Основные формы демократии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 20:25, доклад

Краткое описание

Прямая демократия. В прямой демократии между волей народа и ее воплощением в решения нет опосредующих звеньев - народ сам участвует в обсуждении и принятии решений (Аним. 1). В подобной форме демократия была реализована в Афинском полисе. Известно, что Народное собрание обычно собиралось каждые девять дней для принятия важнейших решений.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 26.98 Кб (Скачать файл)

8.2. Основные формы  демократии

  • Плюсы и минусы каждой формы демократии

В зависимости от форм участия  народа в осуществлении власти выделяют прямую и представительную демократию. 
     1. Прямая демократия. В прямой демократии между волей народа и ее воплощением в решения нет опосредующих звеньев - народ сам участвует в обсуждении и принятии решений (Аним. 1). В подобной форме демократия была реализована в Афинском полисе. Известно, что Народное собрание обычно собиралось каждые девять дней для принятия важнейших решений. Подобный вариант самоуправления используется и сегодня в организациях и небольших территориальных сообществах (городах, общинах) в форме собраний, в ходе которых граждане обсуждают проблемы управления, финансирования общественных проектов, социальных программ. Распространенность подобной практики ограничивается территориальным фактором и зависит от того, насколько децентрализован процесс принятия решений. Другой формой прямой демократии является сам процесс выборов, в ходе которых осуществляется волеизъявление народа в отношении своих представителей в органы государственной власти. 
     Законодательство многих стран предусматривает и непосредственные формы участия граждан в законотворчестве - референдумы и инициативные движения. 
     Референдум, иногда называемый плебисцитом (в дословном переводе - народное решение), представляет собой прямое голосование народа по важнейшим государственным вопросам. Различают два вида референдумов. Одни из них представляют собой своеобразный опрос мнения, по результатам которого законы не принимаются, но власть должна учитывать его результаты. Например, в марте 1991 г. был проведен Всесоюзный референдум по поводу сохранения СССР в обновленном виде; в апреле 1992 г. - Российский референдум, в ходе которого голосовавшие поддержали политику Президента Б.Н. Ельцина. Результаты референдумов другого рода имеют значение закона. С их помощью утверждаются конституции или поправки к ней, проекты законов. Так, в декабре 1993 г. посредством референдума был одобрен проект новой Конституции России, что обеспечило ее легитимность. Мировой опыт показывает, что вопросы, выносимые на референдум, могут быть самыми разнообразными: замена монархии республикой (Греция, 1974 г.), о независимости какой-либо территории (провинция Канады Квебек, 1995 г.), разрешение разводов и абортов (Италия). 
     Инициатива - это процедура, посредством которой граждане предлагают обсудить какой-либо вопрос непосредственно на референдуме либо законодательными органами. Инициатива реализуется через сбор определенного количества подписей граждан в поддержку проведения референдума. 
     К другим формам демократического участия, позволяющим гражданам влиять на власть, можно отнести демонстрации, митинги, шествия, обращения во властные структуры всех уровней и в СМИ. 
     2. Представительная (репрезентативная) демократия. В представительной (репрезен-тативной) демократии воля народа выражается не прямо, а через институт посредников, поэтому ее еще называют делегируемой демократией (Аним. 2). Депутаты, политические лидеры, получив "мандат доверия" от народа через процедуру голосования, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях. Между народными представителями и теми, кого они представляют, устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и ответственности власти перед народом.

К НАЧАЛУ ПУНКТА

Плюсы и минусы каждой формы демократии

  • Ученые спорят о плюсах и минусах каждой формы демократии. Оппоненты прямой демократии приводят аргумент ее неэффективности, указывая:
    • на сложность принятия согласованных решений;
    • на недостаточную компетентность и эмоциональную неуравновешенность народа;
    • на высокую степень манипулируемости общественным мнением со стороны профессиональных политиков, что позволяет победить на выборах не мудрым лидерам, а демагогам;
    • на большой разброс мнений, что мешает выработке решений.

Кроме того, проведение референдумов сложно и дорого стоит. Важнейшей  проблемой является низкий уровень  гражданской активности, выражающийся в уклонении избирателей от голосования.

  • Сторонники прямой демократии, наоборот, указывают на ее истинность, на то, что она способствует расширению политического кругозора граждан, и критикуют представительную демократию за возможность появления ряда негативных моментов (Аним. 3):
    • отрыв депутатов от народа и их обюрокрачивание;
    • приоритетное влияние на принятие решений мощных групп давления;
    • отстраненность рядовых депутатов от принятия решений;
    • возрастание влияния специализированных органов (комитетов и комиссий), которые превращаются в центры принятия решений;
    • на ослабление демократического контроля снизу.

