Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 16:57, творческая работа
• Политика: сфера действия реального, а не желаемого.
Чтобы управлять людьми, необходимо знать причины их поступков, их желания и интересы.
• Макиавелли отделил политику от морали:
• политика есть особенная сфера человеческой деятельности, она имеет свои закономерности, которые должны быть изучены и испытаны, а не выведены из Святого письма;
• мораль частной особы и общественного деятеля - отличаются. "Великие люди стыдом считают неудачу, а не нарушение слова";
• идея "значительной цели" - моральная ответственность в цели, а не в средствах.
Основные императивы «Государя» Макиавелли
Политика: сфера действия реального, а не желаемого.
Чтобы управлять людьми, необходимо знать причины их поступков, их желания и интересы.
Макиавелли отделил политику от морали:
политика есть особенная сфера человеческой деятельности, она имеет свои закономерности, которые должны быть изучены и испытаны, а не выведены из Святого письма;
мораль частной особы и общественного деятеля - отличаются. "Великие люди стыдом считают неудачу, а не нарушение слова";
идея "значительной цели" - моральная ответственность в цели, а не в средствах.
Принципы политики:
политическая мудрость: наименьшее зло есть благо;
политика должна учитывать интерес человека - его выгоду и ограничивать ее принуждением государства и законом;
принудительная сила государства - выражение интереса государства;
закон - выражение интереса общества граждан. Макиавелли выделяет в государстве: Князя (имеет свой интерес + интерес государственного единства), знать/богатые (имеют свой интерес), народ (интерес всех) сдерживает знать. Противостояние народ - знать обеспечивает интерес граждан, а держаться собственной выгоды - это свойственно каждому от природы.
христианское положение, что всем правит Бог и судьба привело к утрате свободы воли индивида. На самом деле расклад такой: 1/2 воля человека + 1/2 судьба.
народ должен чувствовать опасность - для того, чтобы ощущать необходимость в Князе и в своем государстве, это должно быть необходимо для сохранения их собственных благ.
Никто не соглашается на новый закон, который установит новый порядок в городе, если не чувствует необходимость этого в связи с опасностью;
творцу законов необходимо заранее считать всех людей злыми и предусмотреть, что люди поступают хорошо только по необходиомости;
безопасность собственности и гарантированность своего будущего: Князь должен обеспечить своим гражданам ощущение уверенности в владении своим имуществом в будущем, в неотчуждаемости имущества, гарантировать свободную торговлю, ремесло, земледелие;
политические действия должны руководствоваться опытом и реальной целью, а не "недосягаемым наилучшим".
Политический процесс: воля человека + судьба + глобальный/локальный исторический ход. Поэтому Князь должен приспосабливать свой образ действий ко времени и обстоятельствам, а не упрямо действовать как привык и как до этого времени получалось удачно. Быть лисом или львом в зависимости от ситуации.
Рациональность: Макиавелли в истории Древнего Рима увидел не только иррациональную ценность - памятник культуры, а источник рациональных и практических знаний о политике.
Свобода:
определенная правителем граница участия граждан в государственной жизни;
основа свободы граждан: более-менее гарантированное властью и законом ощущение неотчуждаемости/
Республика:
в торговой республике - как Венеция, Флоренция - зарождается гражданское общество (у Макиавелли нет такого термина), основа которого - собственность и тогда частная особа, владеющая имуществом, имеет влияние на политику;
в хорошо устроенных республиках все общество - богато, а отдельные граждане - бедны. Таким образом, средний класс - основа политической стабильности республики;
основа республики: равноправие буржуазии, республика - быстрый путь к благополучию людей.
Основа монархии: феодализм - каждый прикреплен к своему сословию, дворяне - бездельники, которых необходимо вешать.
Религия:
кроме власти толкового Князя (ведь он не вечный), заведенных им хороших порядков, каждая страна нуждается в цементирующей идее - религии. Потому что только религией можно оправдать/аргументировать для народа введение новых законов;
страх перед Богом замещает страх перед Князем, если Князь неудачный;
но Римская религия не способна объединить итальянский народ пока все видят Папу Римского - пример грехопадения, антиреклама Риму.
Национальное единство:
национальная идея способна объединить Италию вместо римской курии;
нация может подчинить себе религию.
нация должна быть независимой от других наций. Итальянские правители неправы, когда призывают в своих шкурных интересах то французов, то испанцев, а последние только грабят Италию;
нация должна сама обеспечивать безопасность своей страны. Единственная обязанность Князя, которую он не может переложить на другого: военное дело.
