Основные черты плюралистических (демократических) режимов и происходящих в них политических процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 09:04, контрольная работа

Краткое описание

Исходя из этого, основная цель работы изучить основные черты демократических режимов. При этом цель работы раскрывается через решение следующих задач:
-отразить понятие демократии, раскрыть ее сущность, критерии и принципы;
-рассмотреть основные разновидности демократических режимов;
-выявить политические процессы, какого типа преобладают в рамках демократических режимов и как они протекают;

Содержание

Введение
стр. 3
Глава 1. Основные черты плюралистических политических
режимов.
стр. 4
Глава 2. Разновидности плюралистических политических
режимов в некоторых странах.
стр. 8
Глава 3. Политические процессы какого типа преобладают
в рамках демократических режимов и как они протекают?
стр. 14
Заключение
стр. 17
Список литературы
стр. 18

Вложенные файлы: 1 файл

политология контр.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

 

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Политология»

На тему: Основные черты плюралистических (демократических) режимов и происходящих  в них политических процессов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент гр. ЮУПс-111

Зайкина О. Л..

Проверил:

проф. Кисляков М. М.

 

 

 

 

Кемерово 2013 г.

 

Содержание

 

 

Введение

стр. 3

Глава 1. Основные черты  плюралистических политических

режимов.

стр. 4

Глава 2. Разновидности  плюралистических политических

режимов в некоторых  странах.

стр. 8

Глава 3. Политические процессы какого типа преобладают

в рамках демократических  режимов и как они протекают?

стр. 14

Заключение

стр. 17

Список литературы

стр. 18


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Каждое государство  имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.

Проблема демократии и ее роли в общественно-политической жизни занимает одно из центральных  мест в политологии. Понятие “демократии” затрагивали как в Древнем  мире, так и в современном обществе. Про нее писали Геродот, Платон, Аристотель,Руссо, дж. Локк, Т. Гоббс, Брайс, Шерер, Гирншоу и другие известные ученые. Эта проблема волнует и сейчас многих ученых, и в дальнейшем она будет занимать одно из главных мест в политологии.

Исходя из этого, основная цель работы изучить основные черты демократических режимов. При этом цель работы раскрывается через решение следующих задач:

-отразить понятие  демократии, раскрыть ее сущность, критерии и принципы;

-рассмотреть основные  разновидности демократических  режимов;

-выявить политические процессы, какого типа преобладают в рамках демократических режимов и как они протекают;

-сделать выводы по теме.

При написании работы была использована монографическая, учебная  и периодическая литература по теме исследования.

 

Глава 1. Основные черты  плюралистических политических режимов.

Демократия- ( от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть ) - народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие[1]. С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.

Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

В современном мире происходит интенсивный процесс перехода тоталитарных и авторитарных режимов в демократические режимы. Сегодня ясно, что этот переход будет продолжительном. Независимая международная организация в 1992 г. провела исследование 186 стран и пришла к выводу, что с точки зрения уважения прав человека и политических свобод (важнейших критериев демократии, которые признаются на Западе), только 75 стран являются "свободными", 73 - "частично свободными" и 38 - "несвободными". Россия как "частично свободная" страна по уровню свободы, установленному этой международной организацией, оказалась между Таиландом и Панамой.

Основными чертами демократического режима являются:

1. Это легитимный режим, который основывается на принципе конституционализма. Согласно этому принципу конституция - основной закон государства - обладает высшей юридической силой по отношению ко всем иным

(1) Гаджиев К.С. Политическая  наука: Учебное пособие. - М.: Норма-М, 2005.

 правовым нормам. Принципы  демократии и основные права  и свободы человека фиксируются  в конституции и не могут быть отменены обычным путем. Если необходимо принять новый текст конституции, то он выносится на всенародное обсуждение (референдум) и считается принятым в случае его поддержки более чем половиной граждан, имеющих право голоса. Для того, чтобы этот принцип осуществлялся на практике, создан институт конституционного надзора.

2. Плюралистическая структура  политической власти, которая находит  воплощение в парламентаризме, выборности и сменяемости органов власти, а также их ответственности перед обществом. Под парламентаризмом понимается система государственного устройства, при которой парламент занимает центральное место в системе государственных органов, и только он имеет право принимать законы. Правительство лишь разрабатывает законопроекты и может вносить их на утверждение парламента. Парламент также обладает правом контролировать деятельность правительства.

3. Реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

4. Политический плюрализм.  Это означает, что жизнь в демократическом  обществе строится на основе конкуренции и взаимовлияния различных политических сил, действующих в рамках закона. Признаками политического плюрализма выступают: наличие многопартийной системы, в рамках которой каждая политическая партия равноправна и не имеет законодательно закрепленных преимуществ перед оппонентами, признание прав политической оппозиции на свободное выражение своих взглядов и убеждений через средства массовой информации.

5. Признание и гарантированность  прав и свобод каждого члена  общества. Гарантом конституционного и иного закрепления и осуществления на практике этих прав и свобод выступает институт конституционного надзора, который не может игнорировать общественное мнение и интересы широких слоев населения.