Однако у представительной демократии есть свои значительные плюсы. Некомпетентность рядового избирателя заменяется профессионализмом депутатов, которые имеют возможность подготовительной работы и могут привлекать экспертов для оценок этих решений. Наконец, если при прямой демократии решения принимаются простым большинством, при обсуждении того же вопроса в парламенте появляется возможность достичь баланса интересов. 
     Развитие современных компьютерных технологий приносит новые моменты в развитие современной демократии. Сторонники прямой демократии связывают решение проблемы абсентеизма с развитием "компьютерной демократии" или "телематической демократии". Под телематикой понимают соединение в единую сеть компьютера, телевизора и телефона. Речь идет о возможности для гражданина кнопочного или телефонного голосования по различным вопросам, включая выборы депутатов из дома. Компьютерная демократия технически возможна, но и у нее могут быть свои минусы. Наряду с общими недостатками прямой демократии (например, "тиранией некомпетентности"), может возникнуть проблема с анонимностью голосования. Если урна для голосования является анонимным методом регистрации предпочтений, то электронные технологии позволяют накапливать сведения о голосовавших3
     Современные потребности демократического развития требуют сбалансированного соотношения прямой и представительной формы демократии. Демократия представляет собой постоянный процесс совершенствования, т.к. ее современные формы не являются идеальными. Крылатой стала фраза У. Черчилля о том, что демократия является наихудшей формой правления за исключением всех других форм, которые время от времени испытывались. Преимущества демократии заключаются в том, что она позволяет сохранить политическую стабильность, предполагает низкий уровень имеющего место или потенциального насилия. В условиях демократии между решениями власти и реакцией общества существует обратная связь. Ответные сигналы общества могут выражаться в виде поддержки или критики, что является возможным благодаря независимой прессе.

Экономическая демократия - это система экономических отношений, главной целью которой является создание условий для свободного труда каждого, справедливое участие  всех в принятии и реализации решений  в отрасли экономики, повышение  благосостояния и обеспечение высоких  стандартов качества жизни.

 

Экономическая демократия - материальная основа для развития других форм демократии.

 

Основой экономической демократии является право человека на свободный  труд. Общество должно обеспечивать каждому  возможность свободно выбирать место  работы, работать и получать результаты своего труда. Право на труд предусматривает также возможность самостоятельно выбирать свою специальность и занятие, получать образование и повышать квалификацию.

 

Каждый человек должен иметь право и возможность  выбора, в какой системе отношений  собственности и организации  труда ему принимать участие, чтобы обеспечить себе достойные  условия жизни. Каждый человек имеет  право на собственность, свободное  предпринимательство и хозяйственную  деятельность, за последствия которых он несет полную ответственность.

 

Человек должен сам решать - быть ли ему наемным работником, становиться ли свободным тружеником и принимать участие на равных с другими правах в создании коллективного предприятия, открывать ли свое предприятие или же работать самостоятельно на собственной земле. При этом, независимо от формы собственности, должно обеспечиваться действенное участие работников в принятии решений.

 

Социал-демократы выступают  за плюрализм форм собственности  и последовательно поддерживают все персонифицированные формы  собственности: частную, коллективную, кооперативную, акционерную и прочие, при общественном контроле над ними, их свободную конкуренцию в интересах  человека. Мы выступаем за сбалансированное соотношение между частной и  коллективной организацией труда и  сведение к разумному минимуму наименее эффективного государственного сектора.

 

Социал-демократы поддерживают все виды малого предпринимательства  и создание широкой сети малых  и средних предприятий, действующих  при поддержке государства, как  условия мобильности и структурной  гибкости экономической системы.

 

Экономическая свобода возможна только в условиях свободного рынка. Рынок - наиболее эффективный из существующих экономических механизмов. Конкуренция  идет на пользу потребителю, предоставляя ему широкие возможности выбора товаров. Поэтому рынок должен развиваться  по внутренне присущим ему законам  под контролем общества. Свобода  рыночных отношений должна гарантироваться  государством. Экономическое законодательство должно быть единым, максимально простым  и не позволять свободного толкования.

 

Рынок имеет и свои недостатки. Он удовлетворяет только те потребности, которые определяются платежеспособным спросом. Он не предоставляет услуги в сфере инфраструктуры и не удовлетворяет  социальные потребности граждан. Рынок  не гарантирует сам по себе ни полной трудовой занятости, ни стабильности денежного  оборота, ни охраны окружающей среды. Лишенный общественного контроля, он ведет  к господству немногих экономически сильных групп и ликвидации конкуренции.

