Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 09:04, контрольная работа
Исходя из этого, основная цель работы изучить основные черты демократических режимов. При этом цель работы раскрывается через решение следующих задач:
-отразить понятие демократии, раскрыть ее сущность, критерии и принципы;
-рассмотреть основные разновидности демократических режимов;
-выявить политические процессы, какого типа преобладают в рамках демократических режимов и как они протекают;
Введение
стр. 3
Глава 1. Основные черты плюралистических политических
режимов.
стр. 4
Глава 2. Разновидности плюралистических политических
режимов в некоторых странах.
стр. 8
Глава 3. Политические процессы какого типа преобладают
в рамках демократических режимов и как они протекают?
стр. 14
Заключение
стр. 17
Список литературы
стр. 18
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Кафедра гуманитарных дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Политология»
На тему: Основные черты плюралистических (демократических) режимов и происходящих в них политических процессов
Выполнил:
студент гр. ЮУПс-111
Зайкина О. Л..
Проверил:
проф. Кисляков М. М.
Кемерово 2013 г.
Содержание
Введение |
стр. 3 |
Глава 1. Основные черты плюралистических политических режимов. |
стр. 4 |
Глава 2. Разновидности плюралистических политических режимов в некоторых странах. |
стр. 8 |
Глава 3. Политические процессы какого типа преобладают в рамках демократических режимов и как они протекают? |
стр. 14 |
Заключение |
стр. 17 |
Список литературы |
стр. 18 |
Введение
Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.
Проблема демократии и ее роли в общественно-политической жизни занимает одно из центральных мест в политологии. Понятие “демократии” затрагивали как в Древнем мире, так и в современном обществе. Про нее писали Геродот, Платон, Аристотель,Руссо, дж. Локк, Т. Гоббс, Брайс, Шерер, Гирншоу и другие известные ученые. Эта проблема волнует и сейчас многих ученых, и в дальнейшем она будет занимать одно из главных мест в политологии.
Исходя из этого, основная цель работы изучить основные черты демократических режимов. При этом цель работы раскрывается через решение следующих задач:
-отразить понятие демократии, раскрыть ее сущность, критерии и принципы;
-рассмотреть основные разновидности демократических режимов;
-выявить политические процессы
-сделать выводы по теме.
При написании работы была использована монографическая, учебная и периодическая литература по теме исследования.
Глава 1. Основные черты плюралистических политических режимов.
Демократия- ( от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть ) - народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие[1]. С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.
Демократический режим -
характеризуется высокой
В современном мире происходит интенсивный процесс перехода тоталитарных и авторитарных режимов в демократические режимы. Сегодня ясно, что этот переход будет продолжительном. Независимая международная организация в 1992 г. провела исследование 186 стран и пришла к выводу, что с точки зрения уважения прав человека и политических свобод (важнейших критериев демократии, которые признаются на Западе), только 75 стран являются "свободными", 73 - "частично свободными" и 38 - "несвободными". Россия как "частично свободная" страна по уровню свободы, установленному этой международной организацией, оказалась между Таиландом и Панамой.
Основными чертами демократического режима являются:
1. Это легитимный режим, который основывается на принципе конституционализма. Согласно этому принципу конституция - основной закон государства - обладает высшей юридической силой по отношению ко всем иным
(1) Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. - М.: Норма-М, 2005.
правовым нормам. Принципы
демократии и основные права
и свободы человека
2. Плюралистическая структура политической власти, которая находит воплощение в парламентаризме, выборности и сменяемости органов власти, а также их ответственности перед обществом. Под парламентаризмом понимается система государственного устройства, при которой парламент занимает центральное место в системе государственных органов, и только он имеет право принимать законы. Правительство лишь разрабатывает законопроекты и может вносить их на утверждение парламента. Парламент также обладает правом контролировать деятельность правительства.
3. Реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
4. Политический плюрализм. Это означает, что жизнь в демократическом обществе строится на основе конкуренции и взаимовлияния различных политических сил, действующих в рамках закона. Признаками политического плюрализма выступают: наличие многопартийной системы, в рамках которой каждая политическая партия равноправна и не имеет законодательно закрепленных преимуществ перед оппонентами, признание прав политической оппозиции на свободное выражение своих взглядов и убеждений через средства массовой информации.