Этот принцип должен соблюдаться неукоснительно, так  как демократия, как и любая  власть, заключает в себе определенную опасность для отдельной личности, подчинив ее воле большинства или принося ее интересы в жертву государству. Такая власть может перерасти в свою противоположность — тоталитаризм, в абсолютную власть большинства над меньшинством, коллектива над личностью. Поэтому демократия должна быть также ограничена законом, который защищает от власти права и свободы личности.

Характерные черты демократического режима:

1)Суверенитет народа: именно народ выбирает своих  представителей власти и может  периодически сменять их. Выборы  должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми.

2)Периодическая выборность  основных органов государства.  Правительство рождается из выборов  и на определенный, ограниченный  срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство.

3)Демократия защищает  права отдельных личностей и  меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.

4)Равенство прав граждан  на участие в управлении государством: свобода создания политических  партий и других объединений  для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

Демократические государства  различны, но все они имеют общие  объединяющие черты: народовластие- т.е. признание народа источником власти, сувереном; правительство основано на согласии управляемых; правило большинства; правило меньшинства; гарантии основных прав человека; свободные и честные выборы; равенство перед законом; справедливое судопроизводство; конституционное ограничение правительства; социальный, экономический, идеологический и политический плюрализм; ценности сотрудничества и компромисса.

Современная демократия - это представительство интересов, а не сословий[2]. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство - это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и создан реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(2) Мухаев Р.Т. Политология:  учебник для студентов юридических  и гуманитарных факультетов.–  М., 2007.

 

Глава 2.Разновидности плюралистических политических режимов в некоторых  странах.

Различают следующие  основные разновидности демократических режимов[3].

Либеральные демократии исходят из приоритета прав личности над правами государства. Поэтому  они первостепенное внимание уделяют  созданию институциональных, правовых и иных гарантий для индивидуальной свободы, предотвращающих любое подавление личности властью. В этих целях либеральные демократии стремятся создавать механизмы, позволяющие обеспечивать права индивида за счет ограничения власти большинства. Сфера деятельности государства здесь сводиться, главным образом, к охране общественного порядка, обеспечению безопасности и юридической защите прав граждан. Важное значение при такой форме демократии придается разделению властей, совершенствованию механизмов их взаимного сдерживания и уравновешивания с целью предотвращения злоупотреблений властью, создания условий для проявления автономии личности.

Следует отметить, что либеральные  демократии в действительности есть весьма редкое явление. Австралия, Южная Африка, Новая Зеландия и Индия К такой форме демократии так же тяготеют, например, Соединенные Штаты Америки. Однако и здесь попытки ее осуществления в “чистом” виде постоянно наталкиваются на необходимость преодоления противоречий между индивидуальными, групповыми и общими интересами. Современное государство призвано выступать не только гарантом индивидуальных прав и свобод, но и регулировать экономические и социальные процессы с целью гармонизации интересов различных общественных групп.

Плюралистические демократии, которые характерны для большинства западноевропейских стран, исходят из того, что главными субъектами политики являются не индивиды и не народ, а различные группы людей. При этом считается, что только с помощью группы личность получает возможность политического

(3) Политология. Курс  лекций. / Под ред. М.Н.Марченко. - М., 2002.

 выражения и защиты своих  интересов. И именно в группе, а также в процессе межгрупповых  отношений формируются интересы  и мотивы политической деятельности  индивида. Народ же рассматривается как сложное, внутренне противоречивое образование, и он поэтому не может выступать главным субъектом политики. В плюралистических демократиях основное внимание уделяется созданию такого механизма политического взаимодействия, который обеспечивал бы возможность всем гражданам открыто выражать и отстаивать свои интересы. Доминирующая роль в этом механизме отводится независимым группам политического влияния. Здесь действует множество группировок - партий, общественных объединений и движений, - стремящихся участвовать в реализации власти или оказывать влияние на деятельность правящей группы. Важное значение придается также обеспечению баланса интересов различных социальных групп, созданию противовесов узурпации власти наиболее могущественными общественными группами или большинством граждан.

Коллективистские демократии, известны также под названием  Народные демократии, напротив, исходят  из того, что именно народ как  целостность, а не отдельные индивиды или группы людей обладает неделимым и неотчуждаемым правом устанавливать законы и определять деятельность правительства. Коллективистские демократии, так или иначе, признают приоритет народа или отождествляемого с ним крупного социального субъекта в выражении общей воли и осуществлении власти. Такие демократии фактически исходят из однородности народа как социального субъекта, непогрешимости его воли, и поэтому они абсолютизируют принцип подчинения меньшинства большинству, а также отрицают автономию личности. Попытки осуществить коллективистскую демократию в “чистом” виде приводили на деле к правлению от имени “народа” узкой группы лиц, к подавлению политических прав и гражданских свобод, к жестоким репрессиям против иного инакомыслия. Опыт их реализации в ряде стран показывает, что власть народа не может быть реальной без одновременного признания и институционально-правового закрепления личности в качестве важнейшего субъекта политики.

Информация о работе Основные черты плюралистических (демократических) режимов и происходящих в них политических процессов