 

Мы выступаем против превращения  рынка в единственный определяющий принцип экономической организации. Рынок должен быть включен в систему  общественных регуляторов с целью  сохранения преимуществ рынка и  преодоления его недостатков  в интересах общественного развития. Экономическое прогнозирование, инвестиции, гибкая система налогов, система  социальных и экологических стандартов являются элементами общественного  контроля над рынком. Целью общественного  контроля является:

 

. равноправное соучастие  наемных работников в принятии  и осуществлении решений на  предприятии;

 

. регулирование соучастия  наемных работников в определении  условий их труда законодательным  путем;

 

. определение законодательным  путем минимума необходимых мероприятий  для обеспечения безопасности  труда и охраны здоровья работников;

 

. определение экологических  стандартов производства;

 

. поддержка справедливых  условий конкуренции и равноправности  видов собственности.

 

Принцип социал-демократической  экономической политики: "конкуренция - насколько возможно, регулирование - насколько необходимо".

 

Главным препятствием для  утверждения экономической демократии является концентрация экономической  власти в руках немногих при отсутствии демократического контроля. Монополизация  экономической власти может осуществляться в разных формах: или в виде концентрации полномочий в руках государственной  бюрократии, или в форме монополии  немногих экономически сильных групп  и ликвидации конкуренции, или в  виде группового эгоизма кооперативов.

 

Задания экономической политики состоит не в ограничении той  или иной формы собственности, а  в обеспечении справедливого  участия всех в принятии и осуществлении  решений в отрасли экономики. Вопросы, касающиеся рабочих мест, должны решаться работниками предприятия  и их представителями. Прием на работу и увольнение с работы могут решаться руководством предприятия при участии  представителей коллектива. Вопросы  заработной платы и общих условий  труда должны решаться путем переговоров  между профсоюзами и руководством предприятия. За вопросы безопасности труда, влияния производства на здоровье людей и окружающую среду, инвестиций в инфраструктуру должны отвечать органы всего общества.

 

Экономическая демократия невозможна без свободных профсоюзов. Мы уважаем  свободу их деятельности, их политическую независимость от партий и государства, право на забастовку. Профсоюзы должны играть важную роль в процессе демократизации экономики и общества, принимать  активное участие в принятии экономических  решений и социальной жизни.

 

Экономическая демократия предусматривает  соединение частной, коллективной и  общественной собственности, личной инициативы и деятельности государства, конкуренции  и общественного регулирования, свободы частного предпринимательства  и общественного контроля над  ним, соучастия в управлении и  самоуправление. При этом, ни один из элементов экономической демократии не является самоцелью.

 

этапы политической социализации

Социализация – процесс  избирательный, в ходе которого идет усвоение тех норм, ценностей, ориентаций и моделей поведения в политике, которые в наибольшей степени  соответствуют интересам, психологии и жизненному опыту участников политического  процесса. Процесс политической социализации протекает непрерывно на протяжении всей жизни. По мере накопления социального  опыта происходит постоянное видоизменение  или упрочение жизненно-политических позиций личности.

В политической социализации выделяют несколько этапов, связанных  с основными периодами жизни  человека.

Первый этап политической социализации происходит в детские  и юношеские годы в семье, школе, группе ровесников.

Второй этап – в процессе интенсивного обучения человека в различных  учебных заведениях, самообучения, под воздействием СМИ, разных социальных институтов. В это время формируется  информационная сторона мировоззрения  индивида, закладываются основы политической культуры. Важность данного этапа  обусловлена тем, что успешность его происхождения в значительной степени предопределяет будущее  страны – активность и осознанность политических действий.

Третий этап – это социализация индивида как личности в ходе активной деятельности, его включения в  работу политических институтов (государственных  структур, партий, общественных организаций, выборов и т.д.), в подготовку и  проведение всевозможных политических акций. Этим этапом завершается превращение  индивида в гражданина, человека, осознающего  себя членом государства.

Следует отметить, что первый и второй этапы политической социализации могут находиться в конфликте. Он возникает тогда, когда молодой  человек, получивший гуманные демократические  представления о политике в семье, школе, университете, сталкивается с  жесткими и далекими от демократии реалиями: авторитарной властью на производстве, безнравственностью политиков, бездушием и грубостью государственных служащих, разнообразными силовыми проявлениями власти. В этом случае происходит переоценка ценностей, проявлениями которой становятся аполитичность, конформизм или же радикальный политический протест. Здесь важно, чтобы воспитательный процесс не отрывался от реальной политической практики.

Информация о работе Основные формы демократии