и последователем Сократа. Государство рассматривает он как реализацию идей и самое большое воплощение мира идей в земной политической жизни - в политике. В своём диалоге “Государство” Платон, конструируя идеальное справедливое государство, исходит из того соответствия, которое, по его представлениям, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой.
Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела.
«Государство возникает, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом», - писал Платон.
Идеальное государство Платона - справедливое правление лучших. Этим он разделяет естественно-правовое положение Сократа о том, что законное и справедливое одно и то же, поскольку в их основе лежит божественное начало.
Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем его ученика и критика - Аристотеля. Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстаёт как начало политики, введение к ней.
Аристотель различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Критерием уравнивающей справедливости является “арифметическое равенство”, сферой применения этого принципа - область гражданского-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т.д. Распределяющая справедливость исходит из принципа “геометрического равенства” и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения. Здесь возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами (властью, почестью, деньгами). Результатом этических исследований, существенным для политики, является положение о том, что политическая справедливость возможна лишь свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворённость.
Человек по своей природе существо политическое, и в государстве завершается развитие этой политической природы человека.
Кризис Древней греческой
Походы Александра Македонского положили начало эллинизации Востока и формированию эллинистических монархий. Учения Эпикура, стоиков и Полибия являлись отражением политико- правовая мысль этого периода. По своим философским воззрениям Эпикур был продолжателем атомистического учения Демокрита. Природа, по его мнению, развивается по своим собственным законам, без участия богов.
Главная цель государственной власти и основания политического общения, по Эпикуру, состоят в обеспечении взаимной безопасности людей, преодоления ими взаимного страха, непричинения ими друг другу вреда. Настоящая безопасность достигается лишь благодаря тихой жизни и удалении от толпы. Исходя из этого государство и закон трактуются Эпикуром как результат договора людей между собой об их общей пользе - взаимной безопасности. Основателем стоицизма был Зенон. Мироздание в целом, согласно стоицизму, управляется судьбой. Судьба как управляющее и господствующее начало есть одновременно “разум мироздания, или закон всего сущего в мироздании”. Судьба в учении стоиков выступает в качестве такого «естественного закона», который имеет в то же время божественный характер и смысл.
Создание начала от универсального характера естественного права, доказанное представление стоек, что все люди - граждане однородного мирового государства и что человек - гражданин Вселенной. У доктрины стоиков есть сильное влияние на взгляды Полиби - греческий историк и политик.
Для него статистическое представление о происходящих событиях, согласно которым это или то устройство государства играют роль определения во всех человеческих отношениях, характерно.
Историю возникновения государственности и последующей смены государственных форм Полибий изображает как естественный процесс, совершающийся по “закону природы”.
Обычаи и законы характеризуются Полибием как два главных начала, врожденные от каждого государства. Он подчеркнул взаимосвязь и соблюдение между добрыми обычаями и законами, хорошими нравами людей и правильным устройством их государственной жизни.