Причины раздробленности Италии:
политические манипуляции Церкви;
наемные лентяи-воры-бандиты, а не собственные войска;
развратность Церкви, падение авторитета религии;
Князь не способен привлечь к себе народ и обезопасить себя от знати;
установившийся порядок: "наводить порядок нужно до того, как начнется смута".
Соревновательная политическая система: институционное разделение функций власти.
в Древнем риме постоянное противоборство 2-х партий - знати и плебса - создавало постоянную небезопасность, следовательно - необходимость в улучшениях - создание легальных институтов, которые выражали бы их интересы - Сенат и Трибуны для плебса. Из их взаимного противостояния выходили законы, которые закрепили свободу общества;
республиканское устройство - источник гражданских свобод. Если республика хочет распространяться (как Древний Рим), она должна установить свободу торговли, гарантию частной собственности, должно быть большое количество хорошо вооруженных граждан, институционное пространство для расхождений (a la Сенат - Трибунат).
Практические советы Князю:
Как завоевать и удержать власть:
причина, по которой люди поддерживают перевороты - они верят, что новый Князь будет лучше, а он всегда неизбежно оказывается хуже (ведь ему надо удерживать власть);
причина, по которой люди поддерживают перевороты - необходимость: если в небезопасности их жизнь, их имущество, их честь (это для знати). От чувства постоянной небезопасности люди ненавидят своего Князя (особенно если он осуществляет бессмысленное зло - чтобы заставить их бояться), относятся к Князю с презрением (если он "слабак");
поэтому к людям Князь должен относиться или ласково (благодеяния необходимо давать постепенно, растягивать, всегда делать это лично), или уничтожать (потому что за маленькое зло человек способен отомстить, за большое - нет), но большие оскорбления необходимо совершать мгновенно и желательно чужими руками. Все ненавистные народу дела надо поручать другим людям;
необходимо всегда смотреть на причины поступков людей, учитывать их природу.
Какими бывают государства:
все государства делятся на республики и монархии;
монархии делятся на новые и наследственные;
новые монархии могут быть:
a. подданные привыкли к покорности или к свободе.
b. завоеваны своим или чужим оружием.
c. новым может быть все государство или нова часть государства, присоединенная к наследственной части;
если это новая часть территории, присоединенная к наследственной - следует различать одинаковы ли язык и обычаи в стране завоеванной и в стране-завоевателе.
если завоеванные владения принадлежат к 1 стране и имеют 1 язык и обычаи, новому князю достаточно:
a. искоренить род бывшего Князя;
b. сохранить существовавшие до него законы и налоги;
если завоеванные владения - принадлежат к стране с другим языком и культурой:
a. основать колонии;
b. самому Князю поселиться там лично;
c. поддерживать слабых в этой стране, не давая им стать сильнее;
d. не звать на помощь другого Князя, который его сильнее;
e. не помогать сильным в этой стране;
f. не оставлять там свое войско на содержании у местных жителей - слишком сильно возненавидят за поборы.
если новые подданные привыкли к свободе - значит это республика - единственный способ ее удержать - разрушить;
если новые подданные привыкли к покорности - значит это монархия.
a. абсолютная монархия (Турция) - ее сложно завоевать и легко удержать (все - рабы царя и обязаны только ему, новый царь - новый хозяин);
b. феодальная сословно-представительская монархия (Франция) - легко завоевать, сложно удержать (родовая знать, феодалы имеют своих вассалов, имеют привилегии, которые король не может отменить).
Своим или чужим оружием завоеваны:
a. наемные или союзнические войска (и те, и те ненадежны) или собственные войска;
b. милостью судьбы совершено завоевание или собственной доблестью или беззаконием и злодейством. В последнем случае зло/преступление необходимо совершать сразу и мгновенно, если сразу не совершил - то потом уже поздно;
c. Чезаре Борджа - пример поведения для тех, кто получает власть чужим оружием и милостью судьбы.
Авторитет, имидж Князя:
Князь должен избегать пороков, которые могут привести к презрению или ненависти со стороны подданных. Презрение вызывают слабость, нерешительность, непостоянство Князя. Ненависть - результат бессмысленного зла, совершенного Князем;
Князь должен не владеть добродетелями, а выглядеть таким, что владеет ними: благочестие, милосердие, верность своему слову, правдивость;
Князь не должен придерживаться своего слова, если это мешает его интересам и исчезли обстоятельства, которые заставили его дать обещание;
пусть лучше боятся Князя (но без ненависти), так как Князь должен реализовывать свою волю, а любят Князя - по собственному желанию, а вот боятся - по его желанию;
Князь должен быть в состоянии понять разумный совет немногих, если он их спросит, но не когда кто-нибудь захочет что-нибудь ему посоветовать.
Информация о работе Основные идеи книги Макиавелли "Государь"