5. Признание и гарантированность прав и свобод каждого члена общества. Гарантом конституционного и иного закрепления и осуществления на практике этих прав и свобод выступает институт конституционного надзора, который не может игнорировать общественное мнение и интересы широких слоев населения.
Этот принцип должен
соблюдаться неукоснительно, так
как демократия, как и любая
власть, заключает в себе определенную
опасность для отдельной
Характерные черты демократического режима:
1)Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми.
2)Периодическая выборность
основных органов государства.
Правительство рождается из
3)Демократия защищает
права отдельных личностей и
меньшинства. Мнение
4)Равенство прав граждан
на участие в управлении
Демократические государства различны, но все они имеют общие объединяющие черты: народовластие- т.е. признание народа источником власти, сувереном; правительство основано на согласии управляемых; правило большинства; правило меньшинства; гарантии основных прав человека; свободные и честные выборы; равенство перед законом; справедливое судопроизводство; конституционное ограничение правительства; социальный, экономический, идеологический и политический плюрализм; ценности сотрудничества и компромисса.
Современная демократия
- это представительство
(2) Мухаев Р.Т. Политология:
учебник для студентов
Глава 2.Разновидности
Различают следующие основные разновидности демократических режимов[3].
Либеральные демократии исходят из приоритета прав личности над правами государства. Поэтому они первостепенное внимание уделяют созданию институциональных, правовых и иных гарантий для индивидуальной свободы, предотвращающих любое подавление личности властью. В этих целях либеральные демократии стремятся создавать механизмы, позволяющие обеспечивать права индивида за счет ограничения власти большинства. Сфера деятельности государства здесь сводиться, главным образом, к охране общественного порядка, обеспечению безопасности и юридической защите прав граждан. Важное значение при такой форме демократии придается разделению властей, совершенствованию механизмов их взаимного сдерживания и уравновешивания с целью предотвращения злоупотреблений властью, создания условий для проявления автономии личности.
Следует отметить, что либеральные демократии в действительности есть весьма редкое явление. Австралия, Южная Африка, Новая Зеландия и Индия К такой форме демократии так же тяготеют, например, Соединенные Штаты Америки. Однако и здесь попытки ее осуществления в “чистом” виде постоянно наталкиваются на необходимость преодоления противоречий между индивидуальными, групповыми и общими интересами. Современное государство призвано выступать не только гарантом индивидуальных прав и свобод, но и регулировать экономические и социальные процессы с целью гармонизации интересов различных общественных групп.
Плюралистические демократии, которые характерны для большинства западноевропейских стран, исходят из того, что главными субъектами политики являются не индивиды и не народ, а различные группы людей. При этом считается, что только с помощью группы личность получает возможность политического
(3) Политология. Курс лекций. / Под ред. М.Н.Марченко. - М., 2002.
выражения и защиты своих
интересов. И именно в группе,
а также в процессе
Коллективистские демократии, известны также под названием Народные демократии, напротив, исходят из того, что именно народ как целостность, а не отдельные индивиды или группы людей обладает неделимым и неотчуждаемым правом устанавливать законы и определять деятельность правительства. Коллективистские демократии, так или иначе, признают приоритет народа или отождествляемого с ним крупного социального субъекта в выражении общей воли и осуществлении власти. Такие демократии фактически исходят из однородности народа как социального субъекта, непогрешимости его воли, и поэтому они абсолютизируют принцип подчинения меньшинства большинству, а также отрицают автономию личности. Попытки осуществить коллективистскую демократию в “чистом” виде приводили на деле к правлению от имени “народа” узкой группы лиц, к подавлению политических прав и гражданских свобод, к жестоким репрессиям против иного инакомыслия. Опыт их реализации в ряде стран показывает, что власть народа не может быть реальной без одновременного признания и институционально-правового закрепления личности в качестве важнейшего субъекта политики.